oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2018

Владимир Моисейкин

Владимир Моисейкин:

Создать за несколько лет полные аналоги западных платформ невозможно

О том, как внешние факторы влияют на российский рынок ИТ и каким образом трансформируются его игроки, в интервью CNews рассказал Владимир Моисейкин, руководитель департамента информационных технологий Cross Technologies.

CNews: Cross Technologies – достаточно молодая компания. Расскажите, как все начиналось.

Владимир Моисейкин: Да, если сравнивать с организациями, начинавшими бизнес в 90-х, наша компания молодая. Однако семь лет – срок, достаточный для проверки бизнеса на прочность и оттачивания управленческих, организационных и предпринимательских навыков.

Начиналось все с дистрибуции одного продукта, который заинтересовал основателя компании Евгения Чугунова еще в период работы экспертом в крупном российском интеграторе, где он решал ИТ- и ИБ-задачи в области наведения порядка в работе с неструктурированными данными. С этой разработкой решено было выйти на рынок и попробовать свои силы в самостоятельном плавании. Сейчас в нашем портфеле комплекс различных ИТ-решений, включая собственные разработки, а также широкий спектр услуг в сфере ИБ.

CNews: Какие направления вы развивали на первом этапе?

Владимир Моисейкин: Как обычно бывает, сначала развивались направления, близкие к основному продукту, дополнявшие его и позволявшие получать добавленную стоимость от продажи лицензий. Поэтапный переход от использования внешних ресурсов к собственным компетенциям и желание максимально их использовать позволили постепенно расширить круг продуктов и услуг, предлагаемых компанией.

CNews: Какие продукты и услуги в результате появились в вашем портфеле?

Владимир Моисейкин: Более глубокий анализ потребностей заказчиков и оценка тенденций и направлений развития лидеров рынка постепенно привели нас к возможности полностью закрывать нужды заказчиков в направлении комплексных систем информационной безопасности, включая и сетевую безопасность. Реализация проектов по аудиту на защищенность ИТ-инфраструктуры позволила нам выявить слабости вычислительной инфраструктуры, организации корпоративной системы обработки и хранения данных, ошибки построения сетевой инфраструктуры. Так в компании стала развиваться полноценная компетенция по проектированию и построению различных подсистем центров обработки и хранения данных.

CNews: Кто был вашим первым заказчиком? После какого проекта вы поняли, что ваш бизнес состоялся?

Владимир Моисейкин: Обычно на прочность бизнес проверяют проекты со сложными заказчиками, с несколькими взаимосвязанными подсистемами, возможно, на субподряде у крупного системного интегратора. Подобный опыт был и у нас, и он позволил нам оценить свои силы. За счет грамотного управления и высокой компетенции по ключевым подсистемам нам удалось выполнить проект в срок и подтянуть недостающие компетенции. Мы не подвели партнера, выполнили требования заказчика, и, самое главное, поняли, что нужно не бояться сложных проектов, а учиться ими грамотно управлять.

CNews: Как развивалась компания? Каким был для нее 2018 год?

Владимир Моисейкин: Нельзя сказать, что компания развивалась поступательно, и каждый новый год был лучше предыдущего. Конечно, были сложности, были ошибки и провалы. Мы научились держать удар и даже его предвидеть. Если рассмотреть динамику последних двух лет, то в 2017 году совокупная выручка компании составила 572,4 млн рублей, а в 2018 году – 789,48 млн рублей, показав рост в почти 40%.

CNews: Какую долю в вашем бизнесе сегодня занимают ИТ-услуги? Как она менялась в ходе развития компании?

Владимир Моисейкин: Для каждого бизнеса на изменение доли услуг или продуктов влияет несколько причин, включая рентабельность, точки роста различных рынков – это важно для небольших компаний, которые меняются вместе с рынком. Также большое значение имеет то, какие компетенции преобладают в организации, есть ли в ней менеджеры с навыками получения скидок и логистики партий товаров или экспертные компетенции для развития и продаж услуг по проектированию, консалтингу и внедрению информационных систем заказчиков. Наша компания в целом была ориентирована на реализацию ИТ и ИБ проектов, так что их доля была не меньше 95% от общего оборота.

CNews: Какие внешние факторы повлияли на развитие бизнеса компании в 2018 году?

Владимир Моисейкин: За последние три-пять лет внешнее окружение российских ИТ-компаний существенно изменилось. Введение санкций со стороны западных стран, наряду с необходимостью цифровизации всех отраслей экономики, вынудило государство создавать отраслевые технологические структуры, которые создали дополнительную конкуренцию при падающем рынке. Целевая поддержка по линии Минпромторга позволила игрокам, получившим доступ к этим средствам, создать собственные продукты. В частности, 2018-й стал для нас наиболее активным в сфере развития собственной разработки, с расширением на регионы. Также значимыми факторами, повлиявшими на бизнес компании, стали увеличение объемов хранимых и обрабатываемых данных, рост скорости передачи, обработки и анализа информации, ужесточение требований к безопасности данных.

CNews: Какие направления бизнеса развиваются быстрее и почему? Какие новые для компании направления появились в 2018 году?

Владимир Моисейкин: Хорошо развиваются направления построения корпоративных хранилищ данных, создания мультисервисных сетей передачи данных, а также информационной безопасности.

В своей деятельности мы не поднимаемся на уровень прикладных систем, в большинстве своем мы проектируем и строим инфраструктуру под бизнес-приложения и обеспечиваем информационную безопасность. Мы создаем фундамент для бизнес-приложений заказчика. В этом году мы начали активно развивать такие направления, как безопасный город, анализ данных, подготовка данных, их обезличивание для тестирования новых разрабатываемых информационных систем. Мы понимаем важность предиктивной и прогнозной аналитики и видим потребность заказчика в подобных решениях.

CNews: Расскажите о ключевых проектах 2018 года.

Владимир Моисейкин: В начале 2018 года мы завершили масштабный проект по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования для корпоративной сети передачи данных и средств защиты информации для транспортно-логистической компании. Помимо масштабов (реализация происходила в нескольких территориально-распределенных точках), особенностью этого кейса также стало использование заказчиком на сети передачи данных оборудования различных производителей и технологий.

В период с января 2017 года по июль 2018 года команда Cross Technologies была привлечена в качестве субподрядчика на проект для Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Нами были оказаны услуги по монтажу оборудования и пуско-наладочным работам, дальнейшему круглосуточному техническому сопровождению развернутых систем безопасности в Международном вещательном центре (МВЦ).

Также среди крупных кейсов, реализованных нашей компанией в прошлом году, хотелось бы назвать проект по развертыванию системного ландшафта программного обеспечения «Информатика» в одном из крупных государственных заказчиков и комплексный проект по модернизации инженерной и ИТ – инфраструктуры ЦОД для «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение», выполненный совместно с производителем оборудования Huawei.

CNews: Как часто вы сталкиваетесь с запросами на импортозамещение западных решений?

Владимир Моисейкин: Импортозамещение – это тренд последних лет. В своей деятельности мы сталкиваемся с двумя типами подобных запросов. Первые приходят от государственных компаний и связаны с «закрытием дыр», которые возникают в связи с потенциально возможным или даже фактическим запретом на поставки или продление поддержки западных продуктов или решений. Второй тип запросов своим возникновением обязан плановому переходу от западных решений в автоматизированных системах государственных ведомств и силовых структур в целях обеспечения национальной безопасности.

К сожалению, создать за несколько лет полные аналоги многих аппаратных платформ не представляется возможным, особенно если учесть, что отрасль электронной компонентной базы в стране запущена. У российских компаний есть собственные разработки, но создаются они пока в большинстве своем на китайских производствах и на основе западной электронно-компонентной базы. Пока очень мало российских решений в конкурентной коммерческой среде, не уступающих по качеству и техническим характеристикам западным аналогам.

CNews: Решения каких российских компаний вы считаете интересными и готовы предлагать заказчикам?

Владимир Моисейкин: Российские компании за несколько лет смогли создать свои продукты на базе платформ с открытым исходным кодом. По состоянию на конец 2018 года, есть несколько классов продуктов и решений, которые наша компания и многие другие готовы предлагать своим заказчикам.

В качестве примера можно привести серверное оборудование и системы хранения данных, телекоммуникационную продукцию таких компаний, как «Т-Платформы», МЦСТ, «КНС-Групп», а также Т8, «Элтекс». Это продукты, произведенные по собственной конструкторской документации, с собственным защищенным встроенным ПО BIOS и BMC, модулями доверенной загрузки, модулями шифрования и т.п.

Из разработчиков систем хранения данных можно назвать «Баум» и Raidix, среди систем виртуализации отметим «Росплатформу» и Sharx. Из разработчиков операционных систем и баз данных – Astra Linux, Alt Linux, RedSoft.

CNews: Как вы видите место вашей компании в построении цифровой экономики?

Владимир Моисейкин: Мы видим три уровня возможных вариантов участия в проектах цифровизации. Один из них, и он хорошо ложится на бизнес системных интеграторов, – это консалтинг, основанный на глубоком понимании стандартов, принципов, методологии, требований законов и нормативных актов, на высокоуровневых экспертных знаниях архитектур современных ИТ-продуктов и систем.

Следующий уровень – это проектирование и создание гибкой инфраструктуры для цифровых платформ, базирующихся на принципах гиперконвергентных решений. И, конечно же, верхний уровень – это разработка сервисов для конечных пользователей. Мы заинтересованы переходить от модели решения локальных задач автоматизации определенных бизнес-процессов заказчика к модели представления ценности в виде сервисов.

CNews: Готовы ли вы предоставить вашим заказчикам необходимые для цифровой трансформации услуги и решения?

Владимир Моисейкин: Цифровая экономика и, соответственно, цифровая модель ведения бизнеса предъявляют очень высокие требования к инфраструктуре, ее гибкости, масштабируемости. Кроме того, цифровизация открывает большой пласт возможностей для компаний, специализирующихся на информационной безопасности. Учитывая стратегический вектор развития компании, направленный в область предоставления сервисов, можно сказать, что мы готовы.

CNews: Как вы видите перспективы использования технологий больших данных в решениях компании?

Владимир Моисейкин: Не секрет, что в определенных отраслях возможность обработки накопленных данных, их структурирование, поиск и выявление закономерностей может дать серьезные конкурентные преимущества. Для других отраслей – это уже потребность, без использования которой бизнесу могут грозить финансовые потери. Системы поведенческого анализа в информационной безопасности способны перерабатывать огромные объемы информации и создавать модели поведения.

Технологии больших данных имеют перспективы в системах анализа и управления рисками, в системах противодействия мошенничеству. Эти направления компания развивает в течение последнего года. Не менее важна роль этих технологий в системах прогнозирования спроса, управления складскими запасами, прогнозирования сбоев и отказов оборудования.

CNews: Существует мнение, что рынок ИТ постепенно становится рынком ИТ-услуг. Что вы об этом думаете?

Владимир Моисейкин: Да, действительно, это так, но процесс это не быстрый. Он реализуется поступательно, с последовательной ломкой стереотипов и консервативного подхода. Еще помнятся опасения, которые были у первых заказчиков, отдававших веб-серверы в хостинг. Сегодня концепция «все as a service» уверенно входит в ИТ-сферу. Не нужно содержать собственный ЦОД, если провайдер предоставляет необходимый тебе набор сервисов, включая даже услугу проведения научных или инженерных расчетов или анализа данных на суперкомпьютерных мощностях. Ценность для заказчика представляют именно эти услуги.

При этом одним из значимых факторов перехода на рынок ИТ-сервисов может стать их стоимость. Расценки на услуги внешнего провайдера не должны быть выше совокупной стоимости владения собственным ЦОДом. И даже если расходы оказываются примерно равными, рынок ИТ-услуг имеет ключевое преимущество – возможность быстрой доставки сервисов услуг до конечного потребителя.

CNews: Как меняется соотношение ИТ-продуктов и ИТ-услуг в портфеле вашей компании? Каким оно будет через 5 лет, как вы думаете?

Владимир Моисейкин: Портфель компании представлен продуктами ведущих мировых и российских производителей оборудования, программного обеспечения и решениями на их основе. На текущий момент в денежном выражении доля услуг составляет не более 20%. Мы надеемся, что в перспективе 5 лет нам удастся выйти на уровень 50-60%.

CNews: Каковы ваши прогнозы по развитию рынка системной интеграции в России? Какие риски вы видите?

Владимир Моисейкин: Рынок системной интеграции серьезно трансформируется. Практически все интеграторы имеют собственные продукты и решения. На заре формирования таких компаний их основной функцией было внедрение систем различных производителей оборудования и ПО на базе типовых вендорских продуктов. Сейчас системная интеграция все больше смещается в сторону ИТ-консалтинга, предоставления услуг и продвижения собственных решений. Рынок достаточно долго был в стадии рецессии. Основные риски для развития рынка системной интеграции несут с собой западные санкции, спад экономики, низкой уровень деловой активности.

Вернуться на главную страницу обзора