«Устранить риск потери клиентов». «Построить цифровой бэкофис». «Перевести образовательный процесс в онлайн». «Повысить эффективность отдела продаж». «Реализовать потенциал командной работы». «Сформировать цифровую HR-культуру». «Повысить качество совместной проектной работы». Таков далеко неполный список задач, решение которых позволяет многим российским компаниям оставаться конкурентоспособными и успешными даже в условиях самых жестких рыночных вызовов. Все они сделали ставку на применение современных ИТ-решений. И не ошиблись.
Революция в сфере коммуникаций, массовое использование мобильных устройств, доступность облачных сервисов, широкое распространение аутсорсинга, появление новых классов программного обеспечения и более современных подходов к реализации проектов — все это привело к уникальной ситуации «выравнивания возможностей» для крупного бизнеса, малых и средних предприятий, а также для работников компаний любых размеров.
Ведущие предприятия реального сектора, в предшествующие годы фокусировавшиеся преимущественно на развитии производственных технологий, переходят к созданию современных рабочих пространств, позволяющих более продуктивно вести командную работу в единой среде, оперативно обмениваться информацией, использовать прозрачные инструменты планирования и контроля.
Работодатели стремятся повысить собственную привлекательность для нового поколения сотрудников, которые уже не представляют себе жизнь, работу и общение в отрыве от современных цифровых решений. Наступает время новых моделей работы с человеческим капиталом: в фокусе внимания оказывается прежде всего человек и его пользовательский опыт как источник результативности. И бизнес быстро учится понимать интересы молодых людей, в том числе за счет предоставления нативных инструментов корпоративных коммуникаций.
Столкнувшись с ограничениями корпоративных «монолитных» решений, многие предприятия приступили к практической реализации концепции цифровых рабочих мест. Причем такие примеры «нового мышления» уже есть даже в таких разных отраслях, как парфюмерная промышленность и финансово-правовой консалтинг.
Крупнейшие розничные сети продолжают внедрение клиентоориентированных операционных моделей, способных обеспечить скорость и гибкость принятия решений. При этом масштабы бизнеса ритейлеров открывают уникальные возможности для достижения мультипликативного эффекта от использования передовых ИТ-решений и платформ.
Не отстает и система высшего образования. В стремлении соответствовать растущим запросам студентов и их будущих работодателей, ведущие вузы страны реализуют концепцию «цифрового университета», в том числе путем расширения дистанционных форматов организации как учебного процесса, так и всей системы управления.
Бурными темпами процесс технологического обновления идет и в одной из самых консервативных отраслей – в страховании. Причем в нынешних условиях заметное преимущество для клиентов уже получили те страховщики, которые последовательно осуществляли программы цифровизации, существенно повышающие скорость реакции на рыночные изменения.
Одним из важнейших факторов успешной и продуктивной деятельности для крупных организаций становится существенное повышение устойчивости бизнеса. Не случайно повышенный спрос на надежные ИТ-платформы и решения, обеспечивающие высокий уровень сопротивляемости к внешним стрессам, сегодня возникает во многих сегментах рынка — от телерадиовещания до индустрии быстрого питания.
Своевременный переход к применению новых цифровых решений дает возможность компаниям любых размеров не только значительно повысить эластичность бизнеса в меняющихся рыночных условиях, но и легче адаптироваться к самым неблагоприятным сценариям. Например — при необходимости быстро перевести сотрудников в режим удаленной работы.
Наступает эра паритетных условий доступа к глобальному стеку информационных технологий. И это уникальный шанс, которым могут воспользоваться в том числе предприятия малого и среднего бизнеса.
Практика «натурального хозяйства», требовавшая значительных капитальных затрат для приобретения «вечных» лицензий на программное обеспечение, собственных вычислительных мощностей и систем хранения данных безвозвратно ушла в прошлое. Не случайно все большей популярностью начинают пользоваться облачные программные продукты, доступ к которым осуществляется по подписке, что позволяет гибко управлять ИТ-бюджетом и всегда иметь гарантированный доступ к наиболее актуальным решениям.
Малому бизнесу уже не нужно доказывать преимущества модели «ИТ как услуга». Еще недавно средства автоматизированного бизнес-анализа больших объемов данных были доступны лишь самым крупным участникам рынка. А сегодня, например, облачный аналитический инструментарий, позволяющий управлять бизнесом буквально в режиме реального времени, доступен даже относительно небольшим участникам индустрии красоты.
Еще один показательный штрих: компании малого и среднего бизнеса все чаще делают осознанный выбор в пользу технологических экосистем ведущих производителей программного обеспечения, решения которых прозрачно стыкуются друг с другом, что позволяет по мере необходимости достраивать недостающие элементы ИТ-инфраструктуры.
Сегодня по цифровому треку быстрее других двигаются компании, способные четко сформулировать свои приоритеты и запросы. Например: «активизировать работу инженерного персонала, снизить зависимость от сложного документооборота и перейти к использованию платформы, позволяющей получать качественные и пригодные для дальнейшей обработки данные, с которыми можно работать по всей производственной цепочке». Ведь любой правильно поставленный вопрос содержит в себе ответ.
В отличие от прежней проектной парадигмы, когда внедрение информационной системы могло занимать годы, заказчики становятся все более комфортными клиентами для поставщиков, готовых предложить продуктовый подход. Главное здесь — не абстрактная «автоматизация», а возможность быстро перейти к использованию ИТ-инструментария, обладающего безусловной ценностью для бизнеса.
Стремление небольших предприятий воспользоваться всеми преимуществами внедрения по модели «быстрого результата» готовы со своей стороны поддержать и сервис-провайдеры. В том числе — ИТ-интеграторы, помогающие своим клиентам в кратчайшие сроки развернуть новые системы и сервисы.
Важно отметить растущее, в целом, влияние российских ИТ-компаний — сервис-провайдеров, интеграторов и др., — в сфере автоматизации бизнеса. Все чаще они становятся доверенными партнерами, которые помогают быстро и эффективно решать самые важные и сложные задачи, а иногда даже играют роль бизнес-консультантов.
Переход к цифровой экономике радикально меняет сложившиеся представления об источниках успеха в бизнесе. При этом все большую роль начинает играть правильный выбор технологических инструментов, позволяющих эффективно управлять процессом создания рыночной ценности. И это хорошо понимают руководители компаний, поделившихся опытом внедрения современных ИТ-решений на страницах нашего проекта.