Как и в прошлом году, в 2003 году доля распространенности банковских интернет-услуг в США была значительно меньше, чем в Европе, особенно если сравнивать с отдельными странами Еврозоны. По различным оценкам в среднем в 2003 году 35% интернет-пользователей в Америке работали с банками через интернет, таким образом, этот показатель вырос на 3 процентных пункта за год (отметим, что и общее количество интернет-пользователей выросло на 4 процентных пункта до 65% от населения страны за 2003 год). По прогнозам Gartner, сделанным в 2003 году, к 2007 году более 50% интернет-пользователей будут работать с банками через интернет.
По данным Jupiter Research в 2003 году 29,6 млн. американских домохозяйств использовали онлайн-услуги банков, и только 50% из них осуществляли банковские платежи через интернет. По прогнозам Jupiter Research, за ближайшее 5 лет количество американских домохозяйств, пользующихся услугами интернет-банкинга, должно вырасти почти в 2 раза.
Американские домохозяйства, использующие услуги интернет-банкинга, и доля из них осуществляющие интернет-платежи
*Прогноз Jupiter Research, 11/2003 **Данные U. S. Census Bureau 2003
Основной причиной на пути распространения банковского интернет-сервиса по-прежнему является озабоченность клиентов проблемами безопасности интернет-транзакций и приватности личных данных. Опасения относительно безопасности строятся на фактах несанкционированного доступа к банковским интернет-счетам сторонними лицами, но, как правило, данные случаи происходят благодаря именно неосторожности самих владельцев счетов. Как показали исследования компании Customer Respect Group, в конце 2003 года, опасения относительно приватности личных данных имеют под собой объективные основания. Так 75% крупнейших банков Америки делятся информацией о своих клиентах с бизнес-партнерами, если преждевременно это было не оговорено с клиентом. Несмотря на то, что всего 8% банков не имеют правил приватности на своих интернет-сайтах, большинство существующих из них очень сложны для понимания.
Несмотря на все опасения клиентов, относительно безопасности интернет-банкинга, количество интернет-клиентов у банков США растет. Основными факторами, которые привлекают клиентов, является возможность работать с банковскими услугами в любое удобное время и то, что при работе с банком через интернет они экономят свое время.
Мотивы использования интернет-банкинга в США
Источник: eMarketer 2003
Практически все крупные банки США предоставляют своим розничным клиентам интернет-услуги (90 банковских структур США из 100 крупнейших предоставляют услуги интернет-банкинга). Всего 19,6% от общего числа банковских организаций (которых насчитывалось порядка 7800 на 2003 год) предоставляли интернет-услуги. На начало 2003 года 54% региональных мелких банков (community banks) оказывали услуги интернет-банкинга. Существует прямая зависимость между размерами банка и качеством его интернет-услуг. Как правило, по различным рейтинговым исследованиям первые места по онлайн-обслуживанию занимают крупнейшие банки, такие как Citibank, Bank of America и др. В США достаточно много «чистых» интернет-банков, которые не имеют ни одного отделения, и работают с клиентами только через интернет. На конец 2003 года в США было ровно 30 интернет-банков.
Наибольшее количество клиентов, работающих с банком через интернет, у одного из крупнейших банков США Bank of America. К концу 2003 года у банка насчитывалось 7 млн. интернет-клиентов, за год этот показатель вырос на 2,3 млн. На данный момент Bank of America единственная финансовая компания в мире с таким количеством интернет-пользователей. Количество клиентов, оплачивающих счета через интернет, также значительно выросло к концу 2003 года до 3 млн. с 1,8 млн. на начало года.
Основными востребованными банковскими интернет-услугами в 2003 году, как и ранее, являлась оплата счетов и получение выписки по счету. Практически все банки, оказывающие услуги интернет-банкинга, поддерживали данные виды онлайн-услуг. В течение 2003 года наблюдался рост стоимости обслуживания банковских счетов для частных лиц. Причем открытие счета в интернет-банке для частных клиентов было дороже, чем в традиционных. С другой стороны клиентам интернет-банков в последующем приходилось меньше платить комиссионные за проведение транзакций, а на остаток по счету клиентов интернет-банков начислялись большие проценты.
Так к концу 2003 года в среднем для открытия счета до востребования с начислением процентов в интернет-банках минимальная сумма составляла $708 против $494 для открытия такого счета в традиционном банке, для открытия счета без начисления процентов эти суммы составляли соответственно $105 и $59. Средняя стоимость обслуживания за месяц доходного счета в интернет-банках составляет $5.86 против $10.86 в традиционных банках. Для бездоходного счета в среднем эти суммы составляют $2.20 и $3.72, соответственно. Средний процент начисляемый на остаток по счету в интернет-банках составлял 1.05% против 0.27% в традиционных банках.
Минимальная сумма для открытия счета до востребования, долл. США
Источник: Bankrate.com, 11/2003
По сравнению с частным сектором интернет-банкинга в США значительно вырос сектор интернет-банкинга малого бизнеса. По данным Greenwich Associates, к концу 2003 года стало на 50% больше предприятий, которые работают с банками через интернет, нежели 2 года назад. Из 27 тысяч опрошенных представителей малого бизнеса 40% заявили, что они пользуются банковскими интернет-услугами, 2 года назад эта доля составляла только 26%. По данным Greenwich Associates, на решение клиентов малого бизнеса перейти на банковское интернет-обслуживание повлияло значительное улучшение ситуации безопасности интернет-транзакций и выработка банками новой политики приватности.
Также как и в России для оказания услуг дистанционного обслуживания многие американские банки внедряют решения сторонних разработчиков. По рейтингу, подготовленному аналитической компанией Celent в 2003 году, 1 место по качеству интернет-решений для розничных клиентов1 банков заняла компания Digital Insight (клиентами которой являются City National Bank, Trust Company of New Jersey и United Commercial Bank of San Francisco), на втором месте компания S1 (которая обслуживает PNC Bank и Local Oklahoma), на третьем компания Magnet Communications.
Михаил Рамзаев / CNews Analytics
1Под розничными клиентами банков в США принято понимать частных клиентов и малый бизнес.
Система SQ контроль дел нашла признание не только в России, но и в странах Европы
В условиях современной рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Вы ведете большой проект или руководите рабочей группой? Тогда вам знакома проблема контроля множества поручений или автоматизации задач, возникающих в ходе работы фирмы. Необходимость оперативного реагирования на быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренних бизнес процессов предприятия, управленческого учета, оптимизации процессов управления. Здесь вам поможет система SQ контроль дел. Помимо контроля над поручениями, она позволит формализовать бизнес-процедуры, поддержит историю работ над проектами, а также решит многие другие задачи.