oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Юрий Сафронов

Юрий Сафронов:
ИТ должны помогать бизнесу достигать стратегических целей



О том, как происходило внедрение ERP-системы Microsoft Dynamics AX 2012 в сети розничных магазинов цифровой и компьютерной техники «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», в интервью CNews рассказал ИТ-директор сети Юрий Сафронов.

CNews: Расскажите об основных этапах внедрения ERP-системы в вашей торговой сети. Какие основные ИТ-средства использовались?



Юрий Сафронов:
Мы готовились к проекту несколько месяцев - с апреля по август 2012 г. Но непосредственно внедрение проходило методом большого взрыва – за одну ночь, когда мы просто выключили одну систему и наутро включили другую, для всей компании. Во время запуска системы произошло несколько сбоев, на полное устранение которых ушло еще порядка 3 недель. В частности, на восстановление работы интернет-магазина ушло 2-3 дня, до конца августа мы устранили все неполадки в работе оффлайн магазинов.



В качестве платформы для новой ERP-системы была выбрана последняя версия Microsoft Dynamics AX 2012. На тот момент в компании использовали 4-ю версию Axapta, внедренную в 2009 г. Однако я неоднократно подчеркивал, что целью проекта был не переход с версии на версию, а смена всей ритейловой платформы.



При выборе платформы мы также рассматривали SAP for Retail и Oracle. AX2012 выбрали по нескольким причинам. Во-первых, AX 2012 – комплексная, широкофункциональная система, работающая как в фронт-, так и в бэкофисе, с заделом технологических возможностей на будущее. Это полностью отвечает нашим целям автоматизировать все бизнес-процессы на основе единой платформы, покрывающей все функциональные задачи. Так, на данный момент с помощью Microsoft Dynamics AX 2012 мы автоматизировали три основных блока: количественно-товарный учёт, управление ассортиментом и ценообразование – и несколько второстепенных. В частности, к Microsoft Dynamics AX 2012 также были подключены контакт-центр и интернет-магазин, с помощью платформы автоматизирован блок управления товародвижением по штрих-кодам и реализован корпоративный портал.

Другое важное требование к новой ИТ-платформе – производительность и масштабируемость системы. В ближайшие несколько лет в связи развитием сети системе придется справиться с четырехкратным увеличением количества магазинов, следовательно, с огромным постоянно растущим объемом информации.



CNews: Какие бизнес-процессы еще нуждаются в информатизации в настоящее время?

Юрий Сафронов: Для ритейловой отрасли крайне важно оперативно получать информацию из точек продаж. Компания должна постоянно отслеживать ситуацию, так как при сегодняшнем уровне конкуренции на рынке компьютерной и цифровой техники иногда по несколько раз в день приходится менять цены, и все эти изменения должны молниеносно отображаться на полках магазинов. Без инструмента, который позволяет делать это оперативно, невозможно быстро проводить анализ и предпринимать необходимые действия.



Недавно мы с помощью "КОРУС Консалтинг" приступили к новому проекту по автоматизации работы кассовой зоны с помощью дополнительного модуля Microsoft Dynamics AX for Retail POS 2012. Речь идет об автоматизации управления платежами, картами лояльности и подарочными картами, автоматизации маркировки полок и товаров, управления ценниками; а также внедрении в магазинах автоматизированной аналитической отчетности.



Кроме того, в новой версии АХ 2012 мы планируем запустить модули документооборота, бюджетирования, управления цепочками поставок, а также автоматизировать бизнес-процессы по управлению персоналом и проектами.


CNews: Как оценить эффективность внедрения ИТ в торговой сети? Каковы, на ваш взгляд, требования по его окупаемости?



Юрий Сафронов:
Эффективность внедрения информационных технологий следует оценивать только с точки зрения их полезности для бизнеса. Для нас назначение автоматизации очевидно – помогать бизнесу решать текущие задачи и достигать стратегических целей. Цели бизнеса также понятны - увеличение выручки, прибыли, капитализации компании. Если информационная система положительно влияет на эти показатели – значит, инвестиции в информатизацию не напрасны.



Почему было принято решение о смене ERP-системы в сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ»? В начале 2012 г. руководство компании заявило об амбициозных планах: к 2015 г. увеличить количество магазинов со 106 до 300, добившись годового оборота в 36 млрд. рублей, и в конце 2015 г. выйти на IPO. Перед ИТ-подразделением была поставлена цель – обеспечить развитие сети технологически, поддержать новые требования бизнеса на ближайшие 5-6 лет. При состоянии ИТ-инфраструктуры, которая существовала в компании в тот момент, достичь целей по развитию сети было бы невозможно. Модернизировав информационную платформу бизнеса, мы, в том числе, увеличили капитализацию сети, а это как раз то, что важно в свете планов выхода на IPO.


Вернуться на главную страницу обзора