О чем думает бизнес
«Мы должны давать клиентам самые лучшие технологии!»
«В представлении человека, который не связан с сельским хозяйством, это какая-то архаичная отрасль: грязь, разруха, устаревшая техника. А на самом деле современный российский рынок — крайне технологичный. Наши клиенты, приобретая технику, думают о навигации и телеметрии, автоматической настройке машин и управлении ими, объективном анализе эффективности эксплуатации. Наша компания должна находиться в тренде и давать клиентам самое лучшее».
Евгений Зеленов, генеральный директор компании «Сельскохозяйственная техника»
Какие сложности возникли в компании
Представителям российского аграрного сектора сейчас доступны самые высокие технологии, а произошедшее за последние два десятилетия развитие эксперты называют прорывом. Российские компании — как крупные, так и относительно небольшие фермерские хозяйства, — хотят получать самое высокотехнологичное обслуживание. Им крайне важно эффективно использовать технику: избегать поломок, простоев, максимально долго ее эксплуатировать, но при этом точно знать, когда вложения в ремонт уже нерентабельны и пора покупать новый комбайн или трактор.
Обеспечить такой уровень сервиса без всесторонней аналитики данных просто невозможно. Кроме того, это помогло бы снизить затраты на сервисную службу, которая составляет весомую часть в P&L «Сельскохозяйственной техники»: 90% работ по обслуживанию проходят в полях, перед компанией остро встала необходимость оптимизировать работу инженерных подразделений и снизить влияние человеческого фактора. Менеджмент компании нужно обеспечить максимально актуальными данными о работе парка техники, которые использовались бы для дальнейшего анализа и принятия ключевых решений. Это связано, прежде всего, со спецификой бизнеса: цена простоя в короткие периоды посевных и уборочных работ очень велика, поэтому скорость реагирования должна быть молниеносной.
«Стоимость одной единицы самоходной техники — 15-20 млн руб. Для крупного агрохолдинга само экономическое решение о том, когда пора менять один из сотен стоящих на балансе тракторов, — совершенно нетривиальная задача, в основе которой должна лежать аналитика данных. Именно она позволила бы понимать, в какой точке дальнейшая эксплуатация машины дороже, чем покупка новой, дала бы возможность обслуживать их таким образом, чтобы снизить горизонт окупаемости до 3-5 лет», — объясняет Евгений Зеленов.
Какие технологии помогли все изменить
«Нам нужно максимально оптимизировать работу инженерного персонала. Для этого необходимо снизить зависимость от сложного документооборота. Переход к использованию платформы позволяет оптимизировать рабочее время инженеров и получать качественные и пригодные для дальнейшей обработки данные. С такой информацией можно работать по всей производственной цепочке — начиная с заказ-нарядов и управления складскими остатками, и заканчивая фото-отчетами о состоянии техники», — рассказывает Евгений Зеленов.
Агрохолдингам важно четко понимать стоимость владения и затраты на эксплуатацию. Благодаря этому можно эффективно строить модели управления парком техники. Выходом для «Сельскохозяйственной техники» стали отказ от бумаги и разработка автоматизированного рабочего места инженера на платформе Microsoft Dynamics 365 Field Service — специализированного решения для управления сервисным обслуживанием оборудования и техники «в поле». Выбор в пользу Microsoft был обусловлен еще и тем, что у компании есть достаточно много решений на облачной платформе Azure, которые легко друг с другом интегрируются и помогают «Сельскохозяйственной технике» создавать собственную единую технологическую платформу.
«Наша платформа на базе этих решений прекрасно работает даже в зонах очень плохого приема сигнала, система адекватно аккумулирует и передает данные, интегрирует их с нашими решениями. Теперь у каждого полевого сотрудника есть собственный планшет, аналогов которому нет ни в одной другой компании. С его помощью инженеры передают все необходимые сведения, на основе которых мы можем принимать оперативные управленческие решения, анализировать данные и делать бизнес наших клиентов более эффективным. Сделать это в бумажном формате было бы сложно — потери времени оказались бы фатальными», — добавляет Евгений Зеленов.
Партнером при внедрении выступила компания «Ёлва». Специалисты компании подготовили и реализовали проект, а в настоящее время его осуществляют техническую поддержку.
Что получил бизнес
Первый короткий период эксплуатации в полях показал примерно 15-процентную экономию времени инженеров — а их в компании более 50 человек. Они больше не готовят множество отчетов по итогам выездов к клиенту. Вся работа инженеров видна практически на одном экране в онлайн-режиме, а системы Microsoft помогают их хранить и оперативно анализировать. Отказ от бумаги снизил вероятность ошибки в процессе сбора и аналитики данных. Отчеты стали более точными и стандартизированными. Таким образом, удалось снизить затраты на сервисную службу и при этом ускорить ее работу. Заказчики же получают все необходимые им для планирования данные максимально быстро.
Сейчас в компании задумались о создании клиентского личного кабинета, который дал бы устойчивый канал коммуникаций с заказчиками.