|
|
Обзор подготовлен
Российские банки не прекращают развитие своей инфраструктуры, активно осваивая новые ИТ-направления. Темпы информатизации не сравнимы с докризисными, однако ряд экспертов отмечают, что многим банкам в целях преодоления посткризисных последствий пришлось увеличить инвестиции в инновации. Это позволяет успешно развивать бизнес и оставаться конкурентоспособными на быстро меняющемся рынке.
Аналитики отмечают позитивный тренд - в 2011 г. российские банки существенно увеличили свои расходы на информационные технологии. Некоторые из них не только вышли на докризисный уровень ИТ-бюджетов, но и превзошли его. Так, суммарные расходы ста крупнейших российских банков на ИТ и телеком-решения в 2011 г., по оценке "ТАСС-Телеком", выросли на 16,7% по сравнению с 2010 г. и достигли 25,679 млрд руб. Рост ИТ-бюджетов при этом наблюдался у 77 из 100 банков. Сильнее всего – на 456% и 98% –выросли инвестиции в информатизацию у банков "Связной" и "Россия" соответственно. Существенно возросли и расходы "Сбербанка" (на 26,8%, до 9,33 млрд руб.), который оставался в этот период одним из крупнейших ньюсмейкеров российского рынка банковской информатизации. О растущих банковских ИТ-бюджетах косвенным образом говорит и двукратный рост рынка дистанционных банковских услуг по итогам 2011 г. – по некоторым оценкам, такими услугами пользуются сегодня свыше 14 млн клиентов.
Однако эксперты рынка считают, что период 2011–2012 гг. для российских банков в целом нельзя назвать временем мегапроектов. "После кризиса 2008 года многие банки до сих пор довольно осторожно подходят к затратам на ИТ и предпочитают не начинать крупномасштабных проектов, – рассказал руководитель дирекции системной интеграции компании TopS BI Эдуард Лысенко. – Хотя, конечно, есть исключения. Так, в последние годы стабильно увеличивает свой годовой ИТ-бюджет "Сбербанк", стараясь следовать общему тренду – переходу к единой платформе". По его мнению, обладая огромной территориально-распределенной инфраструктурой и множеством бизнес-приложений, сделать это непросто, но необходимо, так как управлять комплексом всегда легче, чем рядом разрозненных систем.
"На мой взгляд, ИТ-революции в банках закончены, – отметил руководитель отдела по работе с финансовыми организациями компании Softline Андрей Фураев. – Сейчас банки, скорее, расширяют и оптимизируют имеющуюся инфраструктуру, ограничиваясь короткими проектами. Например: банк начал использовать виртуализацию в небольших объемах, постепенно наращивая свои мощности путем строительства дополнительного ЦОДа и перевода в него всех своих сервисов. В результате получил грамотно построенную и отлаженную систему, которая в дальнейшем не потребует дополнительно ни финансовых, ни ресурсных вложений".
Еще одна тенденция, которую отмечает Фураев: в связи с текущим кризисом часть бюджетов в банках сокращается или замораживается. И проекты, на которые ранее были выделены средства, останавливаются до лучших времен.
Чем крупнее реализуемый банком проект, тем выше ответственность ИТ-подрядчиков и собственных ИТ-специалистов за его результат, тем больше риски, связанные с финансированием проекта. Поэтому вполне понятно желание топ-менеджмента банков сегментировать крупный проект, разделив его на более "безопасные" составляющие.
В компании TopS BI отмечают, что сегодня все больше клиентов интересуются технологическими аспектами деятельности финансово-кредитной организации, с которой планируют работать. Если бы вдруг у банка случилась неудача с реализацией крупного проекта, ее было бы очень сложно скрыть. Но поскольку масштабных внедрений в последнее время не наблюдается, то и информации о подобных неудачах на рынке нет.
В силу закрытости банковского сектора данные по внедрениям, бюджетам и другой значимой проектной информации, как правило, не афишируется. Однако на основании озвученной информации можно вкратце резюмировать текущий статус.
В числе лидеров информатизации – вновь "Сбербанк", который в конце 2011 г. создал отдельную компанию – "Сбербанк-Технологии". Ожидается, что после 2014 г. этот ИТ-монстр выйдет на рынок внешних ИТ-услуг для банков. Буквально следом за этой информацией появилась новость о создании второй внешней ИТ-компании – "Сбербанк-Сервис", которая сосредоточится на инфраструктурных услугах и нарастит свой штат до 6 тыс. специалистов.
Продолжает активную информатизацию и второй крупнейший российский банковский игрок – ВТБ. По итогам 2011 г. на развитие ИТ-инфраструктуры ВТБ израсходовал свыше 3,05 млрд руб., в том числе около 1,17 млн руб. на модернизацию вычислительных комплексов и телекоммуникационной инфраструктуры. По информации банка, он нацелен на последовательную реализацию концепции унификации и стандартизации бизнес-процессов, централизации процессов обработки данных и поддержки операционных, аналитических и других бизнес-приложений. В составе портфеля ИТ-проектов банка на 2012 г. такие крупные проекты, как развитие системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и расчетного центра корпорации, реализация предоставления услуг SWIFT через ДБО, развитие систем поддержки инвестиционного бизнеса, поддержки кредитных процессов, внедрение систем депозитарного учета, управления рисками, развитие корпоративного информационного хранилища ВТБ. На основе концепции, разработанной в рамках проекта по созданию катастрофоустойчивой ИТ-инфраструктуры банка ВТБ, начались работы по созданию полнофункционального резервного ЦОДа.
В "Альфа-Банке" была построена новая сеть хранения данных на основе технологии FibreChannel 16 Gb. Данное решение позволит увеличить пропускную способность в 4 раза, уменьшить энергопотребление в 10 раз и на 40% повысить плотность оптических портов ИТ-инфраструктуры банка. Проект является одним из основных этапов модернизации ИТ-инфраструктуры "Альфа-Банка". Первая фаза этого проекта завершена летом 2012 г. Сейчас банк оптимизирует работу своих ЦОДов и проектирует новый резервный ЦОД в рамках развития ИТ-инфраструктуры. Он будет построен на удалении более 2,5 тыс. км от основного ЦОДа, что на данный момент не имеет прецедентов в России среди ЦОДов финансовых организаций. Такое расположение дата-центра позволит обеспечить надежную работу бизнес-приложений банка и непрерывное обслуживание его клиентов во всех регионах страны даже в случае крупных аварий.
КБ "Юнистрим" летом текущего года объявил о завершении первого этапа масштабного проекта внедрения решений финансовой архитектуры Flextera для поддержки растущих объемов бизнеса по денежным переводам. Уже сегодня с помощью высокопроизводительных компонентов системы оптимизирована работа банка. Клиентам – юридическим лицам – в режиме онлайн предоставляется высококлассный сервис в части проведения расчетных операций. Впереди второй этап проекта, в ходе которого планируется внедрить компоненты Flextera, автоматизирующие бэк-офис денежных переводов и работу кассового узла. Стоит отметить, что внедрение в российском банке этого инновационного решения, основанного на SOA-инструментах IBM, не просто очередной этап в технологической модернизации рынка, это шаг в новую эру в развитии банковских технологий. Такой подход к построению ИТ-архитектуры обеспечивает гибкое масштабирование каждого уровня системы в отдельности, позволяет своевременно выявлять и устранять возможные "узкие места". О внедрении компонентов этой платформы сегодня заявляют и другие банки, в частности "Интерпромбанк", "Юнистрим","Фондсервисбанк".
Банк "Открытие" в 2011 г. осуществили интеграцию с системами присоединенных банков (Свердловский губернский банк и банк "Петровский"), что позволит банку работать в едином информационном пространстве, повысить управляемость в масштабах всей кредитной организации и приведет к ощутимому экономическому эффекту. Банк также реализовал ряд других проектов. В рамках модернизации ИТ-инфраструктуры было построено единое хранилище данных на СХД NetApp, улучшены системы ДБО, сейчас внедряется корпоративная CRM. Одной из приоритетных задач на 2012 г. в банке "Открытие" называют завершение первого этапа построения распределенных ЦОДов финансовой корпорации.
И еще – о проектах меньшего масштаба, но достойных внимания в силу своей инновационности. Банк "Санкт-Петербург" в 2012 г. завершил пилотный проект по внедрению централизованной системы строгой сквозной аутентификации и управлению доступом Indeed-Id. Использование продуктов линейки Indeed-Id IAM позволило обеспечить безопасный, удобный и легко контролируемый доступ сотрудников банка к корпоративным информационным ресурсам. В качестве основного способа аутентификации была выбрана высоконадежная биометрическая аутентификация по отпечатку пальца. По результатам успешной опытной эксплуатации системы беспарольной аутентификации и управления доступом Indeed-Id принято положительное решение о переводе системы в постоянную эксплуатацию и о внедрении во всех отделениях "Банка Санкт Петербург".
Банк "Тинькофф Кредитные Системы" в июне 2012 г. запустил систему онлайн-кредитования покупок через интернет "КупиВкредит".Теперь приобрести товар в интернет-магазине в кредит можно, не выходя из дома. По информации банка, сервис очень удобен для клиентов – пользователь имеет возможность выбрать параметры кредита, заполнение заявки на кредит занимает около 5 минут, а решение по заявке принимается банком за 1–2 минуты. В ближайшее время работать с системой онлайн-кредитования начнет еще около 40 партнеров банка.
А в банке "Хоум Кредит" в декабре 2011 г. была внедрена система управления ИТ-инфраструктуры Cisco Works LMS, которая позволила банку, активно наращивающему свою розничную сеть, значительно ускорить процесс развертывания сети отделений. Система мониторинга и управления сетевыми устройствами помогла централизовать, ускорить и упростить решение задач управления сетевой инфраструктурой.
Юлия Аршевская