О чем думает бизнес
Искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, дополненная и виртуальная реальность… Все эти, и многие другие технологии, переживающие сегодня бурный рост, в равной степени актуальны как для бизнеса, так и для системы высшего образования.
«Педагогические вузы, ориентированные на подготовку будущих учителей, особенно чутко реагируют на происходящие изменения, — говорит Екатерина Лавренова, директор Института цифрового образования МГПУ. — Цифровые технологии представляют для нас не только методологический интерес, но и активно применяются на практике. Это единственная возможность готовить выпускников к работе в меняющемся мире и соответствовать ожиданиям нынешнего поколения студентов, для которых «цифра» — естественная среда обитания».
Одним из самых сложных профессиональных вызовов для российских вузов на фоне динамично меняющегося технологического и рыночного ландшафта становится поиск актуальных образовательных методик. Не случайно вопросы цифровой дидактики вот уже в течение многих лет находятся в фокусе внимания профессорско-преподавательского состава МГПУ. Впрочем, как показали недавние события, стратегический курс на упреждающую цифровизацию оказался для вуза вдвойне своевременным. Ведь вопрос «Как учить?» обрел совершенно неожиданное звучание.
Испытание на адаптивность
Весной 2020 г. вся российская система образования столкнулась с неожиданным стресс-тестом на цифровую зрелость. Перед коллективом МГПУ, как и перед другими вузами страны, встала сложнейшая задача перевода в дистанционный режим не только учебного процесса, но и всей системы управления. Причем сделать это требовалось в предельно сжатые сроки.
Решить задачу можно было только при условии развертывания профессиональной ИТ-платформы, обладающей потенциалом быстрого масштабирования. Но при этом — максимально гибкой и понятной пользователю.
Какое решение было найдено
Начальник управления информационных технологий Московского городского педагогического университета Руслан Сулейманов рассказывает, что поначалу рассматривался достаточно широкий спектр продуктов и сервисов. Но вскоре стало ясно: по абсолютному большинству параметров лидирует корпоративная платформа Microsoft Teams.
В качестве основы для внедрения цифровых сервисов ИТ-специалисты МГПУ используют единую службу каталогов Active Directory. Она позволяет в масштабах организации управлять настройками пользовательской рабочей среды и применять стандартизированные подходы к развертыванию программного обеспечения на множестве компьютеров. Благодаря тому, что Microsoft Teams является облачным сервисом и позволяет синхронизироваться с Active Directory, удалось решить поставленную задачу без дополнительных расходов на приобретение серверного оборудования и увеличение пропускной способности каналов связи.
«Быстрого перехода в режим «дистант» можно было добиться только благодаря масштабированию гибкого решения, не требующего сложного внедрения, — подчеркивает Руслан Сулейманов. — Система должна была прозрачно стыковаться с нашей ИТ-инфраструктурой, не требуя наращивания вычислительной и коммуникационной инфраструктуры. В этом смысле переход на облачный сервис Microsoft Teams оказался оптимальным: мы имели доступ к соответствующим лицензиям, а благодаря регулярному участию в мероприятиях Microsoft хорошо представляли себе возможности продукта и уже имели опыт работы с ним».
Что получил бизнес
Проблему удалось решить в рекордные сроки. Сервис Microsoft Teams стал основной платформой взаимодействия для 17 тыс. студентов и 3 тыс. сотрудников Московского городского университета, обеспечив непрерывность учебного процесса и высокий уровень предоставления образовательных услуг.
«Если бы в начале 2020 года кто-то заявил, что все студенты через три месяца начнут учиться дистанционно, подавляющее большинство представителей системы высшего образования лишь покрутили бы пальцем у виска. Казалось, это невозможно в принципе», — вспоминает Руслан Сулейманов. И, тем не менее, все получилось.
Уже в первые дни был зафиксирован рост посещаемости занятий, проходящих теперь в режиме онлайн. А регулярно проводимые онлайн-опросы позволили сделать еще один важный вывод: студенты не просто удовлетворены учебой в новом формате, но и высоко оценивают существенную экономию времени при использовании такого канала доступа к знаниям.
Тем временем преподавательский коллектив МГПУ перешел к тонкой настройке образовательного процесса. «Наши преподаватели быстро поняли, что полуторачасовая лекция в дистанционном режиме — не лучший вариант. Как следствие, началась системная работа по актуализации методов «цифровой» подачи материала, — говорит Екатерина Лавренова. — Сегодня мы собираем, изучаем и внедряем интересные находки, ноу-хау и лайфхаки. А главное — стараемся действовать максимально быстро. И если в первые дни относительно мягкого режима самоизоляции мы транслировали в Microsoft Teams лекции профессора В. А. Ведерникова по алгебре при помощи видеокамеры, дающей крупное изображение классной доски, то уже неделю спустя на смену промежуточной технологии пришел графический планшет с системой захвата изображения».
Одновременно с образовательными активностями в онлайн была перенесена работа многочисленных структурных подразделений и коллегиальных органов управления МГПУ. Так, уже в первые недели после введения режима самоизоляции на платформе Microsoft Teams начали проходить заседания ученого совета.
Еще одним подтверждением удачного выбора базового ИТ-решения стал возросший интерес студентов к новой коммуникационной платформе как к средству неформального общения. До недавнего времени такие вопросы, как перевыборы студенческого актива, обсуждались учащимися преимущественно в соцсетях. Но уже в середине апреля 2020 г. дискуссии по поводу предвыборных программ кандидатов, как и многие другие аспекты студенческой демократии, начали перемещаться на платформу Microsoft Teams.
Похоже, процесс цифровой трансформации системы высшего образования теперь уже не остановить.
«После перевода всего процесса взаимодействия преподавателей и студентов на платформу Microsoft Teams, многое видится иначе, — признает Екатерина Лавренова. — Уже в ближайшем будущем мы вряд ли сможем заинтересовать слушателей традиционными лекциями в аудитории. А значит, существенная часть учебного процесса скорее всего так и останется дистанционной».