Цель: стать абсолютным лидером
Сегодня в ВШМ разрабатывается новая стратегия на период до 2025 г. Предполагается, что в результате ее реализации бизнес-школа станет лучшим профильным учебным заведением в России, обеспечивающим бизнес управленцами новой формации. Ее работа будет осуществляться в соответствии с новейшими мировыми тенденциями, такими как life-long learning и развитие образования в цифровой среде. Встречи представителей школы и бизнеса показали: потребность в специалистах для трансформации экономики велика. При этом особенную ценность для компаний имеют выпускники, способные сочетать процессы трансформации и отраслевую специфику. Для этого необходимо привлекать больше преподавателей-практиков и расширять взаимодействие студентов с предприятиями, которые могут стать базой для подготовки прикладных дипломных работ.
«Наша планка находится очень высоко, — рассказывает директор Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Дергунова. — Мы уже входим в число трех лучших отечественных вузов, готовящих менеджеров. Но хотим идти дальше — стать абсолютно лучшей в России бизнес-школой. Наша миссия весьма лаконична: «мы создаем знания, развиваем лидеров и меняем мир к лучшему», и делаем мы это в лучшей цифровой среде. Это обязывает нас использовать информационные технологии, масштабируемые платформы и стандартные решения, которые позволяют, не тратя собственные ресурсы, соответствовать мировым стандартам и использовать в образовательном процессе лучшие практики. Поэтому цифровое и технологическое развитие — важная часть стратегического развития школы. Именно с их помощью школа развивается сегодня и будет развиваться в дальнейшем. А опора на технологии мировых лидеров позволит нам сосредоточить свои ресурсы на решении основных задач: разработке учебных программ, преподавании и исследовательской работе».
Какие задачи решает цифровизация ВШМ
Одна из целей ВШМ — ускоренное развитие онлайн-образования. Школа активно сотрудничает с ведущими мировыми бизнес-университетами, стремится привлекать к преподаванию бизнесменов-практиков. Наконец, удаленное и смешанное обучение — один из мировых трендов, позволяющий университетам предложить свои услуги широкой аудитории. «Переход образования в онлайн — процесс, который во всем мире развивается уже давно, — подчеркивает Ольга Дергунова. — В последние несколько месяцев просто изменилась его скорость. Мы, как и вся сфера образования, были вынуждены перейти от споров вокруг необходимости или формы онлайн-образования к его практической реализации».
Еще одна цель цифровизации, которую преследует школа, — подготовка к работе с «поколением Альфа», будущими абитуриентами 2025 г. Они заметно отличаются даже от поколения нынешних студентов: органически взаимодействуют с технологиями, требуют большей самостоятельности в учебе, лучше усваивают материал своими силами, а не под диктатом преподавателя. Наконец, в плане локации они предпочитают учиться там, где удобно им, а не в классах и аудиториях.
Погружение в онлайн
Для того чтобы расширить свои возможности в развитии онлайн-образования, еще в начале 2019 г. ВШМ начала формирование цифровой среды на базе платформы Microsoft Teams — доступной и понятной всем преподавателям и сотрудникам. Ольга Дергунова поясняет: «Переход от дискуссий к практической работе по цифровизации показал, насколько мы даже полгода назад недооценивали простоту технологий, их внятность и способность быть освоенными педагогами».
Поначалу решение использовалось преподавателями и сотрудниками ВШМ в тестовом, исследовательском режиме. «В нашем профессорско-преподавательском составе представлены разные специалисты. Их возраст колеблется от 26 до 83 лет, и многим из них непросто не только осваивать новые приложения, но и вообще расширять использование компьютера в работе. Но оказалось, что простота, надежность технологий, интуитивно понятный интерфейс с логичным движением по иконкам меню и возможностью легко переключаться между разными средами — чатами, видеоматериалами, обсуждением со слушателями — позволяет педагогам любого возраста насладиться разнообразием этого цифрового мира».
Использование Microsoft Teams позволило в короткие сроки осуществить переход к онлайн-обучению. Режим повышенной готовности в связи с эпидемией дал возможность реализовать еще одно свойство решения. «Помимо преподавателей, у нас есть и студенты. Они не имели опыта работы с Microsoft Teams, — говорит Ольга Дергунова. — И здесь нам помогли такие качества платформы, как ее простота и логичность. Оказалось, что достаточно заранее подготовить правильно структурированные материалы, передать их студентам, провести быстрые и легкие курсы, объясняющие, как пользоваться платформой. В результате 1200 студентов за два дня освоили платформу, перешли на нее и теперь ее постоянно используют».
Есть и третий фактор успеха, который отмечают в ВШМ. Облачный Microsoft Teams, способный работать на любых устройствах, позволил школе избежать сложностей технического характера.
Что получила школа
«Благодаря Microsoft Teams нам удалось избежать перерыва при вынужденном переходе из офлайна в онлайн. Он получился бесшовным, плавным, — говорит Ольга Дергунова. — Во-первых, мы максимально облегчили студентам возможность доступа ко всем материалам для образовательного процесса, которые представлены в электронном виде. Во-вторых, мы помогли тем студентам и преподавателям, у которых были затруднения с оборудованием или доступом в интернет. Мы легко преодолели все сложности и смогли сделать онлайн-обучение комфортным и для студентов, и для профессуры. Характерно, что не снизилась посещаемость. Сегодня она чуть выше стандартной посещаемости лекций и семинарских занятий в аудиториях. Это означает, что студент заинтересован во встрече со своим преподавателем, пусть и в новом формате».
С марта по май 2020 г. в Microsoft Teams школа провела 6112 собраний (порядка 130 в день). Ежедневно его используют в среднем 862 пользователя, среди которых — сотрудники, преподаватели и студенты программ бакалавриата и магистратуры. Особую популярность приобрели чаты: привычная и комфортная для студентов форма онлайн-общения.
«Мы не ожидали, что культура удаленной работы так легко войдет в повседневную жизнь. Оказалось, что хорошая технология примиряет всех благодаря равенству возможностей. Онлайн стал естественным не только для молодых преподавателей, но и для заслуженной профессуры, которая отнюдь не так глубоко погружена в «цифру». При этом мы еще находимся на ранней стадии освоения всех возможностей Microsoft 365, нам предстоит экспериментировать, добиваться большей интеграции и всей платформы, и отдельных приложений в образовательный процесс», — резюмирует Ольга Дергунова.
Опыт, полученный студентами и преподавателями бизнес-школы весной 2020 г., новые возможности, которые открылись перед ними, станут стимулом к развитию новых методов в удаленном и смешанном образовании.