Григорий Низовский:
Acer персонифицирует технику под потребителей
Григорий Низовский, вице-президент Acer ЕМЕА (Россия, Восточная Европа, Турция), рассказал в интервью CNews о перипетиях на рынке ПК в 2012 году и планах глобальной трансформации рыночной стратегии Acer в новых экономических условиях.
CNews: Прокомментируйте, пожалуйста, итоги 2012 года в России для Acer и для отрасли в целом на фоне общемировой ситуации.
Григорий Низовский: Сразу отмечу, структура российского компьютерного рынка такова, что его основным сегментом (в смысле объема, потенциала, динамики) является сегмент конечных пользователей. Он составляет основу рынка персональных компьютеров, и в этом отличие российской ситуации от общемировой. И главная мысль, которую хочется сказать о 2012 годе — для России он выдался очень необычным. Во-первых, того роста, который рынок демонстрировал на протяжении нескольких последних лет, в 2012 году не случилось. Более того, рост был рекордно низким за последние годы. Речь, прежде всего, идет о рынке ПК – в классическом понимании это понятие включает в себя настольные и мобильные компьютеры, ноутбуки и нетбуки. Если говорить о продуктовых категориях, то «лидерами» по снижению темпов роста являются нетбуки – за год их продажи упали более чем на 20%. И наоборот, продажи таких категорий, как настольные компьютеры класса all-in-one и мобильные компьютеры все же продемонстрировали рост порядка 10% по сравнению с 2011 годом.
Вторая особенность 2012 года состоит в нарушении устоявшегося сезонного цикла продаж. Как ни странно, наибольший рост наблюдался во втором и третьем кварталах, а четвертый, против обыкновения, оказался откровенно слабым – продажи многих товарных категорий замедлили рост или даже пошли на спад. Эту интригу нам еще предстоит раскрыть и осмыслить. Все экономические показатели России говорили о том, что рынок должен расти: российский ВВП рос в отличие от других стран. Согласно опросам россиян, доходы 66% граждан выросли или, по крайней мере, не уменьшились. Но затраты российских граждан в четвертом квартале 2012 года пришлись не на покупку компьютерной техники, а на что-то другое – возможно, на покупку автомобиля или на путешествия. Увеличилась и популярность покупок за рубежом, от недвижимости до модных вещей, совершаемых через интернет. При этом в четвертом квартале 2012 г. наблюдался рост продаж отдельных категорий ИТ-продуктов, например планшетов. В целом затраты на ИТ были несравнимы с четвертым кварталом других лет, в частности, 2011 года. Произошло явное смещение потребительских предпочтений. Покупки или апгрейды компьютеров стали менее привлекательными, и россияне тратили на это свои деньги менее охотно, чем в предыдущие годы.
Интрига была и в поведении участников ИТ-рынка. Ведь вся цепочка ИТ-компаний, которые работают в России, свой основной опыт накопила либо в условиях устойчивого роста рынка, либо в кризисных условиях 2008-2009 годов. Опыта работы в условиях сдержанного роста у российских компаний попросту нет. Ситуация, когда рынок растет крайне медленно, для всех явилась неожиданной и необычной, и каждый игрок рынка начал вести себя по-своему. Неоднозначен и взгляд отечественных ИТ-ритейлеров на тот ландшафт, который начал складываться по мере миграции рынка к состоянию сдержанного роста, и который, по всей видимости, будет доминировать в российской ИТ-рознице через 2-3 года. В результате, среди определенных групп игроков образовалось убеждение, что если бы они инвестировали в спрос на компьютерную технику, то тем самым помогали бы конкурентам. Компании категорически не хотели этого делать – как следствие, спрос практически «не подогревался» участниками розничного рынка. Для индустрии такое неопределенное поведение игроков, как вендоров, так и партнеров, явилось очень серьезным вызовом.
CNews: Каково ваше видение 2013 года в свете результатов первого квартала?
Григорий Низовский: Мы продолжаем позиционировать себя в качестве специалистов по разработке и поставке персональных компьютеров. Не секрет, что компьютерная индустрия сегодня загнала себя в очень узкие рамки, сделав продолжение развития достаточно сложным. Но рынок ПК для нас корневой. Какую бы динамику он ни демонстрировал, на нем мы останемся одним из основных игроков. В мире существует масса рынков, которые либо не растут, либо постепенно сжимаются. И в том, что компания фокусируется на этих рынках, нет ничего плохого, если она знает, как правильно себя вести. В будущем мы ожидаем дальнейшую концентрацию игроков в сочетании с ростом доли высокодифференцированных продуктов, которые будут предлагаться на этом рынке.
Несомненно, категория планшетных компьютеров станет одним из основных направлений роста в этом году, и мы собираемся активно играть на этом поле. Прежде всего, мы расширяем собственный модельный ряд, делая упор на использование каждой модельной линейки планшетов не только для потребления контента, но и для его создания. В фокусе нашего внимания 7-8-дюймовые планшеты – в данной области у Acer прекрасные перспективы. У нас в России огромная база мобильных ПК и большое количество лояльных бренду и получивших прекрасный пользовательский опыт клиентов, и, следовательно, потенциальная потребительская база для наших 7-8-дюймовых устройств в России также очень велика. Сама идеология планшетного гаджета предполагает, что пользователь будет иметь еще какие-то устройства помимо планшета. 7-дюймовый гаджет позволяет ходить с этим планшетом и ноутбуком в течение дня, имея все в одной сумке, и поэтому «малые» планшеты лучше приспособлены к роли второго гаджета, чем их 10-дюймовые собратья.
Кроме того, в ближайшее время будут запущены в продажу серьезные новинки – например, пятидюймовый фаблет, некий гибрид смартфона и планшета. Он обладает существенно большей функциональностью, чем традиционный смартфон и по кругу задач ближе к планшету. Тем не менее, форм-фактор позволяет пользоваться им держа в одной руке. Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы переносим наш фокус с рынка персональных компьютеров на рынок планшетов. На рынке ПК Acer был и остается одним из ключевых игроков; при этом мы естественным образом и небезуспешно начали играть на поле планшетов.
CNews: В чем сила бренда Acer? В чем заключается ваш ключевой дифференциатор от других игроков на рынке ПК?
Григорий Низовский: Для правильного понимания места Acer среди других игроков рынка важно сознавать, что мы являемся product-centric company, иными словами – компанией, ставящей во главу угла развитие и совершенствование продуктов. Другие вендоры ведут себя по-разному: кто-то эффективно работает с каналами, у кого-то прекрасные маркетинговые кампании. У некоторых участников рынка маркетинговая машина настроена столь хорошо, что, даже если у них не будет хороших продуктов, они все равно останутся на рынке. Acer отличается тем, что думает прежде всего о своих продуктах. Для нас принципиально важно всегда представлять на рынке современный продукт с отличным дизайном и прекрасными потребительскими свойствами. Наша ключевая компетенция состоит в том, что Acer – прежде всего компьютерная компания. Поэтому мы в первую очередь инвестируем в разработку новых продуктов и доведение их до совершенства, а затем уже выводим их на рынок, используя налаженные каналы сбыта.
Мы работали над созданием бренда Acer в России долгие годы и не допускали каких-либо существенных ошибок в работе с каналом, в позиционировании продукции, в коммуникациях. Можно назвать это везением, а можно – профессионализмом людей, которые работают в компании. При работе в России мы всегда старались оптимальным образом использовать те возможности, которые в свое время давал местный рынок. Если детально рассмотреть путь других компаний, можно прийти к выводу, что некоторые из них просто-напросто опоздали с выходом на российский рынок, опоздали с выходом в потребительский сегмент. Другие, напротив, пытаются развиваться чересчур интенсивно и стремительно, перегревая рынок: в итоге их обещания и авансы, раздаваемые потребителям, не совпадают с тем, что такие фирмы реально могут предложить. Acer же смог избежать таких перекосов и достичь баланса.
Следует отметить, что раньше бренд Acer ассоциировался со словом "дешево", и это неплохо: к счастью, ушли в прошлое те времена, когда обладание высококлассной техникой с широким функционалом стоило баснословных денег. Но, с другой стороны, в умах потребителей постоянно живет стереотип о том, что «недорогая вещь не может быть качественной». Их можно понять, ведь для клиента цена является мерилом качества продукта, а в прошлые годы в силу ряда обстоятельств мы продавали нашу технику в России существенно дешевле ее реальной потребительской ценности. В дальнейшем мы хотели бы продавать больше машин в среднем и премиум-сегментах, продолжая сохранять сбалансированное предложение в сегменте бюджетном. В связи с этим мы предприняли определенные шаги по позиционированию нашей техники в те или иные ценовые сегменты в соответствии с ее функционалом и ценностью для потребителя.
CNews: Есть ли какое-либо различие в том, как воспринимается бренд Acer среди домашних пользователей и в корпоративном сегменте?
Григорий Низовский: Исторически сложилось мнение, что Acer – прежде всего потребительский бренд. Действительно, мы хорошо зарекомендовали себя на рынке конечных пользователей. При этом у нас есть определенные недоработки в корпоративном сегменте, но я думаю, что улучшение ситуации в этой области – вопрос времени. Ведь именно массовый потребитель – лучшая «тендерная комиссия». Когда работаешь на открытом рынке конечных пользователей, все «элементарные» вопросы, связанные с качеством техники, соотношением цена-производительность, удовлетворением непосредственных запросов потребителей и наличием сервисных центров, выходят на первый план. Если бы у Acer не хватало какого-либо из этих компонентов, мы вряд ли смогли бы стать такой популярной маркой в «домашнем» сегменте.
Для корпоративного сектора нужна несколько иная техника, и она у нас также есть. Мы владеем отлаженной сервисной инфраструктурой, которая работает много лет и позволяет обслуживать всю установленную базу наших ПК. В настоящее время в России идет процесс улучшения качества проведения аукционов, и это неизбежно приводит к тому, что и заказчик в лице государства, и участвующие в тендерах компании стремятся улучшить качество и быть более открытыми при проведении государственных закупок. Это существенно повышает наши шансы, т.к. мы выходим на поле, где правила игры понятны, и где достаточно предложить хорошую технику и качественный сервис.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о ситуации на рынке конечных пользователей в 2012 году.
Григорий Низовский: Прошлый год был очень интересен тем, что многие пользователи успели попробовать большое количество устройств, в результате чего роль и место таких гаджетов, как классический ноутбук, планшет и смартфон, стали более понятными. В частности, в 2012 году мы явились свидетелями лавинообразного спроса на планшеты. Многие покупали их импульсивно, как дань моде, не задумываясь о том, как они будут использовать новый гаджет. В результате, многие из купивших планшеты россиян не то чтобы разочаровались в их функциональности, но некий сдвиг в ожиданиях все-таки произошел. Область применения планшета не безгранична, и он вряд ли годится на роль единственного устройства для человека, которому компьютер требуется для работы. Также не следует забывать о том, что в России высоко развита культура не только потребления, но и создания контента: пользователи широко общаются в чатах, пишут комментарии, заметки и блоги. После того как первоначальная эйфория прошла, и владельцы планшетов стали более трезво оценивать ситуацию, они поняли, что функциональность, которую предлагает планшет, отлична от функционала ПК. Конечно, можно купить Bluetooth-клавиатуру, но планшет с таким довеском во многом теряет свои преимущества перед ноутбуком. Одним словом, в умах потребителей произошла корректировка сценариев использования планшета и классического ПК, и стало ясно, что для серьезной или просто продолжительной работы устройство типа ноутбука или ультрабука все-таки предпочтительнее.
Возвращаясь к нашей стратегии, Acer – это компания, которая старается смотреть на весь цикл жизни продукта, будь то ПК или планшет. Нам важно не просто продать гаджет, но и дать людям успешный опыт его использования. Поэтому компания Acer всегда очень осторожна в отношении обещаний, которые дает покупателям. Мы никогда не станем кричать «Если вы купите планшет за 10 тыс. руб., то больше вам ничего не будет нужно», потому что знаем, что это не так. Должно пройти время, прежде чем пользователь сам поймет, что ему на самом деле нужно, и какая комбинация гаджетов является для него оптимальной. Еще раз повторю, что в России устройства, которые позволяют эффективно создавать контент, будут всегда пользоваться популярностью. Наша компания считает это крайне важным и готова продолжать совершенствовать их специально для российского рынка.
CNews: Существует распространенное мнение, что вскоре ноутбуков не останется вообще: все они будут вытеснены планшетами подобно тому, как на наших глазах ноутбуки почти вытеснили с рынка настольные ПК. Какова Ваша точка зрения?
Григорий Низовский: Думаю, что об этом речь идти не может. Допускаю, что touch-технология в скором будущем станет очень распространенной. В частности, у нас уже сейчас есть модели ноутбуков с сенсорными экранами 11-15 дюймов. Возможно, спустя некоторое время touch-screen станет де-факто отраслевым стандартом, присутствующим в любом вычислительном устройстве. Но в России в силу привычек и культурных особенностей необходима клавиатура. Второй момент – имиджевый. Функциональные ноутбуки и нетбуки, слухи о смерти которых, на мой взгляд, сильно преувеличены, дают больше возможностей дифференцироваться, выделиться из толпы. У них есть передняя и задняя крышка, на которых может быть какой-то логотип, какого-то цвета бампер… Планшет, когда он в чехле, меньше привлекает окружающие взгляды, а ноутбук — это устройство, которое можно с гордостью поставить на стол и дать возможность окружающим на него посмотреть!
CNews: Давайте поговорим об ультрабуках. Правда ли, что в 2012 году они не оправдали надежд, которые возлагали на них производители?
Григорий Низовский: С точки зрения продуктовой линейки, ультрабуки не тот продукт, который существует и развивается в противовес обычным ноутбукам. Скорее, это устройства, объединяющие в себе лучшие технологии из мира вычислительной техники. Ультрабук обладает почти всеми качествами, которые привлекают покупателей в планшете: это компактность, малый вес, продолжительное время работы от батареи. От ноутбука он позаимствовал серьезную ОС, клавиатуру и широкий спектр приложений. Таким образом, на сегодняшний день ультрабуки – это устройства, объединяющие преимущества одного и другого. Не могу не отметить наши модели Aspire S7. Они чрезвычайно компактны, обладают сенсорным экраном, продолжительное время автономно работают от батареи. Такой гаджет гораздо более функционален, чем любой планшет. Другое дело, что воплощенный в нем сплав технологий на сегодняшний день стоит достаточно дорого, и не все могут позволить себе приобрести его.
CNews: Как Вы думаете, будут ли ультрабуки вытеснять классические ноутбуки или останутся в качестве прослойки?
Григорий Низовский: Возможно несколько сценариев развития, причем в одном из них участвуют и настольные ПК. Дело в том, что около 80% всех ноутбуков никогда не покидали пределов квартир, где живут их владельцы. Пространство жизни, в котором мы живем, особенно в Москве, очень ограниченное, личное. Здесь важно иметь устройство, которое, с одной стороны, обладало бы высокой функциональностью, а с другой стороны, не занимало бы много места на рабочем столе, было бы ограниченно мобильно в пределах квартиры. Пользователями таких ноутбуков не нужна «большая» мобильность.
Поэтому первыми покупателями ультрабуков скорее всего станут те пользователи, кому нужна мобильность настоящая – не на территории квартиры, а за ее пределами. В свою очередь, пользователи, купившие ноутбуки для использования внутри своего жилища, особенно 17-дюймовые модели, всерьез задумаются о покупке системы all-in-one в качестве следующего компьютера. Эти устройства обладают гораздо большей чем ноутбуки вычислительной мощностью, а по габаритам не намного превышают их. На фоне последовательного снижения цен на all-in-one-компьютеры, эти устройства видятся мне более предпочтительными для домашнего использования, чем ноутбуки, в том числе и по соотношению цена / производительность (при условии, что не ставится цель выносить их из квартиры).
А вот сегодняшние пользователи ноутбуков, которые не купят ни all-in-one, ни ультрабук, до поры до времени останутся при своих ноутбуках. Все вышесказанное относится к ближайшему будущему. Если говорить о развитии ноутбуков в среднесрочной перспективе, то технологии, которые в 2012 году были достаточно дороги и использовались только в ультрабуках, со временем начнут дешеветь и появляться в более массовых сегментах и в более массовых устройствах. Поэтому рано или поздно все ноутбуки по массогабаритным характеристикам и функционалу приблизятся к ультрабукам в понимании этого слова образца 2012 года.
CNews: Давайте поговорим подробнее о корпоративном сегменте – В2В. Какую динамику он демонстрировал в 2012 году, какие в нем существуют особенности покупательского поведения? Какие проблемы связаны с периодами нестабильности после выборов? Самые интересные проекты вашей компании в В2В сегменте?
Григорий Низовский: Самым интересным рынком в 2012 году в России стал для нас рынок образовательных проектов. Слова «Acer» и «образование» давно составляют устойчивое словосочетание во всем мире. В прошлом году Acer выиграл целый ряд крупных проектов в разных странах. Большую часть прошлого года я проработал на Ближнем Востоке, и там, так же как и в России, мы поставляли ПК и ноутбуки в образовательный сектор. Вообще, образование – это та сфера, где на сегодняшний день Acer имеет лучшие шансы быть выбранным. Преимущества нашей компании, о которых я рассказал ранее – широкая представленность в потребительском сегменте, работа с большим количеством клиентов, возможность производства, поставки и сервиса большого числа устройств в ограниченные сроки – укладываются в потребительскую концепцию образовательного рынка.
Среди наиболее успешных В2В проектов 2012 года – поставки нашей техники для Министерства образования России в более чем 42 субъекта федерации. Для Министерства образования Московской области мы в 2012 году осуществили поставку более 30 тыс. ноутбуков. Важно упомянуть и то, что на протяжении последних лет Сбербанк является постоянным клиентом Acer, закупая широкий диапазон нашего оборудования.
В то же время, 2012 год не принес нашей компании существенных поставок в малый и средний бизнес и в крупные коммерческие структуры. Это та область, над которой мы работаем в 2013 году, и эта планомерная работа продолжится на протяжении ближайших двух-трех лет. Компания имеет серьезные планы в этой области – мы считаем, что к 2015 году порядка 30% нашего оборота составят поставки в сегмент, не связанный с потребительским, и работаем над выполнением этой цели.
CNews: Как Вы оцениваете наметившуюся среди средних и крупных компаний тенденцию к отказу от самостоятельной сборки компьютеров?
Григорий Низовский: Мне кажется, что это совершенно нормальная ситуация. В целом, если говорить о центральной России, о Москве, этот процесс уже практически завершился. На сегодняшний день доля настольных ПК, собранных on-demand какими-то небольшими компаниями, в центральной части страны и в Москве крайне мала. Для бизнеса, конечно же, очень важным параметром является ТСО – полная стоимость владения. Я думаю, что при выборе компьютерного парка компании начали принимать во внимание, причем уже достаточно давно, не только первоначальную стоимость самого устройства, но и стоимость владения им. Сюда входит как время его нахождения в неработающем из-за поломок состоянии, так и потраченные на ремонт время и деньги.
Безусловно, для некоторых компаний наличие брендовой техники является также определенным элементом престижа, многие хотят продемонстрировать своим клиентам дорогие, качественные компоненты ИТ-инфраструктуры, поскольку это ассоциируется с успешным бизнесом данной компании. Как Acer, так и другие иностранные производители, по всей видимости, в ближайшее время получат новый импульс в этой рыночной нише.
CNews: Не секрет, что Acer уделяет много внимания «зеленому», экологически чистому оборудованию. Насколько «зеленые функции» востребованы в России?
Григорий Низовский: Если говорить о нашем потребителе, то, конечно же, тема социальной ответственности, как и ответственности перед окружающей средой, возможно, не главное, что определяет их выбор того или иного продукта. Но Acer – глобальная компания. Все наше оборудование производится с тем, чтобы оно продавалось на основных мировых рынках и при этом удовлетворяло строжайшим потребительским нормам. Более 40% оборота нашей компании приходится на регион ЕМЕА, куда входит и Западная Европа, законодательные нормы которой в отношении охраны окружающей среды очень строги.
Помимо мер по созданию экологически чистых продуктов внутри корпорации Acer, мы ведем активное взаимодействие с нашими производителями и поставщиками в направлении снижения выброса газов, которые вызывают парниковый эффект. Предъявляя жесткие экологические требования к поставщикам материалов и комплектующих, Acer таким образом стремится сформировать «зеленую» цепочку поставок на всем протяжении производственного, а затем и жизненного цикла изделия. Acer всегда планирует будущее в той экосистеме, в которой он находится.
CNews: И последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, какие инновации в вашей продуктовой линейке были в 2012 году, и какой из продуктов вы считаете основным достижением?
Григорий Низовский: 2012 год был крайне важным для нас по следующим основным причинам. Компания Acer одна из первых внедрила touch-технологию в широкий спектр устройств. Помимо этого, мы предложили на рынок очень интересные модели в среднем и высоком ценовом сегментах.
Важным элементом развития нашей продуктовой линейки 2012 года явилось то, что в массовых сегментах мы предложили действительно разные продукты, персонифицированные в соответствии с потребительскими предпочтениями самых разных покупателей. Мы отошли от концепции среднестатистического гаджета, который с определенной долей компромисса могли бы принять все, и предложили разнообразие продуктов, из которого каждый покупатель сможет выбрать подходящий. И это – одно из основных наших достижений в 2012 году.
Прошлый год стал для Acer поворотным, мы постарались донести нечто действительно интересное с точки зрения корпоративных ценностей компании до всех потребителей. Поэтому я считаю, что процесс формирования Acer как маркетинговой компании, которая имеет корни в Тайване и кросс-культурное присутствие во всем мире, завершился именно в 2012 году.