Научно-техническая политика России: в ожидании реформы
2003 год в России был объявлен годом «Интеллектуальной собственности». Его начало вновь было ознаменовано выступлением президента о необходимости перехода экономики страны от сырьевой к инновационной. Предложения главы государства (о необходимости сочетать бюджетное финансирование науки, госзаказ и инвестиционные возможности бизнеса) в дальнейшем нашли свое непосредственное отражение в законодательных инициативах и решениях государственных чиновников, правда ситуация в научно-технологическом секторе почти не изменилась. Более того, очередной благоприятный для экономики страны год вновь был упущен для структурных реформ в науке. Об изменении условий (в лучшую сторону) для ведения технологического бизнеса в России остается пока только мечтать.
2003 год прошел под знаком продолжения роста нефтяных доходов и экономики России в целом. У правительства увеличились относительно свободные ресурсы, которыми можно распорядиться, а бюджет страны вновь исполнен с хорошим профицитом. Однако, это никак не повлияло на проведение структурных реформ в науке и армии. Условия для ведения малого и среднего технологического бизнеса и коммерциализации в целом остались прежними административные барьеры, низкий спрос, во многом нелепое законодательство.
Несмотря на неоднократные заявления высших чиновников о необходимости перехода экономики на инновационные рельсы, в 2003 году не прибавилось ясности относительно того, на основе каких «избранных приоритетов» это должно происходить. Крупные и известные парламентские партии, несмотря на выборы конца 2003 г., предпочли отмалчиваться по этому вопросу. Ситуация повторилась и на президентских выборах. Более того, ни одна известная партия и ни один кандидат, из числа попадающих в рейтинги, не включили в число своих приоритетов образовательную, как, впрочем и научно-техническую, политику. Эти «лидеры» как будто забыли и о неоднозначной реформе образования. В то же время, практически все из них достаточно часто говорили об «инновационной экономике» или «экономике знаний», к которой надо если не переходить, то хотя бы стремиться.
Прошедший год, как, впрочем, и 2002 г., начался для российского научно-технологического сектора с перемен в верхах. В середине января 2003 г. прошло заседание Совета по науке и высоким технологиям под председательством Владимира Путина. Президент говорил о вполне конкретных вопросах перехода к инновационной экономике. Он подчеркнул необходимость специально рассмотреть вопросы сочетания бюджетного финансирования науки, госзаказа и инвестиционных возможностей бизнеса, одной из главных задач в сфере науки президент назвал решение правовых вопросов и государственный контроль за интеллектуальной собственностью, в том числе ее защиту и развитие системы патентования. Здесь же была рассмотрена возможность создания в России СЭЗ (Свободных экономических зон) и вновь поднята тема государственного контроля за интеллектуальной собственностью. Более того, 2003 год в России объявили «Годом интеллектуальной собственности». В дальнейшем в первые месяцы года события разворачивались весьма динамично. Однако надежды ученых и инноваторов не нашли своего отражения в государственных решениях оптимизация государственных расходов серьезно ударила по научно-техническому комплексу.
Наука: сокращать нельзя оставить?
В начале 2003 года прошло заседание правительственной комиссии по оптимизации (точнее снижению) бюджетных расходов на фундаментальные исследования. Министр финансов Алексей Кудрин говорил1 о необходимости сокращать научные организации ведомств2. Но более ярко отношение правительства России к научно-техническому комплексу выразил советник президента страны. Отвечая на сетования вице-президента РАН Геннадия Месяца о том, что по объему финансирования науки страна на порядки уступает государствам G7, Андрей Илларионов заявил, что по уровню развития экономики мы «ближе» к Турции и Бразилии, и пример надо брать с них. Правда, наши затраты на науку все еще несравнимо выше, чем у этих стран. Еще более резко выступил руководитель экономического направления администрации Президента Антон Данилов-Данильян3. По его мнению, реформа Академии наук назрела.
Такая позиция руководства страны впоследствии нашла свое отражение в выступлении Андрея Кулагина, замминистра промышленности, науки и технологий РФ на прошедших в Госдуме РФ 25 марта 2003 г. парламентских слушаниях на тему «О правовом обеспечении финансового регулирования научной деятельности в Российской Федерации»4. Он подтвердил наличие у министерства планов продолжить сокращение государственного сектора науки, особенно ведомственной. Кроме того, Андрей Кулагин высказался за упорядочение расходов федерального бюджета, а именно: если у исследовательской группы или конкретного научного сотрудника есть дополнительные источники доходов в виде договоров или контрактов с другими организациями, то на эту сумму необходимо сокращать федеральные расходы. «И это в ситуации, когда в договорах и контрактах, как правило, идет речь о финансировании только научной составляющей исследований, а не накладных расходов в виде коммунальных и прочих платежей научной организации, отмечает Владимир Бабкин, эксперт Государственной Думы. По мнению Андрея Кулагина, научные сотрудники государственных организаций имеют весьма приличный доход от дополнительной деятельности, чтобы тратить на них бюджетные средства».
В то же время, бюджетные расходы на науку в 2003 году составили 40,2 млрд. руб., при числе занятых научными разработками около 800 тыс. Таким образом, получается чуть более $130 в месяц на человека.5 Однако, это не зарплата, а пакет расходов включающий средства на зарплату, коммунальные платежи, оплату текущих ремонтных работ и т.д. Получается, что характер финансирования науки не меняется на протяжении последних лет, и нет оснований для оптимизма на 20042005 гг.6 Средств на обеспечение научного процесса как не было, так и нет.7 Напомним, что финансирование науки не превышает 2% (а не 4% как предусмотрено в законе «О науке..»), а образования 4% (а не 10% согласно соответствующему закону).8 В то же время, нет (и пока не предвидится) какой-либо внятной программы развития российской науки, которая по своей структуре, несомненно, остается советской.
Расходы бюджетов 2001- 2004 года (млн. руб.)
(финансирование развития)
Раздел
Наименование
2001год, % к расходам
2002 год, % к расходам
2002/2001 гг.
2003 год, % к расходам
2003/2002 гг.
2004 год, % к расходам
2004/2003 гг.
+/-
Всего расходов
1 193 482 100%
1947386,3 100%
163%
2345641,4 100%
120%
2659447,0 100%
113,4%
313 806
06
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
22 094 1,85%
30 317,9 1,56%
137%
40 206,0 1,7%
132,6%
46 200,0 1,737%
114,9%
5 994
14
Образование
48 803,2 4,09%
80 099,1 4,11%
164%
97 672 4,16%
121,8%
117 791,9 4,43%
120,6%
20 119,9
24
Исследование и использование космического пространства
4 590,9 0,38%
9 742,0 0,5%
212%
7 651,3 0,3%
78,5%
12 001,3 0,45%
156,8%
4 350,0
Источник: Госдума РФ, Владимир Бабкин, эксперт
Расходы бюджетов 2001- 2004 года (млн. руб.)
(финансирование государственных функций)
Раздел
Наименование
2001год, % к расходам
2002 год, % к расходам
2002/2001 гг.
2003 год, % к расходам
2003/2002 гг.
2004 год, % к расходам
2004/2003 гг.
+/-
Всего расходов
1 193 482 100%
1947386,3 100%
163%
2345641,4 100%
120%
2659447,0 100%
113,4%
313 806
04
Национальная оборона
214 687,7 17,99%
284157,8 14,59%
131%
344 525,3 14,7%
122%
441 472,7 16,6%
128,1%
96 947,4
25
Военная реформа
4 236,6 0,35%
16 545 0,85%
390%
15 800,3 0,6%
88%
7 245,6 0,27%
45,86%
-8 554,7
Источник: Госдума РФ, Владимир Бабкин, эксперт
Напомним, что в 2001 г. правительством России была принята программа приватизации федерального имущества на 2002 г. и на период до 2005 г. В ней предусматривается приватизация научных организаций одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это положение получило свое дальнейшее развитие в 2002 году, в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Отдельные положения этого документа говорят о том, что исполнительная власть собирается ввести, в нарушение закона о «Науке…», налоги на землю и имущество научных организаций. Правда, в прошлом, 2003 году этого не произошло, возможно, по причине выборов в Госдуму и подготовки к президентским выборам, но документ «работает», вертикаль власти растет, расширяется, то есть в 2004 году правительство вполне может воплотить свои намерения. Здесь же, в «Основах…» предполагается отобрать часть земельных участков, занимаемых научными организациями.9
Судя по парламентским выборам 2003 года, законодательная власть, представленная преимущественно фракцией «Единая Россия», будет действовать исключительно по согласованию с высшей исполнительной властью, а ее отношение к науке стало хорошо известно за последние четыре года. С одной стороны структурная реформа науки отложена на неопределенное время и создается впечатление, что дело в целом пущено на саморазвитие (или самотек), хотя время от времени слышатся пожелания о необходимости перехода к «компактной и эффективной науке», что, по-видимому, подразумевает увеличение коммерческого оборота результатов интеллектуальной деятельности. С другой стороны для улучшения предпринимательского климата компаний, занятых коммерциализацией научно-технических разработок, в 2003 году не сделано практически ничего.
Сергей Шалманов / CNews Analytics
Михаил Краснов: История о сверхъестественном потенциале России в ИТ почти что миф
В ходе интервью CNews.ru Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell, рассуждает о технологическом потенциале России на мировом рынке, о проблемах взаимодействия бизнеса и государства, об основных тенденциях развития ИТ в России.
CNews.ru: Какие события в России и в мире оказали наибольшее влияние на развитие рынка ИТ в России и в мире в 2003 году, на ваш взгляд?
Михаил Краснов: Я бы не привязывался к конкретным событиям. Бизнес живет тенденциями. Из них я бы отметил три ключевые.
Во-первых, это возросший интерес зарубежного инвестиционного сообщества к России в целом. На этом фоне увеличился и интерес к инвестициям в российскую отрасль ИТ.
Во-вторых, это усиление процессов консолидации на рынке ИТ, в частности объединение компаний, оборот которых суммарно превышает 70% оборота всей отрасли, в отраслевую ассоциацию в целях выработки общей позиции по важнейшим вопросам развития и отстаивания своих интересов в отношениях с государством.
В-третьих, это стремительный рост ИТ-проектов в России. Связано это как с наступлением зрелости собственников компаний-заказчиков, CIO заказчиков и со зрелостью ИТ-рынка, на котором фокус внимания с дистрибуции перенесен в сегмент системной интеграции и консалтинга.
«Рецепт: резать» газета «Время МН» от 20.03.2003 г.
Напомним, что, в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию» 2001 года довольно много говорится о науке, в частности: «Очевидно, что фундаментальная наука может быть поддержана государством. Должна быть им поддержана! Но государство должно быть заказчиком исследований и разработок только в меру своих реальных экономических возможностей». В развитие «Послания» президента, в 2001 г. правительством была принята программа приватизации федерального имущества на 2002 г. и на период до 2005 г. Она, в частности, предусматривает приватизацию научных организаций. Согласно одному из положений программы, приватизация предприятий будет проводиться одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Приватизация земельных участков в составе предприятий реализует государственную политику по формированию единых объектов недвижимости, стимулированию их эффективного использования и оборота.
В упомянутой программе в частности сказано: «Будет проведена реализация излишнего имущества и недостроенных объектов, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы научных организаций».
Источник: «Зигзаги российской государственной научно-технической политики: Недостатки законодательства случайность или закономерность?» Владимир Бабкин, эксперт Государственной Думы, 03.11.2003.
Так же, как пишет в своем материале «Зигзаги российской государственной научно-технической политики: Недостатки законодательства случайность или закономерность?» эксперт Государственной Думы Владимир Бабкин (со ссылкой на «Время МН» от 20.03.2003г.), Антон Данилов-Данильян здесь высказал мнение, что доклады РАН тупые и бездарные.
«Зигзаги российской государственной научно-технической политики: Недостатки законодательства случайность или закономерность?» Владимир Бабкин, эксперт Государственной Думы, 03.11.2003.
По данным эксперта Государственной Думы РФ Владимира Бабкина.
В то же время само научное сообщество остается раздробленным. Например, в докладе «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива», увидевшем свет осенью 2002 г. доклада и подготовленном авторским коллективом под руководством Евгения Ясина утверждается, что можно сократить нищенское финансирование науки почти на четверть (точнее на 1012 млрд. руб.), а высшего образования на 4050% (примерно на 85 млрд. руб.).
Отметим, что этот доклад готовился не по собственной инициативе известного и влиятельного экономиста Евгения Ясина, а на средства фонда «Открытое общество», финансируемого, в том числе Михаилом Ходорковским.
Напомним, что в «Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию» 2001 года немало сказано о науке, в том числе: «Очевидно, что фундаментальная наука может быть поддержана государством. Должна быть им поддержана! Но государство должно быть заказчиком исследований и разработок только в меру своих реальных экономических возможностей».
Информация эксперта Государственной Думы РФ Владимира Бабкина.
Об этом свидетельствуют следующие положения «Основ…» (аналитическая информация предоставлена экспертом Государственной Думы РФ Владимира Бабкина):
«предоставление бюджетных компенсаций государственным научным организациям и государственным высшим учебным заведениям по уплате налогов на имущество…»;
«компенсацию за счет бюджетов всех уровней расходов государственных научных организаций государственных унитарных предприятий на арендную плату за землю (в пределах земельных участков, признанных по результатам инвентаризации необходимыми для научной и научно-технической деятельности)».