|
|
Обзор подготовлен
CNews: Каковы сегодня стратегические направления информатизации "Московского кредитного банка"?
Антон Суворов: Стратегические направления информатизации определяются в ИТ-стратегии банка, которая, в свою очередь, является производной от бизнес-стратегии, поскольку развитие информационных технологий необходимо для бизнеса и определяется его приоритетами. Наша ИТ-стратегия предусматривает четыре уровня.
Первый уровень ИТ-стратегии касается ИТ-инфраструктуры – фундамента всех систем, к которым относятся серверы, центры обработки данных (ЦОДы) и т.д. Сейчас у нас хороший запас по производительности, емкости для хранения данных, лицензиям на программное обеспечение. Мы рассчитываем, что возможностей нашей инфраструктуры хватит, как минимум, на пару лет. Однако если мы хотим успешно функционировать и в большей перспективе, необходимо уже сегодня позаботиться о возможностях для дальнейшего развития. Именно поэтому сейчас мы реализуем проекты по развитию текущей ИТ-инфраструктуры.
Следующий уровень – стратегия развития системного ПО. Он довольно прост, поскольку в основном определяется стандартными решениями, например, таких вендоров, как Oracle, Microsoft, IBM. С одной стороны, относительно ограниченное количество таких решений, с другой стороны, их сопоставимость, надежность и стабильность делают выбор и простым и сложным одновременно. Например, при выборе шины данных (ESB) для организации слабого связывания ИТ-систем банка нам пришлось потратить очень много усилий для того, чтобы сделать оптимальный выбор из достойных решений.
Самый интересный и важный уровень ИТ-стратегии – третий. Здесь формулируется стратегия развития прикладного слоя – бизнес-приложений, благодаря которым банк получает то или иное конкурентное преимущество. Это и наши собственные разработки, и кастомизированные промышленные решения.
Над приложениями можно выделить четвертый слой – стратегию развития данных. Здесь мы даем ответы на вопросы: как управлять данными? В каких системах они находятся? Где лежат первичные данные и как организованы потоки данных? Как информация сопоставляется и как устраняются противоречия? В разных системах одна и та же сущность может быть отражена по-разному и крайне важно определить, какое ПО за какие первичные данные отвечает. Классический и достаточно простой пример – управленческая отчетность. Для корректного и оперативного предоставления управленческой отчетности мы должны определить системы-источники данных, организовать потоки из систем источников в промежуточный слой хранения данных, преобразование данных промежуточного слоя и их загрузку в само хранилище. В этом случае необходимо описание состава данных, правил их извлечения и преобразования. В случае, когда приходится соединять между собой несколько разных систем, позволяющих изменять одни и те же сущности (например, информацию по клиенту), без ИТ-архитектуры данных невозможно получить стабильно работающую систему, в свою очередь, без ИТ-стратегии развития слоя данных, невозможно осуществлять предсказуемые изменения ИТ-архитектуры данных.
CNews: Основа ИТ-инфраструктуры банка – ЦОДы. Они находятся в собственности МКБ или арендуются?
Антон Суворов: Аренда ИТ-инфраструктуры для банка, по крайней мере, в части аренды каналов связи - это вполне естественное и обоснованное решение. Совсем по-другому рассматривается вопрос об аренде ЦОДов. Дело в том, что режим коммерческой и банковской тайн, сохранность персональных данных клиентов проще всего обеспечить на собственном оборудовании, находящемся на территории банка. Именно поэтому мы используем собственные дата-центры. В августе 2012 мы запустили свой третий ЦОД, позволяющий нам иметь солидный запас мощности, гарантированную безопасность и стабильность.
Сейчас действующие дата-центры работают по стандартной схеме, когда основные и резервные контуры распределены между площадками. Тем не менее, мы планируем в ближайшем будущем перейти к варианту распределенных центров хранения данных, когда при выходе из строя любого участка сети работа автоматически будет переводиться на другой центр обработки.
CNews: Продуктами каких вендоров вы пользуетесь?
Антон Суворов: На уровне аппаратного обеспечения для создания мощной ИТ-инфраструктуры используется оборудование известных фирм, позволяющих создавать надежные отказоустойчивые промышленные решения (IBM, Cisco, Juniper, HP). В качестве промышленной СУБД мы используем Oracle, это наш корпоративный стандарт. Для ряда систем используются продукты Microsoft SQL, но это скорее исключения из правила – есть узкоспециализированные решения, которые могут работать только с данной СУБД.
Если говорить о прикладном ПО, то здесь фундаментальным слоем является АБС. В качестве АБС наш банк давно использует "Кворум" (разрабатывается одноименной компанией, входящей в группу "Компьюлинк", – прим. CNews), работающую на СУБД Oracle. По уровню отдачи на инвестиции эта АБС имеет хорошую производительность операционного ядра и обеспечивает эффективную работу всех сотрудников банка.
Тем не менее, некоторые бизнес-процессы мы автоматизируем при помощи другого ПО, обладающего функционалом, отсутствующим в АБС "Кворум". При этом в нашей ИТ-стратегии четко определены принципы выбора прикладного ПО. Понятно, что в АБС можно и нужно вести информацию по клиентам, но основным местом для хранения подобной информации должна быть CRM. Аналогичный случай, когда некоторые АБС могут выполнять роль системы документооборота, но специализированные системы документооборота делают это гораздо эффективнее.
В определенных случаях мы принимаем решение о собственной разработке, особенно если она способна принести нам конкурентное преимущество. Мы постоянно следим за реакцией рынка на те или иные возможности программных продуктов, которые предоставляет клиентам банк. В банке есть штат собственных разработчиков, и некоторые наши продукты признаны одними из лучших в своем классе. Например, систему "МКБ Онлайн" для дистанционного банковского обслуживания я считаю очень функциональной. Еще одной ключевой собственной разработкой считаю решение для инкассации.
CNews: Что нужно инкассаторам с точки зрения ПО?
Антон Суворов: Как минимум – логистика, куда входят и маршруты, и подсчет сумок. У нас очень развитая служба инкассации. По объемам перевезенных денежных средств наша служба инкассации занимает третье место в Москве и четвертое по России.
CNews: Планируете ли доводить собственные разработки до коробочных продуктов?
Антон Суворов: Целью собственной разработки является создание конкурентного преимущества. Было бы странно, если бы мы начали продавать его конкурентам.
CNews: Какие еще крупные ИТ-проекты стартовали в банке в 2011–2012 годах?
Антон Суворов: В этом году мы запустили проект по разработке и внедрению программного обеспечения для факторинга. На 2012 год запланировано создание нового хранилища данных на базе SAP Business Objects.
Кроме того, на 2012 год запланирована реализация проекта перехода со старого CRM Siebel на новую, восьмую версию. Мы накопили опыт использования этой системы и хотим с его учетом реализовать систему в новом масштабе, перевести туда все наши продукты. Попутно мы перестраиваем наши бизнес-процессы, адаптируем их.
CNews: Как вы относитесь к возможности предоставления ИТ-сервисов в аренду (SaaS)?
Антон Суворов: Пока у нас нет четких планов. Мы обсуждаем возможности, но приоритетными остаются другие направления. Сейчас мы переходим на следующий виток спирали развития, и надо верно оценивать силы и правильно распределять усилия.
CNews: Какое приложение в свое время может стать первым вашим SaaS-решением?
Антон Суворов: Возможно, оно будет иметь отношение к корпоративным финансам - системе бюджетного контроля. Неправильно говорить подробнее о еще несостоявшемся событии.
CNews: Раскрываете ли вы данные об ИТ-бюджете, его динамике?
Антон Суворов: В абсолютных числах – нет, а динамика неплохая – 15–20% ежегодного прироста в течение последних 3-х лет, включая этот год. Понятно, что для разных статей бюджета этот показатель разнится. Приоритетные направления я обозначил: новый ЦОД, централизация сети, новая версия Siebel.
Неизбежно появляются отдельные точки "взрывной" динамики, например, для факторинга использовалось старое решение, расходы на которое в основном определялись стоимостью сопровождения. Но сейчас критична скорость вывода продуктов на рынок, и для обеспечения этой оперативности мы разработали собственное ПО. В итоге по данному направлению увеличение наших инвестиций измеряется не десятками, а сотнями процентов. И на данном примере явно можно проследить взаимосвязь между инвестициями в ИТ и бизнес-результатами. Результатом работы ИТ-департамента стало новое ПО, позволяющее оперативно создавать и выводить на рынок новые продукты, результатом бизнеса стало увеличение факторингового портфеля на 41% за последние 6 месяцев и увеличение его доходности. Понятно, что такой рост обеспечен не только и, может быть, не столько за счет перехода на новое ПО, но и за счет качественной работы бизнес-подразделений. Однако можно констатировать успешную консолидацию усилий банка в приоритетном для него направлении.
CNews: Вы планируете как-то участвовать в проекте универсальной электронной карты?
Антон Суворов: Я думаю, что мы обязательно присоединимся к данному проекту.
CNews: Кому организационно подчиняется ИТ-департамент?
Антон Суворов: Непосредственно председателю правления, и это является дополнительным стимулирующим фактором для всей ИТ-команды, поскольку показывает, насколько важным является для банка развитие нашей технологической платформы.
CNews: Спасибо.