|
|
Обзор подготовлен
Несмотря на высокую динамику проникновения облачных сервисов в корпоративную среду, российские банки, проявляя активный интерес к облакам в целом, по-прежнему осторожничают в вопросах перехода на эти технологии. Главным фактором риска, как и раньше, остается тема информационной безопасности. Впрочем, постепенно появился ряд облачных направлений, к которым банки относятся более лояльно. А уже озвученный удачный опыт зарубежных и отечественных конкурентов подталкивает банки к интенсификации этого процесса.
Для глобального финансового рынка облачные технологии становятся все более привычными. Так, по данным исследования Information Week, уже почти четверть банков-респондентов (24%) используют внешние ЦОДы, 28% финансовых институтов вынесли бизнес-приложения в облачную среду, 21% посредством cloud computing обеспечивают хранение данных и непрерывность бизнеса. А самым распространенным видом облачных услуг, по оценке аналитиков, является тестирование ПО, которое применяют сегодня 41% банков-респондентов.
Конечно, в сравнении с российскими реалиями приведенные цифры выглядят более чем оптимистично. Однако и на Западе далеко не все эксперты убеждены в необходимости тотального проникновения cloud computing в финансовый сектор. Причем опасения высказывают, в том числе, и самые "продвинутые" персонажи мирового ИТ-рынка. Так, то, что большое количество данных переносится в облака, причем это делается с очень большой скоростью, беспокоит даже соучредителя Apple Стива Возняка. "В грядущие лет пять нас ждут ужасные проблемы, – предупреждает он. – В облаке вам ничего не принадлежит, вы ничем не можете управлять, причем в лицензионных соглашениях большинства сервисов открыто прописан отказ от ответственности большинства операторов облачных сервисов". По мнению г-на Возняка, это приведет к тому, что у владельца данных будет оставаться все меньше возможностей для контроля информации.
Опасение потерять контроль за стратегически важными данными – это тот сдерживающий фактор, который остается решающим для топ-менеджмента российских банков. По результатам исследования, проведенного Symantec, почти три четверти респондентов в России обсуждают возможность перехода на облачные технологии, но большинство из них пока не переходит к практическим действиям. А ожидания решившихся на применение облачных сервисов ради резкого повышения гибкости ИТ-инфраструктуры не оправдались для 43% опрошенных. Кроме того, 48% респондентов зря надеялись на повышение эффективности ИТ-систем, 46% – на снижение операционных расходов и 35% – на повышение уровня безопасности. Так что в облаках не все так прозрачно, как хотелось бы. Но аналитики подчеркивают, что проблема не столько в самих технологиях, сколько в дисбалансе между тем, чего финансовые структуры ожидают от этих технологий, и их реальными возможностями.
Респонденты, опрошенные CNews, не сомневаются в том, что применение "облачных" технологий в банках может способствовать получению реальных выгод с точки зрения эффективности. И приводят примеры проектов в российских банках, где облака привели к измеримому сокращению издержек, повышению прибыльности сервисов и прочим положительным измеримым эффектам.
"Облачные технологии позволяет с высокой степенью прозрачности управлять процессами работы, модернизации, вывода из эксплуатации информационных систем, – отметил в беседе с CNews директор департамента инфраструктурных решений компании TopS BI Сергей Каплий. – Все эти процессы cloud computing позволяет перевести на "язык денег", что банкам по их природе понятно и близко". По его словам, если в компании используются облачные технологии, можно с высокой степенью уверенности предполагать, что процессы управления информационными системами становятся более эффективными. Что касается вопроса расчета сокращения издержек, то каждый банк решает его индивидуально, и универсальных моделей не существует.
"Одно из преимуществ использования облачных сервисов – это их стоимость. Заказчик, например, имеет возможность платить только за тот объем услуг, в котором нуждается, без дополнительных инвестиций в масштабируемость, надежность, безопасность. Это гарантирует ему поставщик в соответствии с соглашением, – рассказал руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками компании "АйТи" Константин Усаковский. – Кроме этого, у заказчика при такой модели есть возможность высвободить ресурсы, перенаправить их, например, на развитие или оптимизацию, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности". Константин Усаковский отметил, что для банковского клиента важно не то, как устроены внутренние процессы в банке: ему необходима возможность получить услугу удобным для себя способом, в любое время, быстро и за минимальные деньги. Облачные технологии – это один из реальных способов достичь этих целей, и западные примеры только подтверждают это.
По наблюдениям руководителя отдела по работе с ключевыми клиентами департамента облачных технологий компании Softline Владимира Савченко, большинство историй успеха в финансовых организациях являются закрытыми. "Однако у нас есть клиенты из банковского сектора, которые положительно оценивают использование облачных продуктов", – отметил он в беседе с CNews.
Несмотря на скромность банков в освещении своих успехов в покорении "облаков", эксперты все-таки выделяют несколько проектов последних лет, где cloud-технологии способствовали бы достижению явных результатов с точки зрения эффективности.
Один из наиболее интересных проектов – "пилот", связанный с развертыванием частного облака в Центральном Банке (подрядчик – компания "ИнфосистемыДжет"). Была построена полноценная IaaS-платформа с порталом самообслуживания и внедрены средства, минимизирующие основные ИБ-риски в облачной среде. В результате проекта в разы выросла скорость обработки запросов пользователей, значительно уменьшилась нагрузка на администраторов.
Глобальные финансовые бизнес-структуры сегодня, благодаря облакам, могут предоставлять сервисы своим подразделениям во всем мире. Так, например, ЦОД "Ситибанка" во Франкфурте сертифицирован по самому высокому классу и может предоставлять сервисы не только западным филиалам банка, но и его российским подразделениям. "По сути, банки-гиганты идут по пути телекоммуникационных операторов, создавая "облачные" центры обработки данных, – отмечает Сергей Каплий. – Например, "Сбербанк" построил крупнейший в Европе центр обработки данных, в котором планирует размещать не только свои информационные системы, но и предоставлять мощности в аренду".
"Сбербанк РФ"сегодня также уделяет огромное внимание централизации бэк-офисных систем территориальных банков и внедряет следующее поколение 3-уровневых систем. В дальнейшем финансовая организация предполагает их конвертацию в облачную модель, и уже в середине 2013 г. банк намерен работать на единой централизованной платформе.
Облачными проектами сегодня занимаются "Газпромбанк" и "Ак Барс банк" (подрядчик –компания ICL-КПО). Положительно рассматривает для себя перспективы построения частного "облака" и "Райффайзенбанк". Задача, которую он планирует решить таким образом, – эффективное предоставление вычислительных мощностей для решения конкретных задач. В банке убеждены, что именно оперативности в предоставлении вычислительных ресурсов бизнесу часто не хватает. Бизнес настолько динамичен, что у него нет возможности тратить много времени на развертывание инфраструктуры под отдельные задачи.
А "Банк Интеза" пока только осваивает основные приемы работы с IaaS-облаком и пробует его использовать в качестве резервного дата-центра. Партнером выступает компания "Крок". Если станет понятно, что технология действительно поможет значительно экономить ресурсы, и при этом будет обеспечена безопасность информации, облака будут рассматриваться банком в качестве одного из основных направлений развития ИТ-инфраструктуры.
В прошлом году в России даже появился проект по переводу в "облака" АБС. Проект ведет в банке МФК "Группа компаний ЦФТ". Вначале банк перешел на использование основных банковских приложений с применением облачных технологий. Далее ЦФТ предоставит банку МФК как сервис внешнюю ИТ-инфраструктуру для АБС, в составе которой не только виртуальные вычислительные мощности, но и элементы инфраструктуры безопасности, контроля доступа, аутентификации, средства обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости. Ожидается, что проект позволит банку сократить затраты на оборудование и его обслуживание.
При всем этом разнообразии, оценить примерный объем рынка облачных проектов в российских банках затруднительно.
Сергей Каплий отмечает, что, по опыту TopS BI, небольшие (в том числе региональные) банки пока мало интересуются "облаками". Совершенно другое положение в крупных финансово-кредитных учреждениях. Но долю таких банков, реализующих сегодня "облачные" проекты, оценить достаточно сложно. По его мнению, чаще всего в публичные "облака" банки отдают офисные приложения и коммуникационные сервисы.
По оценке Владимира Савченко, большинство российских банков в той или иной мере уже используют облачные технологии. "Это слишком привлекательный метод сокращения издержек, повышения эффективности и безопасности ИТ-сервисов, чтобы от него отказываться", – отметил он.
Константин Усаковский также убежден, что в том или ином виде на облачные технологии уже смотрят практически все банки. "Кто-то из небольших банков уже перенес в облако всю инфраструктуру, кто-то из крупных создает тестовые стенды вовне, и таких примеров много, – рассказал он CNews. – Важным здесь является вопрос, насколько готовы поставщики облачных услуг предоставлять сервисы в соответствии с ожиданиями банков?". По его словам, сегодня уже множество разработчиков готовы предоставлять свои решения в облачной модели: это и инфраструктурные решения, и сугубо банковские (например, АБС), и call-центры.
Владимир Савченко отмечает, что в 2011–2012 гг. был заметен спрос банков на облачные услуги в части аренды виртуальной инфраструктуры и сервисов для коммуникаций. К стимулирующим факторам в данном случае можно причислить сокращение издержек на поддержку инфраструктуры, повышение ее гибкости, высвобождение людских и финансовых ресурсов для развития core banking информационных систем. Также движущими факторами являлись истории успеха в крупных западных финансовых организациях. В частности, одной из крупнейших историй успеха использования "облаков" в банковском секторе стал пример испанской банковской группы BBVA – в данный момент банк успешно производит миграцию 110 тыс. сотрудников на Google Apps for Business. Решению о миграции в облако Google предшествовал продолжительный (около года) аудит сервисов со стороны служб безопасности банка, который закончился положительно. Сдерживающим фактором развития российского облачного рынка, по мнению г-на Савченко, по-прежнему остается предубеждение о небезопасности облачных технологий.
Сергей Каплий считает, что в течение последних двух лет сдерживающие и стимулирующие факторы использования "облачных" технологий в российских банках остаются стабильными. Как и прежде, при переходе к облакам банками движет желание снизить капитальные затраты, платить по факту потребления услуг, централизовать и облегчить управление ИТ. А основными сдерживающими факторами остаются страх утечки данных, сложность экономического обоснования ценности облаков и консерватизм значительной части руководителей банков. Однако, по его мнению, новой заметной тенденцией 2012 года стало усиление маркетингового давления со стороны производителей облачных решений. Вендоры увеличивают присутствие своих продуктов на рынке, совершенствуют технологическую проработку.
О вопросах безопасности хранения и обработки данных, как об основном риске использования облачных технологий в банках, говорит и Константин Усаковский. "Особенно это важно и критично для ключевых бизнес-процессов, которые оперируют данными по клиентам, их счетам и операциям, – отметил он в беседе с CNews. – И если небольшой банк может позволить себе принять этот риск, то крупные банки, напротив, пока проявляют осторожность. Если и рассматривают развитие этого направления, то распространяют его только на те бизнес-процессы, которые не связаны с получением прибыли от основной деятельности". Кроме того, по словам Константина Усаковского, по-прежнему достаточно часто встречается мнение, что облачные технологии – это дорогие сервисы, связанные с дополнительными инвестициями. На практике это объясняется несовершенством оценки реальных затрат до и после внедрения облачных сервисов.
В целом можно отметить, что за последние год-полтора "облачный" тренд стал для CIO российских банков данностью, и переход к облачным услугам перестал их страшить.
Сергей Каплий отмечает, что в крупных, монолитных компаниях уже активно развивают частные облака. Так, "Сбербанк" в прошлом году создал компанию "Сбербанк Технологии" – по сути это внутренний ИТ-аутсорсер, который обслуживает все компании холдинга и управляет ИТ-процессами по модели облачных вычислений. "Что касается, небольших банков, то они явно не доросли до использования подобной модели, да и вряд ли она им понадобится, – говорит Сергей Каплий. – Многие из них, конечно, способны создать у себя частное "облако", но только в том случае, если владельцам банка это будет необходимо. Пока же собственников в целом устраивает использование классической модели оценки возврата инвестиций (ROI)".
"Можно с уверенностью сказать, что топ-менеджмент стал глубоко разбираться в том, что такое облачные технологии, зачем они нужны и что они могут дать банку, – считает Константин Усаковский. – Однако ввиду ряда рисков, а также высокой стоимости этих рисков, применять облака повсеместно пока не готов почти никто". В целом, по его словам, заметен общий тренд: в обозримом будущем появится много интересных облачных проектов в крупнейших банках, и CIO не раз заявляли о готовности двигаться в этом направлении и даже о готовности экспериментировать.
Директор по информационным технологиям "Банка Хоум Кредит" Алексей Евтушенко убежден, что обязательно наступит время, когда банки перестанут сами выбирать серверы и устройства хранения данных, а будут покупать сервис, указывая требуемую мощность и терабайты памяти. Это случится, когда стоимость данных сервисов сравняется с ценой поддержки соответствующих технологий на стороне клиента.
Юлия Аршевская