|
|
Обзор подготовлен
Виталий Занин, директор по маркетингу и работе с клиентами компании "Програмбанк", убежден, что вечные вопросы оценки возврата от инвестиций и рисков уже привели к тому, что банки предпочитают "быстрые" проекты или проекты, в которых явно выделены этапы, обладающие самостоятельной ценностью. Удовлетворительный период времени – квартал, современные технологии позволяют выдерживать такую скорость.
CNews: Как вы оцениваете динамику ИТ-расходов банковского сектора в России в 2012 году по сравнению с прошлым годом?
Виталий Занин: Несмотря на разговоры о надвигающемся кризисе, расходы на ИТ безусловно увеличились. В цифрах наша оценка совпадает с общеизвестной – примерно 30%.
Предыдущая волна кризиса, с одной стороны, усилила конкуренцию в банковском секторе, с другой – показала примеры роста в кризисной ситуации и те варианты банковских стратегий, которые привели к положительным результатам. Как правило, в таких стратегиях неотъемлемую и существенную часть занимает ИТ-компонента.
Это привело к изменению отношения руководства банков к затратам на ИТ-расходы: абсолютное большинство российских банков рассматривают сейчас технологии как инвестиции. Как правило, это происходит в рамках проектов повышения качества обслуживания, унификации филиальной сети, централизации и снижения расходов на обслуживания, в которых присутствует ИТ-компонента. И если затраты в ожидании кризиса обычно стараются не наращивать, то целевые инвестиции в этот период очень своевременны.
При всем этом, безусловно, вопрос оценки отдачи от инвестиций и необходимость оценки рисков никто не отменял. Поэтому банки предпочитают "быстрые" проекты или проекты, в которых явно выделены "быстрые" этапы, обладающие самостоятельной ценностью. При этом достаточная "быстрота" – это 2–3 месяца, современные технологии позволяют обеспечить такую скорость выполнения работ.
CNews: Последние год-два многие банки заявляют о стратегических задачах по интеграции информационных ресурсов, созданию единого хранилища данных. Можно ли назвать этот процесс тенденцией?
Виталий Занин: Да, пожалуй, можно сказать о такой тенденции. Они именно "заявляют о задачах" по созданию единого хранилища данных. И вместе с этим, можно сказать о тенденции перехода этих процессов в хронически незавершаемую стадию.
Если говорить об этой второй тенденции, то главная проблема лежит скорее не в технологической, а в организационной и методологической плоскостях. Практически нереально спроектировать хранилище так, чтобы оно удовлетворяло в равной степени потребности всех предметных областей, всех бизнес-направлений. Простейший путь – загрузить в одно хранилище все возможные данные, хотя этого совершенно не достаточно.
Зачастую, вложив немало денег в создание общекорпоративного хранилища, на этом останавливаются и предлагают пользователям как-то с ним работать. Безусловно, единое глобальное хранилище, если оно "доведено до ума", может стать хорошим источником данных, но этого мало. Для того чтобы отвечать насущным потребностям бизнес-направлений банка, нужно двигаться дальше и над корпоративным хранилищем строить предметно-ориентированные хранилища, витрины данных.
Более того, с нашей точки зрения, для малых и средних банков лучше изначально строить предметно-ориентированные хранилища, чем пытаться объять необъятное. Да и с точки зрения отдачи от инвестиций такой подход оправдан.
По нашей оценке, сейчас востребованы предметно-ориентированные хранилища для создания системы бюджетирования и управленческого учета с набором бизнес-приложений коробочного типа, требующих для начала эксплуатации только выполнения соответствующих настроек.
CNews: Насколько часто сегодня банки принимают решение о миграции на новую программную платформу? Какие программно-аппаратные решения для этого сегодня используются, де-факто считаются стандартом для банковской отрасли в России и за рубежом?
Виталий Занин: Да, и такое явление есть. Среди всех элементов программной платформы чаще всего это касается СУБД. Практика показывает, что для средних банков наиболее удобны и экономически выгодны одни платформы, для крупных – другие, и компромисс тут маловероятен.
Сейчас на рынке СУБД, как в России, так и за рубежом, утвердились два безусловных лидера: MS SQL для средних банков и Oracle – для крупных. Поэтому постепенно стандартом становится поддержка обеих СУБД, так как это позволяет банку сохранить инвестиции при росте объемов бизнеса. И что не менее важно, очень полезно обеспечить технологию быстрого перехода с одной СУБД на другую.
CNews: Какие технологические тренды вы наблюдаете в области создания хранилищ данных для целей аналитики?
Виталий Занин: Одним из серьезных трендов является предложение для бизнес-аналитики технологии in-memory. Ситуация, когда оперативная память используется не только как кэш, а в ней размещается витрина данных и с ней ведется работа, существенно увеличивает скорость отклика на аналитические запросы. Но, к сожалению, для банков это не всегда подходит, поскольку технология in-memory призвана прежде всего совершать максимально быструю обработку относительно несложных запросов.
Другой тренд – это, конечно, мобильные устройства, точнее говоря, возможность работы с данными в хранилище с мобильного устройства. И здесь мы готовы предлагать заказчикам проекты с использованием всевозможных мобильных устройств.
CNews: Существуют ли особые требования к функциональности хранилища данных в крупном территориально-распределенном банке?
Виталий Занин: В такой ситуации особые требования применяются к организации ETL-процесса. Предлагаемый инструментарий должен давать возможность применения различных механизмов и алгоритмов сбора данных. Кроме того, особенное внимание уделяется возможностям инструментария по проверке и очистке загружаемых данных. Хорошо зарекомендовали себя такие процедуры, как проверка выполнения контрольных соотношений с учетом хронологии, сопоставление типов данных, реконсилляция данных, полученных из различных источников и многие другие.
И тут не нужно гнаться за сложными алгоритмами, так как даже применение простейших из указанных инструментов позволило нам на порядок уменьшить количество ошибок сводной отчетности в проекте для одного из крупнейших российских предприятий.
CNews: Как вы считаете, присуще ли российским заказчикам желание хранить даже избыточные данные? Как правильно определить баланс между объемами хранящихся и используемых данных, чтобы повысить эффективность инвестиций?
Виталий Занин: Безусловно, присуще. Часто без особой нужды, "на всякий случай", хотя зачастую хранение избыточных данных неизбежно. В идеале, чтобы все-таки избежать этого, прежде всего, нужно объективно оценивать потребности в ретроспективном анализе, исходя из политики организации и требований регуляторов в части прогнозирования, планирования и отчетности. Затем должен быть разработан и выполняться регламент администрирования, в соответствии с которым должна осуществляться периодическая "очистка" хранилища от неиспользуемых и неактуальных данных.
CNews: Какие направления вашей деятельности показали максимальную динамику в 2012 году? Изменилась ли ситуация по сравнению с 2011 годом?
Виталий Занин: Во-первых, оправдала себя наша ставка на ИБС "Центавр Омега" как на инструмент, дающий доступ к современным технологиям для финансовой организации любого масштаба.
Система позволяет выполнять самые разные проекты. Например, в проекте, реализованном в начале года в банке "Радиан", выбор решения в основном продиктован целями оптимизации и предсказуемости расходов. или завершаемый сейчас проект для очень известного НКО, в рамках закона "О национальной платежной системе". Здесь клиенту требовалась гибкость решения, производительность и стыковка с собственной платежной системой.
В целом ситуация такова, что банкам сейчас нужны удобные инструменты для развития бизнеса, и "Омега" очень востребована в этом контексте: только за два последних месяца мы заключили 5 контрактов на внедрение этой АБС.
Во-вторых, высокую динамику показал аналитический программный комплекс "Нострадамус", увеличивший свою доходную базу более чем в полтора раза. Основной вклад в рост доходов в этом направлении внесли те самые предметно-ориентированные хранилища для создания системы бюджетирования и управленческого учета с набором бизнес-приложений коробочного типа.
Интегрированная банковская система "Гефест" показала завидную стабильность роста, в основном за счет активного партнерства с клиентами в развитии банковского бизнеса. Сейчас мы активно ведем внедрение комплекса по защите персональных данных и модулей системы в новой web-архитектуре, например казначейства и кредитного фронт-офиса.
Все говорят о замедлении роста, быть может, это наблюдается в крупных "железных" проектах, но мы по своему направлению этого не чувствуем.
CNews: Наблюдаете ли вы пристальный интерес банков к облачным технологиям, аутсорсингу?
Виталий Занин: Интерес к облакам и аутсорсингу мы, конечно, наблюдаем, по крайней мере на "страницах" вашего замечательного сайта. В жизни интерес тоже есть, но пока не пристальный, скорее взгляд любопытного.
Более того, даже те проекты, которые объявляются как аутсорсинговые, на наш взгляд в одних случаях являются простой арендой сотрудников, или выполнением расширенного набора услуг по поддержке – в других. Возможно, и это можно назвать аутсорсингом.
В нашей практике такие проекты тоже есть. Например, как минимум у одного нашего клиента из топ-100 мы фактически выполняем аутсорсинг развития ИТ-решения, включая даже управление проектом. С нашей стороны есть единый менеджер проекта, а со стороны заказчика – руководители отдельных бизнес- и ИТ-подразделений. Но это не оформляется как аутсорсинг, а реализуется в рамках обычного договора на сопровождение. Вообще, мне кажется, наш рынок часто увлекается новыми названиями, что ведет к их девальвации.
Что касается облаков, по нашим наблюдениям, банки пока не определились, какую часть информационной системы можно вынести в облака, чтобы не начать беспокоиться насчет безопасности данных и каналов доступа, надежности и предсказуемости облачных провайдеров, и юридических аспектов ответственности за информацию, находящуюся в облаке и т.д. Тем не менее, интеграционные пакеты наших решений готовы к тому, чтобы обеспечить работу информационной системы банка с использованием облачных технологий.
CNews: Можно ли сегодня предположить динамику банковских ИТ-бюджетов на 2013 год, если не будет кризисных потрясений? Изменятся ли акценты по сравнению с 2011–2012 годами?
Виталий Занин: Определенно сохранится рост инвестиций в ИТ, не затрат, а именно инвестиций. Будут расти вложения в проекты, определенные бизнес-задачами. В качестве таких задачам мы видим задачи повышения конкурентоспособности банков в свете закона "О национальной платежной системе", повышение результативности клиентской работы – привлечения, удержания клиентов банка, и повышение качества управления банком как организацией.
При утверждении ИТ-бюджетов все большее внимание будет уделяться анализу "что, если". Соответственно, будет расти интерес к гибким технологиям, которые показывают эффективность на широком спектре сценариев, допускают итерационное внедрение, изменение целей и сценариев внедрения и т.д. Что же касается ожидаемых нами вложений в новые технологии – это CRM и хранилища данных.
Думаю, что знаковые тенденции по переходу на сервисную архитектуру пока так и останутся знаковыми, на уровне топ-100. Реальные же вложения основная масса средних банков будет делать в доказавшие свою эффективность решения, дающие ощутимую отдачу в обозримый период.
Если говорить о практике применения сервисной архитектуры, то мы развиваем свой инструментарий в рамках крупных проектов из топ-100, благо их количество растет. Это позволяет выделить тиражируемые технологии и включить их в спектр готовых решений, которые можно предложить и средним банкам, так как на этом этапе уже проверено, чего это стоит и что принесет банку.
CNews: Спасибо.