Александр Борисов:
Эффективность нашего
прогноза в 2 раза выше нормы
Александр Борисов, руководитель отдела коммерческого контроллинга российского подразделения компании METRO Cash & Carry, рассказал в интервью CNews о том, как в компании организована работа в сфере бизнес-аналитики. С точки зрения ИТ-инфраструктуры обеспечиваются централизация и преемственность.
CNews:
Как вы оцениваете динамику спроса на решения по бизнес-аналитике в вашей
отрасли в России в 2013 году по сравнению с прошлым годом?
Александр
Борисов: Интерес к бизнес-аналитике безусловно растет. Растет
конкуренция, растет сама страна, соответственно, анализируется все больше информации
по разным направлениям деятельности бизнеса, начиная от клиентов, заканчивая
партнерами, поставщиками. Аналитика растет как количественно, так и
качественно. На процесс влияет не только бурный рост числа торговых точек.
Меняется направленность, глубина анализа, поэтому развиваются инструменты.
В "МЕТРО Кэш энд Керри" это не сильно
видно, поскольку российское подразделение бизнеса работает с аналитикой с 2004
года. Но на конференциях явно ощущается, что коллеги по цеху растут шаг за
шагом. Если еще 2–3 года назад российские компании только начали строить хранилища
данных, то сегодня уже накопили данные и концентрируются на аналитических
инструментах. Их задача – предоставить пользователю как можно более
качественную информацию.
CNews:
Насколько велик разрыв в качестве аналитики российской розницы и западной?
Александр
Борисов: Сейчас много западных специалистов работает в
российских компаниях, и благодаря им аналитика набирает мощь, которая была
характерна европейскому рынку десятилетней давности. К тому же компании, как
новички, внедряют самые современные технологии. А в устоявшемся бизнесе
невозможно быстро изменить бизнес-процессы, инструментарий. Поэтому мы идем от
наших клиентов, а развивающиеся коллеги – от технологичности.
На протяжении более чем 10 лет компания Teradata является партнером группы МЕТРО. Информация и данные для группы являются ключевым активом, находящимся в основе принятия взвешенных решений, которые являются залогом стабильного роста доли компании на мировом рынке. При помощи решений Teradata группа МЕТРО хранит и анализирует широкий спектр данных для поддержки принятия решений в таких областях, как финансовая и клиентская аналитика, совместная работа с поставщиками, планирование. Важным элементом является аналитика для поддержки управления цепочкой поставок, оптимизация ассортимента, дистрибуции и способов доставки, управление складом. Технологии Teradata также поддерживают такие инновационные инициативы МЕТРО, как автоматизация процесса пополнения товарного запаса и внедрение RFID.
По выступлениям и обсуждениям видно, что плотно
используется BI, есть попытки работать с Big Data – анализировать интернет-источники.
Это означает, что бизнес-аналитика используется отечественной розницей на
хорошем уровне.
CNews:
Какая доля ИТ-бюджета вашей компании приходится на бизнес-аналитику?
Александр
Борисов: Бюджеты формируются в штаб-квартире компании в Германии,
серверная часть, в том числе поддерживающая аналитику, также находится в
Германии.
ИТ-служба корпорации организована как дочерняя
компания "Метро Системс", имеющая свои представительства в странах
присутствия, и ИТ-бюджет в ответственности этой компании. Если говорить о корпорации, то в этом году была
модернизирована серверная составляющая хранилища данных. Поэтому можно сказать,
что в 2012–2013 годах доля расходов на бизнес-аналитику выросла.
Александр
Борисов: У компании уже 68 торговых центров МЕТРО в России –
– и их число будет расти темпами не ниже предыдущих лет. . Это быстрее, чем в
других странах.
Поскольку компания ориентирована на продажи B2B, нас
интересуют населенные пункты с большим количеством компаний СМБ. Мы оцениваем
потенциал спроса на основе наших данных, накопленных в схожих городах.
Далее, именно бизнес-аналитика помогает выбрать
место открытия очередного торгового центра в населенном пункте, где мы уже
присутствуем. Мы оцениваем, в каких точках живет и работает население,
насколько интересны районы, где пока нашего торгового центра нет.
CNews:
Какие именно данные вы оцениваете?
Александр
Борисов: 100% наших клиентов прозрачны для аналитики,
поскольку им необходимо регистрироваться. Мы храним данные и можем
классифицировать клиентов по каждому торговому центру, по каждому часу, по
каждой минуте. Таким образом, мы оцениваем, как и для каких групп клиентов
растут продажи в течение дня, и на основе оценок можем строить прогнозы, в том
числе для открытия новых ТЦ.
В 2009 году в группе МЕТРО было внедрено аналитическое решение Teradata по управлению взаимодействием с клиентами, которое позволило формировать целевые маркетинговые кампании на основе детального анализа истории покупок с учетом предпочтений выделенных сегментов клиентской базы.
Если принимается решение о выходе в новый для нас
населенный пункт, мы сначала проводим маркетинговое исследование спроса в
городе, по полученным характеристикам подбираем уже действующий центр в схожем населенном пункте, и делаем прогноз
продаж. Только после этого принимается решение об открытии.В принципе может это новая тенденция бизнес-аналитики
– и российский, и зарубежный бизнес все больше используют внешние данные, чтобы
оценить потенциал спроса на новых рынках.
Александр
Борисов: МЕТРО Кэш энд Керри работает в 29-ти странах, штаб-квартира
расположена в Германии, там же находится ЦОД корпорации. Все данные
аккумулируются в едином хранилище, построенном на решениях Teradata, многие из
которых используются уже более 10-ти лет. Фактически растут лишь объемы данных
и число пользователей, именно в связи с ростом бизнеса возникла необходимость в
модернизации серверных мощностей. Существует достаточно большой набор
стандартизированных метрик (примерно 4 тыс.), есть инструменты BI, мы просто
пользуемся ими. Если в силу локальной специфики региону необходимы новые
метрики, они добавляются в общую базу, и другие страны могут ими пользоваться.
Таким образом происходит эволюционное развитие бизнес-аналитики в компании. Но
обычно бизнес-пользователю достаточно набора из 300–400 показателей,
фиксируемых ежедневно в основном BI инструменте MicroStrategy.
Также появилась тенденция развития оперативного
анализа, прогнозирования в оперативной памяти. Турецкое подразделение на
внутреннем семинаре продемонстрировало эффективность точечного прогнозирования
в системе QlikView, например в сфере исследования доходности продаж
определенной категории товаров силами специального аналитического отдела. Это
было успешно, красиво, понятно, быстро. Пока не знаю, когда именно российское
подразделение придет к использованию оперативной аналитики, необходима
подготовка, но ее возможности нас определенно заинтересовали для контроля
точечных проектов длительностью 1–3 месяца. QlikView также интегрировано с
нашим центральным хранилищем данных Teradata.
CNews:
Серверы с решением для целей оперативной аналитики на уровне региона также
располагаются в Германии?
Александр
Борисов: Решение о физическом расположении серверов для
локальных нужд принимает непосредственно "Метро Системс". Нам как
пользователям все равно, будут они в Германии или в России. Процесс
сотрудничества с российским, румынским, немецким подразделением "Метро
Системс" для нас выглядит одинаково – все абсолютно прозрачно.
Александр
Борисов: Нет, мы активно используем web-технологию. Не надо устанавливать
программы на каждый компьютер, просто через сервер пользователь заходит на web-страницу и анализирует данные в
режиме онлайн. Здесь видны только образцы отчетов, вся обработка данных
происходит в Германии. Это удобно и в командировке: сотрудник, приехавший из
Москвы в Дюссельдорф, работает под свои кодом без ограничений доступа к информации.
CNews:
Ваши сотрудники пользуются планшетами?
Александр
Борисов: Год назад был пилотный проект, сейчас использование
планшетов постепенно развивается. Но все же в основном мы пользуемся обычными
компьютерами. Мобильные приложения позволяют на планшете быстро организовывать
презентации, проводить аналитику, следить за статистикой продаж в каждом
конкретном городе.
CNews: Как аналитика помогает
планировать ассортимент?
Александр Борисов: Мы
всегда смотрим, насколько в каждом отделе хватает ассортимента, его
разнообразие, ценовые показатели, какой товар больше берут, концентрируемся на каждодневных
заказах. На основании статистики заказы формируются автоматически, руководители
отделов анализируют их, оценивают правильность сформированного заказа. При этом
учитываются динамика продаж, сезонность, праздники, дни недели. Во главу угла
ставится именно динамика, статистика вторична.
CNews: Что происходит, если
пользователю потребовался принципиально новй аналитический отчет?
Александр
Борисов: Отдел коммерческого контроллинга, руководителем
которого я являюсь, как раз предоставляет статистику бизнес-подразделениям. По
заказу бизнеса мы выбираем метрики из 4 тыс. существующих, составляем отчеты.
Пока я не сталкивался с запросами принципиально новых показателей, которых нет
в нашем хранилище. В принципе в "МЕТРО Кэш энд Керри" существуют 200
стандартных ежедневных отчетов, отдел контроллинга контролирует их
формирование. Кроме того, любой сотрудник "МЕТРО Кэш энд Керри" имеют
доступ к хранилищу данных, можем сам формировать отчеты, все проходят обязательное обучение. Каждую неделю
появляются новые инициативы развития каких-либо проектов. Мы помогаем
определить, как лучше контролировать эти инициативы, соответственно, рождаются
новые отчеты, бизнес-кейсы и т.д.
Александр
Борисов: 16 человек. Но в каждом отделе есть 1–2 собственных
аналитика.
При появлении нового запроса мы не бездумно создаем отчет.
мы представляем, как работают наши отделы, и можем подсказать бизнес-менеджеру
существующие аналитические возможности. Почти в 100% случаях достаточно
имеющихся отчетов, может даже, не по России, а по другой стране. Но мы можем
воспользоваться опытом другого региона.
CNews:
Существует ли реестр аналитических возможностей на корпоративном уровне?
Александр
Борисов: Да, в справочном модуле существует классификатор
имеющихся отчетов. Они пронумерованы, разложены в папках по направлениям
деятельности: для офиса, торгового центра, ассортимента, промоакций и т.п. Каждый
отчет имеет сопроводительную документацию, всегда можно посмотреть для чего и как
его можно использовать.
Александр
Борисов: Мы составляем долгосрочные прогнозы на 3–4 года
вперед, прогноз на текущий год делаем по дням. При этом мы смотрим статистику
3–4-хлетней давности: сезонность, как развитие продаж определенного товара,
посещаемость клиентов, праздники и т.д.
CNews:
Как вы учитываете, что год от года в России меняются даты праздников?
Александр
Борисов: Когда мы делаем календаризацию бюджета, то учитываем
смещение праздников. Если появляется новый праздник, то делаем прогноз продаж,
опираясь на статистику по схожим праздникам.
CNews:
Какова точность ваших прогнозов и когда оценивается их эффективность?
Александр
Борисов: Когда год заканчивается, мы сравниваем факт с
планом. Незначительные отклонения допустимы. И если
учесть, что мы анализируем растущий рынок, для которого норма10%, то
эффективность наших прогнозов очень высока.
CNews:
Как меняется качество вашей аналитики?
Александр
Борисов: Ничего революционного внутри компании уже не
рождается, все есть. Увеличивается глубина прогнозирования. Если раньше анализ
проходил на уровне категорий товаров, то сейчас на уровне артикулов, регионов.
Или раньше оценивали данные по торговому центру в целом, а теперь по типам
клиентов. Все эти задачи легко реализуются в рамках существующего в "МЕТРО
Кэш энд Керри" хранилища Teradata.
CNews:
И кто для "Метро" является самым ценным клиентом?
Александр
Борисов: У каждого торгового центра около 20 тыс. клиентов, и
все ценные. мы условно выделяем три категории клиентов,среди которых небольшие
несетевые продуктовые магазины с ассортиментом из 1–2 тыс. товаров, которые
ежедневно его обновляют. Тысяча – это уже достаточно большой ассортимент,
который не получится собрать с одного поставщика, а "МЕТРО Кэш энд Керри",
имеющий около 30 000 наименований ассортимента, может закрыть потребность
за одну закупку. И если не будет одного товара, всегда можно найти аналог. Или
ресторан, который постоянно покупает какие-то продукты. Такой клиент требователен к качеству, стабильности и
быстроте поставок. также мы являемся поставщиком для офисов и различных
организаций, регулярно закупающих канцтовары, продукцию для клининга, офисную
технику и т.д
CNews:
Вы прогнозируете стабильность, эффективность поставщиков?
Александр
Борисов: Конечно. А 10 лет назад мы даже больше анализировали
поставщиков, чем клиентов. только последние годы Российское подразделение
ориентировано на клиентский анализ.
По поставщикам мы смотрим, насколько правильно они поставляют
товары, есть ли замечания, какие заказы они выполняют четко. То есть все
переговоры с поставщиками начинаются с анализа логистики. Опоздание заказа даже
на день чревато разрывом отношений, потому что страдают наши клиенты, торговые
стойки пустуют. Оценивается качество товара.
CNews:
В отечественных компаниях ИТ-специалисты зачастую являются генераторами идей
использования технологических новинок. Применимо ли это к "Метро"?
Александр
Борисов: У нас есть новации, которые приходят от ИТ, например
в сфере внутреннего документооборота. Но что касается аналитики, новации –
результат работы двух сторон.
CNews:
Какой аналитический проект 2012–2013 годов вы можете назвать самым интересным?
Александр
Борисов: Наверное, тут можно упомянуть анализ доходности
клиентов, товаров, поставщиков. Эти работы нельзя назвать новыми, но анализ
стал глубже, детальнее и интереснее.
CNews:
Какие товары являются для вас низкодоходными, но необходимы для наполнения
корзины?
Александр
Борисов: Например, скоропортящееся молоко, фрукты, особенно
экзотические. Невозможно точно указать день их приобретения, но в ассортименте
они всегда должны быть. Именно аналитика позволяет сказать, что определенный
клиент всегда приобретает экзотические фрукты. И потому если он 2–3 раза
придет, а фруктов не будет, мы его потеряем.
CNews:
Как прогнозируются продажи новых товаров?
Александр
Борисов: Очень просто. Первое, мы смотрим, как производитель
рекламирует свою продукцию, насколько рынок ожидает этого товара. Далее мы обсуждаем
с производителем или дистрибьютером возможность проведения промоакции – это
брошюры, реклама на наших сайтах и девушки с новым товаром в залах.
CNews:
При анализе потребностей клиентов вы используете только накопленные внутренние
данные? Или параллельно проводятся маркетинговые исследования?
Александр
Борисов: У нас очень много внутренних данных. Недавно я был
на конференции Big Data – 2013, на которой как раз обсуждался вопрос, нужно ли
использовать внешние и внутренние источники. Представитель одного из банков говорил,
что если бы бизнес на 100% использовал накопленную информацию, это позволило бы
очень хорошо понять, какие сервисы предложить клиенту. И прежде чем обращаться
к внешним данным, необходимо полностью использовать проверенную внутреннюю
информацию.
Но мы в том числе используем внешние данные,
собранные во время наших маркетинговых исследований, отчетов независимых
аналитиков, а также используем информацию, полученную непосредственно от наших
клиентов.
Я считаю, что будущее аналитики в основном связано с
мобильностью. наш сотрудник, независимо от местонахождения, должен иметь
возможность вдеть информацию о товарах и услугах, логистике, клиентах любого
уровня детализации. Необходим мобильный контроль, полностью идентичный
офисному.
CNews:
Вы обмениваетесь накопленными данными с партнерами, например с кем-то из
поставщиков?
Александр
Борисов: Во-первых, всегда актуальна тема доступа к данным.
мы не можем передавать одному поставщику данные о продажах другого. Но на
уровне взаимодействия с конкретной компанией, мы, конечно, передаем ей
статистику о продажах ее товаров, мы можем проставить эти данные в банк, чтобы
наш поставщик мог взять кредит. С 2007 года у партнеров "МЕТРО Кэш энд
Керри" есть возможность посмотреть эти данные по своей компании,
накопленные в нашем хранилище, через специальный портал: какие товары, когда и
что привезли, какие сроки, какие продажи.
Также мы используем информацию, предоставляемую
партнерами, в основном в сфере логистики. Например, мы заказали 10 штук товара,
а они везут 8. Система электронного товарооборота автоматически загружает эти
данные в нашу систему, что позволяет тщательнее планировать процесс разгрузки.
CNews:
Существуют ли какие-то потребности в аналитике, нереализованные вендорами?
Александр
Борисов: Возможности визуализации, дизайна развиты достаточно
сильно. Но остаются проблемы достоверности данных, подготовка формата внешних данных для сопоставления с
внутренними.