Евгений Кардаш:
Мы сохранили численность
управленцев при 5-кратном росте производства
Об особенностях информатизации производства лекарственных препаратов в интервью CNews рассказал Евгений Кардаш, директор по экономической безопасности «НТФФ «ПОЛИСАН».
CNews:
Каковы особенности фармацевтического производства? Какие специфические,
характерные бизнес-процессы в нем присутствуют?
Евгений Кардаш: Стоит выделить два ключевых фактора. Основное – это
контроль качества и требования регулируемых органов к ведению электронного досье
каждой серии выпускаемого препарата. При этом система менеджмента качества -
это не только отдельные модули в СЭД и ERP. По значимости это действительно «скелет»
фармпроизводства, который устанавливает требования для всех бизнес-процессов
компании.
В части фармпроизводства сложность составляет
автоматизация широкой номенклатуры продукции при малых циклах производства. В
отличие от базового для ERP «позаказного производства», фармпроизводство формирует
потребность в изменении схем идеологии функциональности производственного
планирования.
Кроме этого существует масса «трудоемких мелочей», вроде управление учетом
спецодежды, арбитражное хранение, заказ, хранение и логистика готовой
продукции, которая участвует в промоакциях, и ряд других вспомогательных
процессов, требующих автоматизации.
CNews: Каковы в этой связи специфические требования к информатизации
фармацевтического производства?
Евгений Кардаш: Таких требований достаточно много. Например, это высокая
интеграция бизнес-процессов в части производства, логистики, управления
качеством, с возможностью формирования на каждом этапе регламентированных
первичных документов. Это внедрение системы, которая поддерживает бизнес онлайн.
Другим важным аспектом является
требования GMP по обязательной валидации компьютерных систем. Это
обстоятельство следует учесть при планировании внедрения, имея ввиду как
сертификацию программно-аппаратного комплекса, так и надлежащее
исполнение (в том числе документирование) всех этапов работ по внедрению и
сопровождению софта.
CNews: «ПОЛИСАН» работает на рынке фармпроизводства с 1992 г. Расскажите об
основных этапах его информатизации.
Евгений Кардаш: Отправной точкой автоматизации компании следует считать
2002 г., когда одновременно с вводом в эксплуатацию нового центрального офиса
начала функционировать корпоративная локальная сеть. На этот момент потребности
контрактного производства и бухгалтерии покрывались отечественным продуктом –
«Бизнес Про».
Весной 2004 г., приступив к проектированию первой очереди завода по
производству готовых лекарственных средств (ГЛС), совместно с компанией GMCS мы начали внедрение ERP-cистемы BAAN IV. Мы выбрали путь комплексного внедрения единой
информационной платформы и шли от виртуальной модели, созданной в период
проектирования нового завода по производству ГЛС, к организации физических
бизнес-процессов.
Проект растянулся на полтора года,
поскольку начинался на стадии нулевого цикла строительных работ. Запустив
базовую функциональность Infor ERP BAAN IV в модулях «Производство», «Склад,
снабжение, сбыт», «Бухгалтерия» и специально созданный под проект «Контроль
качества», мы в течение 6 лет преимущественно собственными силами
совершенствовали систему под отраслевую специфику и текущие потребности
бизнеса.
CNews: Получается, что автоматизация осуществлялась параллельно со
строительством собственной производственной площадки. С какими сложностями
пришлось столкнуться?
Евгений Кардаш: Как известно, проблемы и возможности - это две
стороны одной медали. У нас не было ни достаточного производственного опыта, ни
подготовленного персонала, ни ясного представления о «дизайне» будущих
производственных процессов. В основу был положен проект технологии,
разработанный нашим чешским партнером – компанией «Лаб Фарма», адаптированный к
российским реалиям проектной группой строящегося завода.
Ключевую роль в разработке модели информационной системы сыграл консультант в лице GMCS. Сформировав
модели производства, контроля качества и логистики, команда пришла к пониманию,
что ни «Бизнес – Про», ни 1С не покроют потребности бухгалтерии без серьезных
доработок и шлюза, а также последующей избыточной трудоемкости текущих операций.
Так «от отчаяния» и родилась концепция комплексного внедрения.
Первый год промышленной эксплуатации был серьезным испытанием на прочность для
всей команды внедрения, из которой и сформировался нынешний костяк компании.
Дальнейшие проекты автоматизации были менее «кровопролитны». В 2008 г. был
внедрен электронный документооборот на базе DocsVision. С участием консультанта
был разработан и внедрен самый сложный модуль «Управление документами СМК».
Модули «Управления договорами», «Внутренняя организационно-распорядительная
документация», «Управление канцелярией», «Управление упаковочными материалами»,
«Управление финансовыми заявками» и «Управление должностными инструкциями»
настраивались постепенно и уже самостоятельно.
CNews: В 2012 г. было принято решение о модернизации ERP-системы. Каковы
предпосылки данного проекта, какие модули системы были внедрены?
Евгений Кардаш: За последние 4 года пул компаний, использующих платформу
BAAN IV, активно сокращался за счет миграции на новую версию программы. Позитивный
опыт миграции на рынке других компаний, а так же наша потребность в
реформировании бухгалтерского учета в расширении функционала системы в аудите
процессов инициировали обсуждение вопроса о переходе на Infor LN.
Также поводом, конечно, стал пуск
второй очереди завода и необходимость масштабирования системы. Основную
сложность в нашем случае представляла глубокая кастомизация – к этому моменту в
системе было сделано большое количество доработок, часть которых охватили
бизнес-процессы, характерные для отрасли, но не учтенные в базовой модели типа:
возврат в производство, роялти и т.п., а часть принципиально расширяла
функциональность – производственное планирование. Поэтому перенести все это путем
банальной миграции просто не представлялось возможным.
Мы использовали этапы обследования и
моделирования для реинжениринга всего комплекса бизнес-процессов компании.
В результате нам удалось осуществить перевод частных доработок в полноценное
отраслевое решение для фармы с использованием функциональности новой версии ПО
и преимуществ Infor LN.
На сегодняшний день можно
констатировать, что первый этап миграции успешно завершен. Имевшаяся ранее
функциональность кастомизированной версии BAAN IV перенесена и работает на
платформе Infor LN. В частности, функционируют
модули «Склад, снабжение, сбыт» с расширенной функциональностью в части
управления логистикой рекламных материалов и спецодежды; «Производство» в
формате закрытия каждой рабочей смены; «Качество» в формате «запрещающий контроль»;
«Бухгалтерский и налоговый учет» в реформированной версии; «Финансы»;
«Производственное планирование».
В настоящий момент в рамках развития системы активно дорабатываются модули «Производство» и
«Качество» для перехода к возможности получения электронного досье всей
номенклатуры продукции с учетом новых требований. Кроме того, начато внедрение
модуля «Сервис», который позволит автоматизировать управление ремонтами
инженерного и технологического оборудования, а так же обслуживания и
эксплуатацию КИПиА. Разработаны принципы и подходы для подготовки отчетности по
МСФО.
CNews: Возможно ли уже сейчас оценить эффективность этого проекта?
Евгений Кардаш: Следует отметить, что между внедрением ERP и перевнедрением
успешно работающей системы существует большая разница. Шестилетний опыт
эксплуатации сформировал качественно нового заказчика во всех структурах
компании. Это обстоятельство ключевым образом изменило подход к функциональным
требованиям даже не модулей, а конкретных операторских ролей и рабочих
процедур. Итогом, бесспорно, является новый уровень управления производством и
контролем качества в режиме онлайн.
Непросто измерить в деньгах оперативность и достоверность информационного
обеспечения управленческих решений, но есть и другие эффекты. В частности,
возможность сохранения численности управленческого аппарата при 5-кратном росте
объемов выпуска готовой продукции. Это получение пошагового описания рабочих
процедур и настройка операторского меню под конкретную роль, что позволяет
поддерживать высокий уровень обучения пользователей. Как следствие, сокращение
периода адаптации новых сотрудников, снижение зависимости от эксклюзивных
персональных компетенций.
В части управленческого учета - возможность получения аналитики по ключевым
направлениям и процессам. На главное, пожалуй, это получение карты
бизнес-процессов, что стандартизирует подходы управления внутри компании с
одной стороны, а с другой позволяет поддерживать бизнес онлайн в режиме 24/365.