«Северсталь» — вертикально-интегрированный горнодобывающий и сталелитейный холдинг, в состав которого входят десятки предприятий с общим штатом около 50 тыс. человек. Компания уверенно идет по пути цифровой трансформации и является образцом для многих игроков рынка тяжелой промышленности. Создание современной системы коммуникаций и формирование вокруг нее новой корпоративной культуры позволило не только добиться повышения эффективности работы холдинга, но и быстро перевести значительную часть его сотрудников на удаленный режим весной 2020 г.
О чем думает бизнес
«Северсталь» — один из ведущих участников глобальной металлургической отрасли. Однако для того, чтобы сохранить безусловную конкурентоспособность на волатильном рынке, требуются постоянные усилия. Обеспечить дополнительный рост показателей призвана обновленная стратегия холдинга: «Северсталь» стремится стать лидером металлургии будущего и компанией первого выбора для клиентов, партнеров и сотрудников.
В числе ключевых стратегических приоритетов — превосходный клиентский опыт и лидерство по снижению затрат. Компания стремится предоставить заказчикам уникальные предложения на всех целевых рынках, получить значительное преимущество перед конкурентами в области минимизации производственных расходов, а также перейти к использованию передовых технологий и новых бизнес-моделей. Внедрение этого комплекса инициатив должно помочь «Северстали» достичь главной финансовой цели — обеспечить постоянный и управляемый рост показателя EBITDA.
Для того чтобы реализовать эти стратегические приоритеты, в компании ведется планомерная работа по формированию современной корпоративной культуры, основанной на постоянной готовности к изменениям, открытости к новым знаниям и стремлении к сотрудничеству.
Какие сложности возникли в бизнесе
Менеджмент «Северстали» столкнулся с очень непростой задачей. Чтобы реализовать обновленную стратегию, необходимо было запустить трансформационные процессы в масштабах огромного холдинга с многотысячным коллективом. Причем — без права на ошибку.
Одной из важных задач было создание современного рабочего пространства, позволяющего сотрудникам в единой среде более продуктивно вести командную работу, оперативно обмениваться информацией, использовать прозрачные инструменты планирования и контроля.
Сложность состояла в том, что металлургия — довольно консервативная отрасль с точки зрения порядка взаимодействия отдельных сотрудников и различных департаментов. Многие подразделения холдинга не так тесно связаны с информационными технологиями. Поэтому необходимо было выбрать такие ИТ-решения и платформы, которые позволяли бы эффективно работать в новой цифровой среде даже тем сотрудникам, которые не обладают продвинутыми ИТ-компетенциями.
Михаил Кулешов, руководитель управления по развитию и поддержке инфраструктуры «Северстали» считает, что огромную роль при переходе крупных компаний к применению современных бизнес-инструментов играет позиция руководства: «Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Александрович Мордашов внимательно относится к технологиям, следит за новинками ИТ, позиционирует те или иные решения для всего холдинга. Он поддержал идею развития единой системы коммуникаций, а мы старались использовать эту поддержку с максимальной пользой».
Какое решение было найдено
В качестве связующего «горизонтального» инструмента для различных внутренних и внешних ИТ-сервисов было решено использовать корпоративную платформу Microsoft Teams, объединяющую в едином рабочем пространстве чат, конференц- и видеосвязь, календарь, возможности совместной работы и организации виртуальных команд.
«Поначалу — после пилотного развертывания — в среде Microsoft Teams работало небольшое число пользователей. В какой-то момент популярность Microsoft Teams стала стремительно расти, и сервис начал «продвигать» себя самостоятельно. Для знакомства бизнес-пользователей с возможностями платформы мы проводили для них семинары и беседы в рабочих группах, объясняли сценарии использования решения, рассказывали о лайфхаках, - рассказывает Михаил Кулешов. — Вскоре мы увидели, что руководители подразделений — особенно тех, в работе которых высока потребность в подобном решении — уже активно используют Microsoft Teams».
Что получил бизнес
Благодаря грамотно построенной системе коммуникаций «Северстали» удалось сформировать корпоративную культуру, которая усиливает вовлеченность каждого сотрудника в производственные и управленческие процессы. Это особенно важно, учитывая географическую распределенность холдинга: ведь для достижения результатов необходимо, чтобы каждый сотрудник понимал цели организации, а также свою роль в их достижении.
Изменение культуры взаимодействия внутри отделов и между различными подразделениями позитивно сказалось на эффективности работы каждого сотрудника. Михаил Кулешов отмечает, что Microsoft Teams позволяет продуктивнее взаимодействовать с коллегами и обсуждать идеи.
«Команды в среде Microsoft Teams - это удобный сценарий работы, эффективный и функциональный инструмент корпоративных коммуникаций, — добавляет он. — Сотрудники не только коммуницируют между собой, но и ведут совместную работу над проектами: платформа позволяет создавать проектные каналы и команды и совместно редактировать документы».
Весной 2020 г. у «Северстали», как и большинства компаний, возникла необходимость перевести сотрудников на «удаленку». Вообще удаленный режим в компании практиковался и прежде: так работал менеджмент и некоторые коммерческие подразделения. Но о том, чтобы перевести в домашние офисы сразу тысячи сотрудников, речи не шло. Смена внешних условий не стала критичной: в том числе благодаря Microsoft Teams «Северстали» удалось организовать удаленную работу более семи тысяч человек и не только сохранить непрерывность бизнеса, но и повысить эффективность.