oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Игорь Меркулов

Игорь Меркулов:
Рынок сенсорного оборудования вырос на 15%

О тенденциях на рынке сенсорного оборудования в 2012 г. и отличиях российского рынка от западного в интервью CNews рассказал Игорь Меркулов, генеральный директор компании «Сенсорные Системы».

CNews: Как вы оцениваете итоги 2012 г. для российской отрасли ИТ в целом и рынка сенсорного оборудования в частности?

Игорь Меркулов: По официальной статистике ИТ-рынок в России вырос почти на 8%. Оценки участников рынка колеблются от 4% до 12%. По моему субъективному мнению, рост рынка в сравнении с 2011 г. замедлился, но стагнации нет. Было реализовано много проектов в области информатизации государственных услуг, в банковской сфере.



При этом рынок сенсорного оборудования и решений вырос. Я оцениваю рост данного сегмента в 2012 г. на 10-15%. Активно развивался рынок информационных киосков для предоставления населению государственных услуг. Были реализованы крупные проекты по установке систем «Электронной очереди» в банковской сфере. Продолжилось оснащение киосками медицинских и образовательных учреждений. Несколько интересных проектов реализовали в области телекоммуникаций, торговли, транспорта, спортивных мероприятий.



Для компании «Сенсорные Системы» итоги года положительные. Мы удачно реализовали несколько больших интересных проектов. Компания вышла на рынок готовых решений на базе собственного программного обеспечения. Переводя это в сухие цифры, мы смогли увеличить объем продаж почти на 33%, а поставки готовых решений увеличились более чем в 2,5 раза.



CNews: Насколько динамично изменяются технологии в этом сегменте? Какие наиболее интересные тенденции появились в последнее время?

Игорь Меркулов:
Рынок профессионального сенсорного оборудования и киосков достаточно консервативен. Но развитие идет, новинок много. В области сенсорных технологий идет активное развитие решений, поддерживающих multi-touch режим. К ним относится проекционно-емкостная технология (она используется Apple в iPad и iPhone), оптическая технология.



Развивается сегмент сенсорных мониторов и моноблоков. Мониторы приобрели современный дизайн, с полностью стеклянной передней поверхностью, за счет использования новых сенсорных экранов без рамки на базе ПАВ (поверхностно-акустические волны), резистивной, проекционно-емкостной технологий. Не прекращается рост диагоналей IDS (Interactive Digital Signage) мониторов: 42”, 46”, 55”, 70”, анонсируются уже и 100” модели. Появилась возможность установки непосредственно в корпус монитора компьютерных модулей, ридеров, web-камер, превращающих IDS мониторы в законченное аппаратное решение.



Активно совершенствуется multi-touch режим, обеспечивающий 2, 4, 6, 10 касаний. Создается впечатление, что между производителями сенсорного оборудования идет борьба, кто сможет обеспечить большее количество точек касания (10, 20, 40…), но реальных бизнес-приложений для такого оборудования пока нет.



Прогресс очевиден и в сегменте сенсорных информационных киосков. Они становятся многофункциональными. Используется большое количество дополнительного оборудования: принтеры, сканеры, считыватели, web-камеры. Улучшается дизайн киосков. По крайней мере, ведущие игроки рынка стараются уйти от прямоугольных железных ящиков. Увеличиваются диагонали мониторов. Например, в линейке «Сенсорных Систем» есть «большие киоски» от 42” до 55”. Кроме того, информационные киоски начинают «выходить на улицу».



Готовых решений на базе сенсорного оборудования и специализированных программных продуктов все еще недостаточно, а их качество оставляет желать лучшего с точки зрения удобства пользования, дизайна и возможностей по наполнению контентом. Понимая, что нашим заказчикам нужно комплексное решение, а не только качественное «железо», мы в 2012 г. выпустили на рынок программный продукт «TouchInform:Конструктор информационных систем». Данный продукт позволяет в короткие сроки создавать и поддерживать справочно-информационные системы под сенсорное оборудование.



CNews: Как бы вы охарактеризовали особенности сенсорного оборудования, ориентированного на сектор В2В?



Игорь Меркулов:
В последние годы сенсорный интерфейс незаметно стал абсолютно привычным для большинства людей. Смартфоны, планшетные компьютеры, мониторы и моноблоки для домашнего использования плотно вошли в нашу жизнь. 20 лет назад, когда мы начинали заниматься сенсорными технологиями, об этом можно было только мечтать.



То, что предназначено для домашнего использования, не всегда может быть полноценно использовано для решения бизнес-задач. Сенсорное оборудование для B2B должно удовлетворять жестким требованиям: работа с высокой нагрузкой 24 часа в сутки, широкий температурный диапазон, функционирование в агрессивных средах, антивандальные свойства. Нужна широкая линейка технологий, диагоналей, форм-факторов. И самое главное - надежность и долговечность. Выход из строя системы управления, построенной на сенсорном интерфейсе, на атомной станции или крупном производстве может привести к неприятным последствиям. Да и в финансовой сфере простой оборудования обойдется дорого.



Компания «Сенсорные Системы» уже более 20 лет работает на этом рынке, и все эти годы мы используем оборудование американской компании Elo Touch Solutions, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. А киоски мы производим самостоятельно, в России.



CNews: Как меняется структура потребления сенсорного оборудования? Насколько адекватна информированность пользователей о существующих решениях и их возможностях?



Игорь Меркулов:
Можно отметить несколько основных тенденций. Последние 2 года производство «дешевых» платежных терминалов неуклонно падает, и акценты смещаются в область производства сложных транзакционных терминалов для банковских структур, билетных терминалов, информационных киосков, киосков для «электронной очереди». Постепенно увеличиваются диагонали. Если раньше стандартом был экран 17”, то сейчас это уже 19”-22”. А для информационных киосков востребованы диагонали 32”-46”.



Хотелось бы сказать, что повышаются требования к качеству поставляемого сенсорного оборудования и предлагаемым решениям. К сожалению, пока данное утверждение лишь отчасти соответствует действительности. Немногие покупатели задумываются не только о стоимости приобретения, но и о затратах на последующую эксплуатацию. В основном это заказчики, имеющие западные корни.



Если раньше заказчиками чаще выступали коммерческие организации, то последние 2 года большая часть проектов реализуется для различных государственных структур и компаний с государственным участием (РЖД, Сбербанк). При этом наметилась положительная тенденция, когда заказчик хочет получать уже готовые решения, построенные на базе сенсорного оборудования и специализированного ПО. Это, на мой взгляд, хорошо и правильно. Зачастую, поставляя высококачественное оборудование, мы сталкивались с тем, что комплекс целиком не работал. Происходило это потому, что ПО для него делали совсем другие люди. Мы старались исправлять эту ситуацию своими силами, но перерабатывать чужие продукты, сделанные «на коленке», очень сложно. Поэтому «Сенсорные Системы» год назад решили серьезно заняться разработкой готовых решений. Точнее, вернуться к их разработке. Это потребовало значительных вложений, но теперь мы и наши заказчики можем быть уверены в положительном конечном результате.



Информированность покупателей о существующих решениях, на мой взгляд, недостаточная. Особенно это касается представителей государственных структур. Тема сенсорных киосков, сенсорного оборудования очень популярна. Но основным критерием при проведении тендеров или аукционов часто является наименьшая цена покупки. Опыт производителя, качество комплектующих, внешний вид, дальнейшая сервисная поддержка в момент закупки никого не интересуют. В результате устанавливают киоски, «собранные в гараже». Чаще всего они сразу же превращаются в «железные памятники» загубленным идеям.



Мы все 20 лет своей работы занимаемся «просветительской» деятельностью. Стараемся сами донести до конечного пользователя как можно больше информации об особенностях сенсорного оборудования, сферах применения, принципах разработки ПО. Ищем правильных партнеров на местах, которые дорожат своей репутацией и отвечают за результаты своего труда. А они уже доносят информацию до конечного заказчика. Долгий и сложный путь, но другого я не вижу.



CNews: В чем вы видите специфику российского рынка сенсорного оборудования в сравнении с западным?



Игорь Меркулов:
Первое важное отличие - в России практически отсутствуют основные западные потребители сенсорных решений: производители высокотехнологичного оборудования, станков, медицинских приборов. Производство такого оборудования в России развито слабо - в основном закупается уже готовое. На нашем рынке основные потребители работают в сфере услуг. Но даже здесь мы еще сильно отстаем. Говорят, что сенсорные киоски заполнят все, когда их установка и обслуживание будет стоить меньше, чем использование человека для выполнения той же работы. Видимо в России это время еще не наступило.



Другое важное отличие - на западе очень хорошо считают деньги, им интересна не столько стоимость продукта, сколько совокупная стоимость владения: срок службы, время безотказной работы, стоимость обслуживания, энергопотребление. У нас пока основной вопрос заказчика сводится к стоимости устройства. Сколько оборудование проработает и как часто будет выходить из строя, интересует далеко не всех. Но ситуация потихоньку меняется к лучшему.



Кроме того, существуют большие проблемы с культурой производства. Есть отличные дизайнерские решения, но реализовать их очень тяжело. Ты вынужден сначала научить производство, а потом уже начинать производить что-то качественное. При этом в России гораздо больше креативных идей. На западе никогда бы не додумались использовать сенсорное оборудование так, как оно задействовано у нас. И это в хорошем смысле!



CNews: Какие решения и технологии в этой области кажутся вам наиболее перспективными? Как быстро могут измениться условия этого рынка для поставщиков?



Игорь Меркулов:
Я бы не стал говорить о каких-то отдельных сенсорных технологиях – звездах, которые перевернут мир и смогут затмить все остальные. Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Главное, правильно выбрать технологию и грамотно ее использовать для решения поставленных задач. Победит тот, у кого в линейке есть все востребованные на рынке сенсорные технологии. При этом производитель должен обеспечить отличное качество продуктов, их сервис. Компания «Сенсорные Системы» старается работать только с такими производителями.



С готовыми решениями в области справочно-информационных систем для сенсорного оборудования та же ситуация. Универсальных решений не бывает. Нужно иметь линейку качественных программных продуктов для основных областей применения: государственные органы, образование, медицина, торговля, финансы, туризм. Мы пошли по пути создания модульной структуры. Смотрим, какие модули нужны для решения тех или иных задач и разрабатываем их. А уже дальше из этих «кубиков» строим необходимые решения. Стараемся плотно работать с компаниями, которые создают внутренние информационные системы для данных областей. Интеграция наших модулей с данными программными продуктами позволяет избавить заказчика от двойного ввода информации.



Хотелось бы, чтобы условия для поставщиков оборудования и решений изменились как можно быстрее. Чтобы были востребованы профессиональные решения и качественное оборудование. Насколько быстро это произойдет, не знаю.



CNews: Насколько востребованы в России интерактивные Digital Signage?



Игорь Меркулов: У нас любят все большое и красивое. Перспектива у данного направления, с моей точки зрения, очень хорошая. В 2013 г. продвижение IDS мониторов является для нас одним из приоритетных. У нас широкая линейка данного оборудования: IDS мониторы, моноблоки на их основе, настенные и напольные IDS киоски с диагоналями от 32” до 70”. В разработке находятся большие уличные киоски.



Успех продвижения IDS будет зависеть не только от качественного оборудования, но и от решения в целом. Большинство разработчиков сосредоточилось на создании путеводителей для торговых центров. Действительно, данное решение востребовано, но спектр применения IDS оборудования гораздо шире: банки, телекоммуникационные компании, вокзалы, аэропорты, гостиницы, спортивные сооружения, музеи, медицина, образование. Направление интерактивных Digital Signage сейчас находится в начальной точке своего развития. И потенциал у него очень большой.



CNews: Какие свои проекты за последний год вы бы выделили как самые значимые и интересные?



Игорь Меркулов:
Наше главное достижение в прошлом году - разработка серии специализированных программных продуктов «TouchInform» для сенсорного оборудования и начало поставок готовых решений «TouchInform: ЭлектроннаяШкола» для школ и «TouchInform: МедСправка» для медицинских учреждений.



Появились несколько новых «больших» киосков 42”, 46”, 55” на базе IDS мониторов: «Платан» и Elo-Line SD. Мы поставили около 1 тыс. киосков «электронной очереди» для оснащения отделений Сбербанка. Сенсорные мониторы нашего вендора Elo Touch Solutions будут использоваться во время Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Наши партнеры на базе киосков «Сенсорных Систем» и IDS мониторов реализовали несколько значимых проектов для ГИБДД, РЖД, компаний Mercedes-Benz и Volkswagen.



CNews: Каковы ваши прогнозы относительно ключевых тенденций и драйверов этого сегмента в 2013 г.?



Игорь Меркулов:
Считаю, что рост рынка сенсорного оборудования и решений в 2013 г. продолжится. Думаю, что темпы роста будут соответствовать уровню 2012 г. Драйверами роста рынка по-прежнему будут выступать государственные проекты и проекты крупных компаний.



Каких-то безумных прорывов в сенсорных технологиях не произойдет. Продолжится борьба за дюймы и количество одновременных касаний, но качественного скачка это не даст. Выхода новых серьезных производителей сенсорного оборудования и киосков на рынок я не жду. Думаю, что, наоборот, произойдет некий отток производителей терминалов. Можно ожидать выхода на рынок новых программных продуктов и новых разработчиков.



Хочется надеяться, что в 2013 г. заказчики начнут задумываться о качестве оборудования и считать совокупные затраты. Компания «Сенсорные Системы» продолжит разработку и продвижение готовых решений. Будем развивать партнерскую сеть, особенно в регионах. Наш основной поставщик сенсорного оборудования Elo Touch Solution готовит к выходу на рынок новые сенсорные мониторы и моноблоки, которые в России можно будет увидеть в ближайшее время. В стадии реализации находятся несколько интересных проектов, о которых, надеюсь, мы с удовольствием расскажем вам в следующем году.


Вернуться на главную страницу обзора