|
|
NGN новое ЭльдорадоБурный рост мобильной связи и перераспределение доходов от операторов фиксированной связи к сотовым вынуждает первых выводить на рынок услуги дающие новый источник доходов. Наряду с внедрением на основе уже существующих сетей новых услуг по передачи данных (VPN) и голоса (IP-телефония, услуги интеллектуальных сетей Call Центры и интеллектуальных карточных платформ) операторы видят свое будущее в развитие и доведении до конечного потребителя услуг мультисервисных сетей т.н. NGN (Next Generation Network). Сети нового поколения обеспечивают высокую масштабируемость и доставку до конечного потребителя услуг передачи голоса, поддерживают широкополосные услуги передачи данных (VPN, интернет) с возможностью динамично управлять пропускной способностью сети. Технология NGN позволяет оперативно предоставлять емкость сети по запросу клиента, а также дает возможность эффективно передавать и организовывать гибкое управление мультимедийным трафиком (платное телевидение, в том числе и телевидение высокой четкости и «видео по запросу»). На западе уже есть успешные опыты внедрения услуг подобных мультисервисных сетей на массовом рынке. В качестве примеров чаще всего упоминаются итальянский FastWeb , скандинавский Bredbandsbolaget, а так же ряд других проектов, в рамках которых конечному потребителю предлагается на выбор целый набор услуг: дополнительная телефония с дешевыми междугородними и международными звонками и целым набором дополнительных функций, интернет и VPN, услуги видеоконференции, системы платного телевидения высокого качества с медиа-серверами, обеспечивающими в т.ч. функции «видео по запросу», поддержкой услуг интеллектуального дома и т.д. Опрос 4000 москвичей, проведенный в 2003 году компанией Direct Info, показал, что спрос на подобные мультимедийные услуги в Москве в частном секторе огромен и потенциал рынка только одной столицы оценивается в несколько сотен миллионов долларов. Заинтересованность жителей Москвы в платных услугах мультисервисных сетей Источник: Опрос Direct Info, 2003 Большой потенциал этого рынка осознают и ведущие операторы фиксированной связи. В настоящее время на разной стадии реализации находятся проекты таких крупнейших операторов связи как «МТУ-Интел», «Центральный Телеграф», «Комбеллга», «Комстар», «Комкор ТВ» и других. Пока дальше всех продвинулся один из самых молодых операторов- компания «Евразия Телеком», уже запустившая NGN-сеть, которая поддерживает набор мультимедийных услуг («видео по запросу», платное телевидение), предоставляемых конечному потребителя в тестовую эксплуатацию. Впрочем, ориентация этой компании в основном на корпоративный рынок существенно уменьшает круг потенциальных клиентов. Опыт операторов мобильной связи показывает, что те компании, которые сумеют сделать востребованную у конечного пользователя услугу массовой, смогут в ближайшее время получить на рынке фиксированной связи максимальную прибыль, занять на нем доминирующее положение и, возможно, даже сделать соизмеримыми свои доходы с доходами операторов мобильной связи. Похоже это понимают не только альтернативные операторы (опыт работы которых с наделением достаточно слаб и стратегия которых ориентирована в основном на корпоративный рынок), но и традиционные операторы, имеющие большой опыт работы с частными лицами. Данное наблюдение подтверждается фактами: работы по выходу в сегмент NGN ведут такие компании как «Центральный Телеграф», запуск мультисервисной сети осуществляет «ЦентрТелеком», магистральную мультисервисную сеть передачи данных развивает «Таттелеком». К сожалению, в настоящее время услуги существующих мультисервисных сетей до сих пор не выведены на массовый рынок и остаются пока уделом немногих корпоративных клиентов. Одной из причин такого положения вещей проблема «последней мили» . Впрочем, в ближайшие годы высокий потенциал сетей NGN будет реализован в полной мере так как уже существуют технологические решения, позволяющие предоставлять подобные услуги в том числе и по достаточно распространенным уже в крупных городах России сетям ADSL. Алексей Кондрашов / специально для CNews.ru Сергей Корнеев: Операторам выгоднее отдать внедрение новых
|