oбзор

Обзор: Телеком 2013

Дмитрий Садков

Дмитрий Садков:
Необходимо перейти от «зоопарка» решений к типовому ландшафту


Вице-президент по ИТ «Ростелекома» Дмитрий Садков рассказал CNews о своих задачах на новом посту. Помимо распространения беспрецедентного по масштабу внедрения ERP на дочерние компании, новый куратор ИТ планирует сосредоточиться на модернизации cистем OSS, а также ликвидировать «зоопарк» решений в области биллинга и CRM.

CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играет ИТ-инфраструктура? Какие задачи стоят перед вами на новом посту?

Дмитрий Садков: Можно назвать 5 взаимосвязанных целей ИТ-блока «Ростелекома», которые являются отражением бизнес-целей компании. Во-первых, поддержка роста бизнеса компании за счет расширения клиентской базы, повышения качества обслуживания, запуска новых услуг. Один из глобальных проектов в этом направлении – внедрение единого для всей компании решения CRM, а также улучшение единого личного web-кабинета, унификация биллинговых систем.

Во-вторых, необходимо обеспечить функционирование процессов операционной деятельности компании с помощью систем класса OSS. Речь идет, в частности, о процессах линейно-технического учета, управлении инцидентами и производительностью сети, исполнении заказов, управлении разъездным персоналом.

В-третьих, это повышение операционной эффективности компании посредством сквозной автоматизации процессов финансового и бухгалтерского учета, кадрового администрирования и учета, административно-хозяйственной деятельности.

В-четвертых, повышение прозрачности и управляемости компании, в том числе с помощью систем класса Business Intelligence. Мы накапливаем огромные объёмы информации и нам нужно научиться разумно её использовать для принятия обоснованных управленческих решений во всех областях деятельности.

В-пятых, будем работать над повышением экономической эффективности собственно ИТ-решений и процессов. Запланирован переход на прямые контракты с вендорами. Личной задачей вижу снижение закупочных цен в диапазоне от 10% до 20% по сравнению с существовавшей практикой. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы на наши конкурсы приходило как можно больше участников – вендоров, крупных интеграторов. Мы настроены на выстраивание долгосрочного сотрудничества, будем предлагать им организовывать на площадях компании стенды и тестировать новые ИТ-решения. Практически со всеми руководителями таких компаний уже состоялись встречи, они очень положительно реагируют на те изменения, которые происходят у нас в ИТ-блоке. Будем создавать типовые конфигурации, консолидировать закупки, это позволит существенно экономить на масштабе. Наконец, рассматриваем возможность новых инструментов закупок – лизинг, аренда оборудования, либо оплата за его использование, поставка оборудования с обязательством обратного выкупа. Все эти модели активно используют мировые операторы связи.

CNews: Перечислите, какие ИТ-проекты были реализованы вами в 2012-2013 гг.? Какие планы на вторую половину 2013-2014 гг.?

Дмитрий Садков: Поскольку я не так давно работаю в «Ростелекоме», мне корректнее говорить о планах. Необходимо завершить глобальные проекты, связанные с внедрением корпоративных систем Oracle eBS и единой системы электронного документооборота. В целом стадия внедрения этих проектов уже завершена, сейчас происходит их оптимизация и подстройка под нужды компании, в том числе связанные с изменением законодательства, организационной структуры, бизнес-процессов. Есть и планы развития, связанные с расширением функциональности, внедрением дополнительных модулей ERP.

Среднесрочные планы связаны с внедрением в регионах единого CRM и смежных систем, что позволит на новый качественный уровень поднять обслуживание абонентов и эффективность работы коммерческого и технического блоков. Заканчивается пилотный этап, переходим к тиражированию решения. Очень важная задача – типизация и централизация биллинговых систем. В настоящее время завершается разработка нашей стратегии по этому направлению. Цель – внедрение конвергентного биллинга, в котором будут обсчитываться все услуги компании. В итоге планируем оставить максимум два биллинговых решения, которые будут выбраны по результатам конкурса, запланированного на осень. Нам важно получить сопоставимую информацию о стоимости лицензий, внедрения и поддержки по всей России того или иного решения.

Также есть конкретные планы по модернизации систем класса OSS (с одновременным уменьшением количества узлов OSS/BSS), внедрению решений Network Resource Inventory, Order Fulfillment, WorkForce Management, Service Quality Management, Fault/Performance Management. Необходимо все эти системы унифицировать, перейти от «зоопарка решений» к типовому ландшафту, что даст ощутимый экономический эффект как на стадии приобретения лицензий и внедрения, так и на этапе эксплуатации.

CNews: Расскажите подробнее о проекте по внедрению Oracle E-Business Suite R12? На каком этапе он сейчас находится?

Дмитрий Садков: Сразу хочу отметить, что реализованный в «Ростелекоме» ERP-проект является уникальным не только в России. Просто представьте: вся компания со 160 тыс. человек персонала, в любой точке страны работает в единой системе. Важно, что это единая установка, в системе одновременно работают до 30 тыс. пользователей. Таким образом, достигнут реальный эффект – обеспечен высокий уровень прозрачности управления компанией. Теперь система находится на стадии промышленной эксплуатации, что не означает остановки в ее развитии – будем работать над расширением функционала, доработкой методологии. Важный момент – в единую систему будут включены все присоединяемые дочерние и зависимые общества (до конца 2013 г. к «Ростелекому» будут присоединены «Связьинвест» и 20 дочерних компаний).

СNews: Услугами каких ЦОДов вы пользуетесь – собственных или внешних? Почему?

Дмитрий Садков: Внешние ЦОД «Ростелеком» не использует, традиционно компания ориентирована на использование собственных мощностей. Вместе с тем, мы рассматриваем возможность аренды площадей или инфраструктуры для реализации масштабных проектов. Но критичные для нашего бизнеса ИТ-системы и приложения однозначно будут базироваться в наших ЦОД. Я видел много ЦОД и в нашей стране, и за ее пределами, и могу ответственно сказать, что в «Ростелекоме» центры сделаны на высочайшем уровне, в том числе с точки зрения защищенности – по большинству инженерных систем обеспечено даже не двойное, а тройное резервирование. И это касается как центральных ЦОДов, так и центров, расположенных в наших макрорегиональных филиалах. Ну и нельзя не отметить, что у нас есть масштабные планы по развитию ИТ-инфраструктуры, как централизованной, так и региональной – консолидации вычислительных мощностей, наращиванию объемов систем хранения данных, развитию корпоративных информационных сервисов. Это связано как с изменением топологии приложений, так и с появлением новых технологических решений, позволяющих решать задачи намного эффективнее.

CNews: Проекты по внедрению какого ПО наиболее актуальны в настоящее время и почему?

Дмитрий Садков: Приоритет – развитие OSS-систем во всех регионах. Исторически «Ростелеком» уделял больше внимания построению систем управления, и на этапе реорганизации компании это было оправданно. Сейчас нам надо кардинально повысить эффективность процессов операционной деятельности.

Мы осторожно смотрим на возможность использования в отдельных, некритичных для бизнеса областях свободного программного обеспечения (СПО). Отсутствие реальной конкуренции в области офисного программного обеспечения нас не радует, и мы хотели бы найти разумную альтернативу.

CNews: Пользуетесь ли вы продуктами SaaS и почему? Насколько применима эта модель в телекоммуникационной отрасли?

Дмитрий Садков: В настоящее время – нет. Но мы рассматриваем возможность применения подобных моделей для некоторых областей управления. Например, с интересом изучаем опыт по созданию систем оценки персонала с использованием SaaS-модели. В то же время «Ростелеком» является поставщиком различных решений по модели SaaS в рамках национальной облачной платформы o7.com.

CNews: Какие работы вы отдаете на аутсорсинг? Насколько перспективной вы считаете эту модель и в каких сегментах она применима? Какова доля аутсорсинга в общем ИТ-бюджете?

Дмитрий Садков: Если речь идет об аутсорсинге ИТ-процессов, то пока компания не использует этот инструмент. Мы рассматриваем и просчитываем возможность аутсорсинга по двум функциям – офисная печать и управление рабочими станциями сотрудников. А вот поддержку критичных для бизнеса систем мы, конечно, на аутсорсинг выводить не можем.

Вернуться на главную страницу обзора