|
|
Обзор подготовлен
Следующий год станет знаковым для российского страхового рынка, ведь с 1 января 2013 г. все его игроки в обязательном порядке должны составлять отчетность по МСФО. Переход на международные стандарты сделает страховой рынок прозрачнее, но процесс вряд ли окажется безболезненным. Основные трудности, с которыми доведется столкнуться страховщикам: рост издержек, дефицит квалифицированных специалистов по МСФО, проблемы с автоматизацией учета.
Споры о необходимости ввода международных стандартов финансовой отчетности на российском страховом рынке продолжаются уже несколько лет. Тем не менее, из 579 страховых компаний, зарегистрированных в едином государственном реестре на 31 декабря 2011 г., учет по МСФО ведут не более 10–15%. В основном это крупнейшие игроки рынка ("Ингосстрах", группа "Согаз", "Росно") и страховщики, имеющие иностранных собственников. "Насколько мне известно, в настоящее время большинство крупных страховщиков составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Может быть, около 65% из топ-50 компаний, – говорит Ольга Крымова, заместитель председателя правления страховой группы "Согаз". – В частности, мы подготовили первую консолидированную финансовую отчетность по стандартам МСФО за 2001 г.".
Если раньше необходимости учета по международным стандартам объяснялась требованиями акционеров, иностранных кредиторов или простым желанием повысить прозрачность бизнеса и рассчитать его справедливую стоимость, то по итогам 2012 г. отчетность по МСФО придется составить всем компаниям без исключения. В отличие от банков, которые начали переход на международные стандарты еще в 2004 г., страховщикам отвели на эти цели только один год. "Первое, что настораживает, это установленный срок сдачи, – делится мнением Оксана Макеенко, главный бухгалтер страховой группы "Уралсиб". – При введении МСФО-отчетности для кредитных организаций срок был установлен иной, за это время банки смогли адаптироваться к реалиям, посмотреть свои бизнес-процессы, что-то изменить, автоматизировать. Для страховых компаний такой возможности не предусмотрено".
Скорее всего, затруднения возникнут даже у тех компаний, у которых уже есть финансовая отчетность. "Наша компания составляет отчетность в соответствии с МСФО уже довольно давно, с 1996 г., – рассказывает Марина Сотова, заместитель финансового директора, директор центра финансовой отчетности СК "Альянс". – Однако до вступления в силу закона о консолидированной отчетности наша группа не выпускала аудированную отчетность по МСФО каждой дочерней страховой компании. Теперь, насколько мы понимаем, требования регулятора распространяются на всех страховщиков без исключения".
Вступление в силу нового требования ФСФР выдвинуло на первый план ряд существенных проблем страховщиков. Российские стандарты учета существенно отличаются от международных, и не исключено, что компании, которые демонстрировали впечатляющие финансовые результаты по РСБУ, продемонстрируют убытки в отчетности по МСФО. Например, эти отклонения могут объясняться требованием МСФО отражать операции, исходя из их экономического содержания. Трудности могут возникнуть в вопросах признания доходов и расходов, величины собственного капитала, операций по перестрахованию и т.д.
И пока не ясно, как к таким расхождениям будет относиться ФСФР и не станут ли они поводом для дополнительных проверок. "Отмечу, что отчетность МСФО существенно отличается от отчетности по РСБУ. К тому же есть трудности, которые заключаются в том, что не существует полноценной нормативной базы, не отработаны механизмы формирования такой отчетности, – делится сомнениями Владимир Чубуков, первый заместитель генерального директора САО "Гефест". Все это приведет к необходимости увеличения штата сотрудников, которые имеют опыт составления отчетности по МСФО".
Кроме того, не до конца понятно, хватит ли в России сертифицированных аудиторов, способных проверить МСФО-отчетность страховых компаний. Ведь одновременно заказчиком на подобные услуги окажется свыше 500 компаний, не говоря уже о других участниках рынка.
Внедрение МСФО – весьма дорогостоящий процесс, а потому всем участникам страхового рынке не избежать роста затрат. По предварительным оценкам Владимира Чубукова, они увеличатся в среднем на 20–30%. Львиная доля этих средств потребуется на привлечение квалифицированных специалистов по МСФО. "Для компаний, ранее не составлявших отчетность по МСФО, – это дополнительные затраты на привлечение консультантов, квалифицированных специалистов или обучение собственного персонала, совершенствование учетных процессов, а также на аудит отчетности по МСФО, – перечисляет статьи расходов Юлия Шумилова, заместитель генерального директора по финансам "Страховой компании «Согласие»". – Поскольку им необходимо представить отчетность на 3 отчетные даты, это весьма существенные трудозатраты".
Учитывая и без того не снижающийся спрос на специалистов по МСФО, столько необходимых сотрудников страховщикам придется либо растить самостоятельно, вкладывая средства в их переобучение, либо искать на рынке труда. В противном случае им придется выделять значительные суммы на услуги сторонних консультантов. Смягчить удар может информатизация учета по МСФО.
Страховщикам, впервые составляющим отчетность по МСФО, наряду с решением многочисленных организационных, методологических и кадровых вопросов непременно придется задуматься об информатизации учета. Подготовка отчетности в новом формате требует учета множества параметров, описанных в страховых контрактах, раскрытия информации о рисках и способах управления ими, консолидации большого объема данных из различных источников – все это сложно реализовать в Excel без ошибок.
Конечно, некоторые игроки страхового рынка вполне могут сэкономить на автоматизации учета по МСФО и покупке новых программных продуктов, адаптировав уже существующие учетные и бухгалтерские системы, например на базе "1С". "Из отечественных решений широкое применение имеет "1С", которая может формировать международную отчетность на основе управленческих данных, – рассказывает Андрей Захаров, директор по развитию бизнеса компании TopS BI. – Крупные страховые компании, которые оперируют большим количеством данных и для которых актуальны трансформация и корректировки в процессе консолидации, ориентируются на многофункциональные западные решения, прежде всего Oracle Hyperion. Проект на базе этого решения обычно длится 4–8 месяцев".
Впрочем, по оценкам страховых компаний, доработка "1С" также требует не менее 4–6 месяцев. В конечном счете, сроки внедрения зависят от масштабов бизнеса и сложности задачи. По словам Алексея Курочкина, директор практики внедрения ERP компании "АНД Проджект", на постановку учета на базе Microsoft Dynamics AX также необходимо 6–9 месяцев. Еще 2–3 месяца уйдет на доработку системы под требования конкретной компании. "Сейчас в компании реализуется проект по автоматизации подготовки консолидированной отчетности на базе Oracle BI, – говорит Юлия Шумилова. – Любой программный продукт: требует серьезных доработок в зависимости от учетных процессов внутри компании; не позволяет абсолютно автоматизировать все процессы, поскольку для формирования данных по МСФО достаточно часто используются оценочные суждения".
В целом для проекта автоматизации учета по международным стандартам характерны те же трудности, что и для всех проектов автоматизации. "Во-первых, готовить отчетность по МСФО необходимо до того, как закрыт период по национальному учету. Это большая методологическая проблема, поскольку в данные по МСФО за отчетный месяц какая-то информация не попадает, а в данных РСБУ за отчетный месяц она уже присутствует. В связи с этим необходимо ежемесячно выявлять расхождения, – рассказывает Алексей Курочкин. – Во-вторых, очень часто в страховых компаниях нет утвержденной методологии подготовки отчетности".
Дефицит специалистов по МСФО в штате компании, о котором речь шла выше, еще одна проблема, по которой затягиваются сроки проекта автоматизации. "Надо учитывать, что если уровень автоматизации слабый или отчетность ежемесячно готовится в Excel, отдел МСФО крупной компании постоянно загружен работой и не имеет возможности уделять много времени автоматизации. Утверждение и прием проектных работ в таком случае замедляется, – говорит Алексей Курочкин. – И последнее, структура принятых у клиента отчетных форм часто является утвержденной "сверху", поэтому приходится настраивать много дополнительных отчетов".
Конечный срок сдачи отчетности в ФСФР – 1 мая 2013 г., и за этот период времени страховщикам вряд ли удастся автоматизировать учет, а потому первая отчетность большинства компаний будет подготовлена вручную. По словам Оксаны Макеенко, вопрос качества такой отчетности останется открытым.
Амина Атавова