CNews: Какие
стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении
играет ИТ-инфраструктура?
Андрей Бугаенко: У
компании МТТ две ключевые стратегические цели. Они достаточно традиционны и
оцифрованы
в натуральных и интегрированных показателях. Первая – это обеспечение
устойчивости бизнеса в условиях стагнации традиционных рынков транзита трафика,
МГ/МН связи, а вторая – развитие в новых сегментах рынка с инновационными
услугами. Часть нашей стратегии развития – формирование
ОТТ (Over-the-top)
сервисов, их интеграция с традиционными сервисами, «включение» для партнеров
ИТ-услуг, позволяющих им строить свои сервисы и услуги, приносящие
дополнительные доходы и положительный
клиентский опыт. Объединение компетенций
технических служб и
ИТ-специалистов – это наше решение, которое мы приняли как
наиболее эффективное в условиях интеграции традиционного
телекома и ИТ.
Инфраструктура ИТ не имеет явного выделения из общего производственного
комплекса, но является одним из ключевых компонентов инновационных сервисов
компании.
CNews: В чем заключается специфика
построения ИТ-инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли?
Андрей Бугаенко: Есть
разные аспекты. Наряду с банковским сектором, ИТ в телекоммуникациях
высокотранзакционные и подчиняются жесткому регулированию со стороны
государства. Кроме того, ИТ-инфраструктура является весьма существенной,
ключевой компонентой для производственного комплекса операторов связи, оказывающих
инновационные
услуги и сервисы, построенные на принципе OTT. Производными из
этих тезисов являются жесткие требования к надежности
ИТ-инфраструктуры,
соблюдению параметров соглашения о качестве (
SLA), архитектуре построения.
CNews: Расскажите, каковы ваши
приоритеты в области ИТ?
Андрей Бугаенко: Один
из самых важных проектов 2012-2013 года – переосмысление роли ИТ в деятельности
компании и, как следствие этого, развитие собственной R&D компетенции,
ведущее к структурным и функциональным изменениям в самой компании.
CNews: Вы планируете разрабатывать
собственные ИТ-продукты? Какие именно? Собираетесь ли Вы потом тиражировать их
на рынке?
Андрей Бугаенко: Продукты
IP-телефонии YouMagic и
YouMagic Pro – наши собственные разработки, включая мобильные и настольные
версии приложений. Более того, по модели
white label, с брендированием под
конкретного заказчика, мы готовы предоставлять приложения и их сопровождение
всем участникам рынка в весьма короткие сроки. Отдельного упоминания достойна
программная экосистема, построенная «вокруг» нашего производственного
комплекса. Она позволяет нашим бизнес-партнерам использовать все возможности
профессиональной, в отличие от имеющихся на рынке продуктов, связи и
телекоммуникационных сервисов.
Экосистема включает набор программных функций, позволяющих
включать сервисы
телефонии в Web-среду,
мобильные приложения, программные и
программно-аппаратные комплексы. При этом МТТ берет на себя вопросы оптимальной
маршрутизации трафика, обеспечения сертифицированных биллинговых процедур,
выполнения нормативных требований, предоставления номерной емкости, обеспечение
связности сети и другие задачи, характерные для профессионального телеком-рынка.
Бизнес-модель взаимодействия с партнерами строится, в том числе, на основе
разделения доходов, то есть с нами, за счет наших разработок можно начать
быстро монетизировать свои веб-проекты и сервисы.
CNews: В МТТ было завершено перевнедрение
ERP-системы Microsoft Dynamics AX. Зачем понадобилось
перевнедрение? Почему решено отказаться от услуг текущих партнеров из «Корус
Консалтинг»? Каков положительный эффект?
Андрей Бугаенко: Выбора
решения как такового не было.
Microsoft Dynamics AX уже долгое время «живет» в нашей компании.
Внутренние заказчики неоднократно высказывали ряд существенных замечаний к
работе ранее внедренной системы. Анализ показал, что с текущим подрядчиком
достичь требуемых результатов невозможно, поэтому мы сменили подрядчика, версию
AX на более свежую,
сформировали компетентную проектную команду в партнерстве с
GMCS (группа
компаний
Maykor) и
реализовали проект в течение 6-8 месяцев. В результате, мы вовремя и
качественно сдаем бухгалтерскую и
управленческую отчетность, менеджмент и
акционеры уверены в ее качестве, ряд процессов стал автоматизированным или
автоматическим.
CNews: В МТТ недавно была внедрена
система электронного документооборота «Босс-Референт» (ныне «ECM Логика Бизнеса»).
Каковы были сроки? Почему выбрано это решение?
Андрей Бугаенко: Нам
нужна была «система из коробки». Автоматизировать документооборот нужно было быстро,
потому что процессы
документооборота в компании стандартизованы давно, эффект в
операционной деятельности виден сразу и он значителен, потому что автоматизация
документооборота дисциплинирует компанию на всех уровнях, а это непременное
условие быстрого роста и инновационного развития. «
Босс-референт» оказался
системой «
из коробки», наиболее полно удовлетворяющей запросы бизнеса. Мы выбирали
из 5 или 7 систем. Внедрили в течение 6 месяцев, с учетом времени проведения
конкурса, обучения сотрудников и периода тестовой эксплуатации. Важно, что СЭД
сейчас обеспечивает единое пространство обработки документов в нескольких
компаниях группы компаний МТТ. Это часть реализации групповой политики в
области информационных технологий.
СNews: Также в МТТ было завершено внедрение платформы Porta Oracularis,
являющейся базовой для реализации интеллектуальных OTT-сервисов. Расскажите
подробнее об этом решении.
Андрей Бугаенко: Porta,
по сути,
СПО, которое объединяет в своем составе софтсвитч,
биллинг, систему
оптимальной маршрутизации и
серверы приложений с возможностью доступа к ним
посредством
SOAP интерфейса. Совместно с партнерами из Porta One мы ведем
доработку ядра системы до наших бизнес-требований, формируемых продуктологами.
Кроме того, то, что «не умеет» Porta, мы реализуем собственными силами — например
JSON
интерфейс, используемый в наших мобильных, настольных и веб-приложениях.
На совокупности
JSON функций мы разработали бизнес-кейсы для своих партнеров,
которые уже осознали, что один из наиболее удобных способов
монетизации
собственных мобильных и веб-приложений – предоставление своим клиентам
голосовых коммуникаций, «бесшовно» связывающих традиционные
телеком-услуги
(голос,
SMS,
MMS) с
IP-средой посредством сервиса профессионального телекоммуникационного
оператора. Наш продукт на базе Porta позволяет с высоким уровнем качества и
юзабилити звонить из веба на
обычные телефоны (стационарные и
мобильные),
обеспечивать
анонимность голосовых коммуникаций на
интернет-аукционах и сайтах
знакомств и много чего еще. В общем, с нами бабушка сумеет дозвониться своему
любимому внуку в
Facebook.
Еще пару месяцев мы будем развивать и тестировать сервис с
нашими партнерами, такими как
Mail.Ru, «
Юниклауд», Frolik и др. Потом откроем
API для «всего мира» — последовательно, по регионам и континентам.
Дополнительно на базе Porta разворачивается весь комплекс услуг ИСС, которые
впервые на рынке получат сквозную интеграцию со всеми возможностями и
продуктами транснационального оператора связи. Реализуем на практике парадокс. Будет
надежно, качественно и недорого.
CNews: Еще одним заметным ИТ-проектом
стала консолидация базовой инфраструктуры корпоративной системы передачи данных
(СПД). Расскажите подробнее, какие именно работы были проведены, что было ранее
и что получилось в результате?
Андрей Бугаенко: В
рамках реализации базовой инфраструктуры корпоративной СПД мы пошли
традиционным путем. Провели анализ, выявили точки синергии в ИТ группы
компаний. Определили ключевые направления: инфраструктура, корпоративные ИТ,
единая политика закупок. Выделили в группе компании с максимально развитыми
компетенциями по этим направлениям. В настоящее время МТТ стала
сервис-провайдером единого AD,
электронной почты, справочных корпоративных
систем (
Wiki и пр.),
СЭД. «Аудиотеле» – единый поставщик услуг
центра обработки
вызовов в группе компаний. На очереди
ERP, «растянутая» на группу компаний, и
единая служба
технической поддержки ИТ группы компаний. Результат затраченных усилий
заключается в реализации мудрости
Козьмы Пруткова: «Каждый приносит пользу,
будучи употреблен в нужном месте». То есть мы ускорили процессы
автоматизации
деятельности и снизили
затраты на ИТ в целом по группе компаний.
CNews: Какие цели стоят перед МТТ в
2013-2014 годах?
Андрей Бугаенко: В
2013-2014 годах мы сосредоточимся на повышении качества предоставления
ИТ-услуг
в группе компаний, разработке новых уникальных сервисов и услуг для существующих
и потенциальных клиентов, будем принимать решение об усилении ИТ составляющей
во взаимодействии с партнерами и клиентами, улучшении практики CRM.
CNews: Что конкретно подразумевается под
улучшением практики CRM? Внедрение нового решения, модернизация старого решения
Naumen CRM?
Андрей Бугаенко: Пока
самый большой бизнес в группе у МТТ. У компании очень много клиентов в
различных сегментах рынка. Их количество измеряется не одним десятком
миллионов. При этом мы надеемся, что в следующем году «
МТТ Инновации» обгонит
МТТ по количеству клиентов, несмотря на рост самой МТТ. В целом, мы начинаем
ощущать, что имеющейся в компании CRM- системы не хватает. Она архитектурно
исчерпала себя. Кроме того, поставщик объявил об окончании продажи и развития
текущей системы. Соответственно, модернизировать просто нечего. Придется
внедрять новую систему, с учетом всех текущих потребностей
бизнес-подразделений, управленцев и технических служб.
На базе CRM мы создадим единую информационно-управленческую
среду для коммерческих подразделений, которая будет обладать всей информацией о
наших контрагентах, обеспечит взаимодействие управленческих, технических и
коммерческих подразделений, позволит автоматизировать модель кроссмотивации
подразделений и контроль исполнения задач. Обязательно реализуем
управление
качеством. Клиенты, я думаю, скажут за это спасибо. Подумаем, нужно ли делать
единую CRM для группы компаний. Пока в силу существенных различий бизнес-моделей
компаний группы это нерешенный вопрос.
Отдельно будем реализовывать управление исполнением
госконтрактов. Это важно в силу расширения нашего присутствия на рынке
B2G.
Госорганам надо дать прозрачные процессы, качественное обслуживание и
возможность контролировать оператора в процессе реализации госконтракта. Это
сложная задача, которую должен решить
ИТ-департамент в течение следующего года.
Я где-то даже завидую ИТ-директору МТТ Балихину Олегу Геннадьевичу, это очень
сложные и интересные задачи, но уверен, что он справится. Сформированная на
сегодняшний день в МТТ команда ИТ-специалистов — одна из лучших в отрасли,
поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Нам всем интересно стать не «одними
из», а просто лучшими в отрасли.
СNews: Какую ИТ-систему вы считаете ключевой для вашей компании и
почему?
Андрей Бугаенко: У
нас такой нет. Есть принцип: на каждое
рабочее место по его ролевой модели
приходится минимум информационных систем с максимальной эффективностью для
бизнес-процессов. Ключевой параметр – это эффективная системная взаимосвязь
всех компонентов. Системы поддержки операционной деятельности должны быть
взаимно интегрированы, удовлетворять запросам бизнеса, при этом уметь обслуживать
различные виды бизнеса группы компаний. ИТ-системы производственных комплексов
компаний группы, безусловно, должны быть надежнее «офисных», при этом они также
должны быть эффективно взаимосвязаны с системами поддержки операционной
деятельности.
CNews: Услугами каких ЦОДов вы
пользуетесь – собственных или внешних? Почему?
Андрей Бугаенко: У
нас традиционно собственные площадки в ключевых для оказания услуг и
предоставления сервисов точках. Чужие ЦОДы мы используем для масштабирования
производственного комплекса, когда это экономически и технически целесообразно.
CNews: Пользуетесь ли вы продуктами SaaS
и почему? Насколько применима эта модель в телекоммуникационной отрасли?
Андрей Бугаенко: Применима.
В самой по себе модели ничего плохого нет, она работает практически в любой
отрасли, но есть некоторые отраслевые ограничения именно в телекоммуникациях,
связанные с регулированием ряда аспектов деятельности. В настоящее время мы не
пользуемся моделью SaaS.
Надо принимать во внимание девятнадцатилетний опыт развития компании на рынке,
что ведет к некоторым сложностям при интеграции SaaS-решений в текущий
ИТ-ландшафт.
CNews: Какие работы вы отдаете на
аутсорсинг? Насколько перспективной вы считаете эту модель и в каких сегментах
она применима?
Андрей Бугаенко: Аутсорсинг
нами используется весьма широко. Базовым правилом привлечения аутсорсинга в
проект является его операционная и экономическая эффективность. Отмечу, что в случае
привлечения аутсорсеров к выполнению работ в интересах компании, существенно растут
затраты ресурсов на
управление проектами и, в любом случае, остается
необходимость иметь у себя ключевую компетенцию по направлениям аутсорсинга. Надо
также отметить, что аутсорсинг помогает нам реализовать одно из направлений
кадрового роста наших ИТ-гуру, они вырастают из программистов и «айтишников» в
системных архитекторов и конструкторов. В этом мы гораздо интереснее для
ИТ-профессионалов, чем стандартные ИТ-компании.