Юрий Сафронов:
ИТ должны помогать бизнесу
достигать стратегических целей
О том, как происходило внедрение ERP-системы Microsoft Dynamics AX 2012 в сети розничных магазинов цифровой и компьютерной техники «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», в интервью CNews рассказал ИТ-директор сети Юрий Сафронов.
CNews: Расскажите об основных этапах внедрения ERP-системы в вашей торговой сети. Какие основные ИТ-средства использовались?
Юрий Сафронов: Мы готовились к проекту несколько месяцев - с апреля по
август 2012 г. Но непосредственно внедрение проходило методом большого взрыва –
за одну ночь, когда мы просто выключили одну систему и наутро включили другую,
для всей компании. Во время запуска системы произошло несколько сбоев, на
полное устранение которых ушло еще порядка 3 недель. В частности, на
восстановление работы интернет-магазина ушло 2-3 дня, до конца августа мы устранили
все неполадки в работе оффлайн магазинов.
В
качестве платформы для новой ERP-системы была
выбрана последняя версия Microsoft Dynamics AX 2012. На тот момент в компании
использовали 4-ю версию Axapta, внедренную в 2009
г. Однако я неоднократно подчеркивал, что целью проекта был не переход с версии
на версию, а смена всей ритейловой платформы.
При
выборе платформы мы также рассматривали SAP for Retail и Oracle. AX2012 выбрали
по нескольким причинам. Во-первых, AX 2012 –
комплексная, широкофункциональная система, работающая как в фронт-, так
и в бэкофисе, с заделом технологических возможностей на будущее. Это полностью
отвечает нашим целям автоматизировать все бизнес-процессы на основе единой
платформы, покрывающей все функциональные задачи. Так, на данный момент с
помощью Microsoft Dynamics AX 2012 мы автоматизировали три основных блока:
количественно-товарный учёт, управление ассортиментом и ценообразование – и несколько второстепенных. В частности, к
Microsoft Dynamics AX 2012 также были подключены контакт-центр и интернет-магазин, с помощью платформы автоматизирован
блок управления товародвижением по штрих-кодам и реализован корпоративный
портал.
Другое важное требование к новой ИТ-платформе – производительность и
масштабируемость системы. В ближайшие несколько лет в связи развитием сети
системе придется справиться с четырехкратным увеличением количества магазинов,
следовательно, с огромным постоянно растущим объемом информации.
CNews: Какие
бизнес-процессы еще нуждаются в информатизации в настоящее время?
Юрий Сафронов: Для ритейловой отрасли крайне важно оперативно получать информацию из точек продаж. Компания должна постоянно отслеживать ситуацию, так как при сегодняшнем уровне конкуренции на рынке компьютерной и цифровой техники иногда по несколько раз в день приходится менять цены, и все эти изменения должны молниеносно отображаться на полках магазинов. Без инструмента, который позволяет делать это оперативно, невозможно быстро проводить анализ и предпринимать необходимые действия.
Недавно
мы с помощью "КОРУС Консалтинг" приступили к новому проекту по автоматизации работы кассовой зоны с помощью
дополнительного модуля Microsoft Dynamics AX for Retail POS 2012. Речь идет об
автоматизации управления платежами, картами лояльности и подарочными картами,
автоматизации маркировки полок и товаров, управления ценниками; а также
внедрении в магазинах автоматизированной аналитической отчетности.
Кроме того, в новой
версии АХ 2012 мы планируем запустить модули документооборота, бюджетирования,
управления цепочками поставок, а также автоматизировать бизнес-процессы по
управлению персоналом и проектами.
CNews: Как оценить эффективность
внедрения ИТ в торговой сети? Каковы, на ваш взгляд, требования по его
окупаемости?
Юрий
Сафронов: Эффективность внедрения информационных
технологий следует оценивать только с точки зрения их полезности для бизнеса.
Для нас назначение автоматизации очевидно – помогать бизнесу решать текущие
задачи и достигать стратегических целей. Цели бизнеса также понятны - увеличение
выручки, прибыли, капитализации компании. Если информационная система
положительно влияет на эти показатели – значит, инвестиции в информатизацию не напрасны.
Почему было принято решение о смене
ERP-системы в сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ»? В начале 2012 г. руководство
компании заявило об амбициозных планах: к 2015 г. увеличить количество
магазинов со 106 до 300, добившись годового оборота в 36 млрд. рублей, и в
конце 2015 г. выйти на IPO. Перед ИТ-подразделением была поставлена цель –
обеспечить развитие сети технологически, поддержать новые требования бизнеса на
ближайшие 5-6 лет. При состоянии ИТ-инфраструктуры, которая существовала в
компании в тот момент, достичь целей по развитию сети было бы невозможно. Модернизировав
информационную платформу бизнеса, мы, в том числе, увеличили капитализацию
сети, а это как раз то, что важно в
свете планов выхода на IPO.