CNews: Каков объем рынка мобильных приложений России по направлению
навигационных услуг? Какова динамика спроса в 2013 в сравнении с 2011 и 2012?
Александр
Казаков: Объем рынка навигационных
мобильных приложений России имеет тенденцию к
устойчивому росту. Так, по прогнозам различных аналитических агентств, доходы
от
геолокационных сервисов в России к 2016 году составят $121,7 млн. А в 2012
году объем
российского рынка мобильных навигационных приложений и сервисов,
основанных на местоположении, составил $36,8 млн.
Одной из ярких
тенденций в индустрии становится всеобщая
мобильность: по прогнозам аналитиков, количество пользователей мобильных устройств в
России к концу 2013 года составит около 79 млн. При этом 99% покупаемых
мобильных устройств имеют навигационный модуль. Еще одним трендом стал спрос на
динамический контент — пробки, события, цены и др. Огромной популярностью
пользуется интеграция с социальными сетями (
Facebook,
ВКонтакте,
Twitter) и геосоциальными сервисами (
Foursquare,
AlterGeo). При этом
мобильные устройства с каждым годом становятся доступнее — рынок бюджетных
моделей планшетов и смартфонов стремительно расширяется.
Спрос на мобильные
приложения в России также неуклонно растет. За последние 4 года количество
скачиваний программы Navitel как с сайта компании,
так и из различных маркетов (АppStore,
Google Play) увеличилось более чем в 3
раза. С начала 2013 года
мобильная версия «Навител Навигатор» была скачана
более 1,7 млн, что на 80% больше, чем за тот же период 2011 года, и на 50%
больше, чем в 2012 году.
CNews: Каким путем идет большинство
клиентов – приобретение «коробочного устройства» (т.е. отдельный
прибор-навигатор с предустановленным ПО) или покупка лицензии на ПО для
использования на мобильных устройствах?
Александр Казаков: Сейчас наблюдается активная
тенденция не только к приобретению смартфонов и
планшетов, но и навигационных
устройств. Это связано со снижением их стоимости, увеличением ассортимента и,
соответственно, большей доступностью таких устройств. Однако до 2012 года доля
пользователей «
Навител Навигатор» на навигационных устройствах составляла 60%.
Теперь она сократилась до 45% за счет увеличения количества пользователей на
смартфонах и планшетах.
CNews: Компания Navitel известна как разработчик
мультиплатформенной навигации. Как распределяется количество пользователей «Навител
Навигатор» на различных ОС?
Александр Казаков: Приложение «Навител» загружают более
250 тыс. пользователей ежемесячно. Безусловно, среди смартфонов и
коммуникаторов лидируют устройства на платформе
Android — на них приходится
около 3,2 млн активаций за год. Устройства под управлением
iOS
отстают незначительно — за ними числится около 2,9 млн
активаций.
Доли мобильных ОС в Navitel
Источник:
Navitel,
2013
CNews: Каковы
преимущества и недостатки пользования ПО «Навител Навигатор» на портативныx автонавигаторах и встроенных устройствах?
Какие дополнительные сервисы могут быть предоставлены владельцам смартфонов в
силу их функциональных особенностей?
Александр
Казаков: К преимуществам использования
коробочных устройств и
встроенной навигации можно отнести узкую специализацию такого устройства. Такой
гаджет работает по своему прямому назначению, прост в использовании и не
требует настройки. По сути, он представляет собой законченное
программно-аппаратное решение. Навигационная программа в нем уже установлена и настроена,
достаточно нажать кнопку, чтобы включить и поехать. К недостаткам можно отнести
тот факт, что не очень большое число таких устройств имеет модуль для доступа в
интернет, потому пользователь не имеет возможности получать информацию о трафике
и другие интерактивные данные.
Пользователи
смартфонов и
коммуникаторов, хоть и должны самостоятельно устанавливать и
настраивать софт на устройстве, имеют возможность пользоваться всеми
современными онлайн-сервисами.
Александр
Казаков: Наша картографическая экспансия направлена в первую очередь на
страны Восточной и Западной Европы,
Латинскую Америку,
Ближний Восток и Среднюю
Азию. Но поддержка и уточнение картографических данных
в России и
странах СНГ
также находится в постоянном фокусе нашего внимания, мы не останавливаем свои
работы по этим территориям.
Начав
в 2006 году с карты России, сегодня мы можем уверенно сказать, что наши темпы
роста увеличиваются в геометрической
прогрессии. В прошлом году мы выпустили на рынок карты более 25 государств и не
собираемся сбавлять темпы своего развития. Собственный отдел специалистов в
области геодезии и картографии с парком специально оборудованных автомобилей занимается
выверкой
дорожного графа и сбором информации о полезных объектах для создания
актуальных и подробных навигационных карт. Около 30 экипажей
ежедневно собирают порядка 7 тыс. км
треков с
видеозаписями. За последние 2 года количество городов и населенных пунктов на
наших картах выросло в 5 раз.
CNews: Какой процент ваших заказчиков
составляют бизнес-клиенты? Какие продукты они приобретают? Растет ли доля
бизнес-заказчиков?
Александр
Казаков: Наша компания сотрудничает с ведущими производителями
навигационного оборудования, КПК и коммуникаторов, PND, автопроизводителями, а
также с крупнейшими розничными сетями. У нас порядка 400 бизнес-партнеров в
разных странах мира, их количество растет с расширением нашей картографической
экспансии. Как правило, самый популярный комплект поставки – это карты России с
различным набором карт Восточной и
Западной Европы. То есть производители
предпочитают покупать единое решение, которое можно использовать сразу на всех
рынках, где представлена их продукция. Кроме этого, навигация «Навител»
поставляется в качестве встроенной на
автомобилях Lada Priora, Kalina и на ряде
моделей
Hyundai.
В соответствии с пожеланиями наших партнеров мы можем делать глубокую
кастомизацию интерфейса программы.
CNews: Какие обновленные функции были
реализованы в ПО «Навител Навигатор» в 2012-2013 годах? Каковы планы
дальнейшего развития?
Александр
Казаков: Мы
кардинально изменили
интерфейс программы – он стал проще, легче, дружественнее
к пользователю. По мнению экспертов, новый «Навител» является примером удобного
и современного интерфейса навигационного ПО. Из новых функций можно отметить отображение
приоритетных полос движения при маневре, что помогает подготовиться к нему
заранее;
прогноз погоды в любой точке мира;
динамические POI, то есть информацию
о различных типах точек интереса на картах страны (стоимость топлива на
автомобильных
заправках, расписание киносеансов, данные о
ресторанах и кафе и др.). Также у
нас появился геосоциальный сервис «
Навител.Друзья», который позволяет наблюдать
за местоположением своих друзей в реальном времени, обмениваться с ними сообщениями
или прокладывать маршрут для встречи.
В
ближайшее время выйдет совершенно новая
трехмерная версия «Навител» с поддержкой
OpenGL. В настоящий момент она проходит финальное тестирование и скоро будет
доступна всем пользователям. В дальнейших планах у нас реализация
функционала построения альтернативных
маршрутов по выбору пользователя; расширение геосоциальных сервисов;
«карты в аренду» (возможность купить карты на короткий период, например, на
время отпуска); голосовой и онлайн-поиск.
CNews: Как отражается на состоянии вашего бизнеса и динамике продаж
появление бесплатных мобильных приложений для навигации? Расскажите о ваших
конкурентных преимуществах.
Александр Казаков: Бесплатные
мобильные приложения для навигации существуют на рынке не один год, но не
составляют какой-либо серьезной конкуренции коммерческой навигации. Такие
приложения отличаются очень ограниченным функционалом и требуют для корректной
работы
постоянного подключения к интернету, что редко устраивает большинство
пользователей навигации.
Наше главное отличие от конкурентов в том, что мы поставляем
на рынок полностью законченное решение: собственная программа + собственная
карта. Мы не зависим от стороннего поставщика картографии, что позволяет нам
быть гибкими с точки зрения ценообразования и предоставляемых рынку
навигационных решений. В связи с выходом
на глобальный рынок мы обеспечили полную мультиязычность нашего интерфейса и
поддерживаем почти 30 языковых версий программы. На текущий момент мы
единственная из российских компаний, которая способна предложить своим
бизнес-партнерам и конечным пользователям карты 60 стран мира.