|
|
Регионы обставляют Москву и ПитерТекущий год станет переломной точкой в продажах мобильных телефонов в России: объем сбыта трубок в провинции сравняется с показателями продаж в двух столицах. Уже со следующего года регионы уйдут в отрыв. Быстро и доходноВ российских регионах в 2004 г. будет продано около 17 млн. сотовых телефонов, заявил вице-президент по маркетингу компании «Евросеть» Владимир Богданов в прямом эфире телеканала РБК. По его словам, региональный рынок сотовой связи развивается значительно быстрее, чем аналогичные рынки Москвы и Санкт-Петербурга. В 1 квартале 2004 г. было продано около 5,5 млн. сотовых телефонов, из них 3,5 млн. в регионах. Эффективность работы сотовых компаний в регионах в 1,7 раза выше, чем в Москве, считает г-н Богданов. В конце 2003 г. у компании «Евросеть» было 119 салонов связи в регионах и 209 таких салонов в Москве, при этом региональные салоны имели такую же суммарную выручку, как салоны Москвы. Емкость регионального рынка сотовой связи колоссальна, такое мнение в прямом эфире телеканала РБК высказал директор по продажам ОАО «ВымпелКом» Михаил Яковлев. По его оценке, на рынке региональной сотовой связи каждый месяц прибавляется 2 млн. новых абонентов. За период с 2004 г. по 2006 г. прибавится не менее 50 млн. абонентов мобильной связи, что составит 60% от общего количества населения России. Говоря о развертывании сотовых сетей в регионах, г-н Яковлев высказал мнение, что основной бизнес сотовых операторов будет развиваться именно там. Рынок Москвы уже сложился, и хотя он остается выгодным, развиваться ему уже практически некуда. «Региональные абоненты не так доходны, как московские, но их гораздо больше», подчеркнул он. Как уже писал Cnews.ru, в группе компаний DIXIS считают, что региональный рынок сотовой розницы показывает существенно большую динамику развития, в отличие от рынков двух столиц. В компании это связывают, в первую очередь, с тем, что рынок Москвы и Санкт-Петербурга близок к насыщению. Нынешний год, по словам экспертов, будет годом, когда показатели продаж Москвы и Питера сравняются с показателями регионов. В последующие годы доля региональной составляющей будет только расти и значительно превысит долю продаж Москвы и Санкт-Петербурга, как в количественном, так и в денежном измерении. Оценивая факторы, способствующие повышению спроса на услуги мобильной связи в регионах, генеральный директор «Техмаркета» Вадим Зеленин в интервью Cnews.ru выделил следующие: благоприятная экономическая ситуация в регионах, обусловленная изменением политики правительства (сейчас в казне большинства регионов остаются местные налоги); активное развитие региональных операторов связи и слабая инфраструктура телефонизации регионов. Действительно, практически все аналитики и эксперты отмечают превышение темпов роста абонентской базы (а, следовательно, и розничных продаж телефонов и аксессуаров) в регионах по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Поэтому продолжение региональной экспансии столичных сотовых дилеров, которая началась еще в прошлом, 2003 г., было вполне предсказуемо. Почти все основные игроки сотовой розницы, сконцентрированные в столицах, не раз заявляли о намерениях и впредь развивать и расширять свой бизнес в регионах. Так, «Техмаркет», который в настоящее время присутствует в двенадцати регионах, в ближайшей перспективе планирует поднять долю региональных продаж до 30%, а группа компаний DIXIS к концу 2004 г. до 50%. Компания «Максус», владеющая сетью центров мобильной связи «Связной», в рамках глобальной программы региональной экспансии сети собственных салонов связи под единым брэндом в масштабах всей страны в марте открыла свое представительство в Татарстане и первый центр мобильной связи в Казани. До конца 2004 года «Максус» планирует открытие центров «Связной» еще в 5 крупнейших городах России. Ежемесячно планируется открывать 15 новых центров мобильной связи «Связной», а всего в 2004 г. будет открыто более 180 новых торговых точек, 160 из которых в регионах России. Общий объем инвестиций в развитие розничной сети в 2004 году составит $20 млн. Петербуржская сеть салонов связи «Ультра» начала региональную экспансию с открытия первых магазинов в Ростове-на-Дону. В июне текущего года было открыто два салона, в начале июля откроются еще три салона «Ультра» в центральной части Ростова, а до конца года число магазинов будет доведено до 15. Ростов-на-Дону первый город в региональной программе развертывания сети «Ультра». До конца года компания планирует открыть салоны еще в пяти крупных городах России и довести общее число розничных магазинов до 150. Тем временем, россияне по-прежнему активно выбирают самые дешевые модели средняя розничная цена мобильного телефона по итогам прошлого года составила $142,5, а наибольшей популярностью пользовались модели Siemens A50, Motorola C350 с цветным дисплеем, а также довольно старая монохромная модель Nokia 3310, знакомая россиянам уже несколько лет. Все эти три модели присутствуют, например, в списке «хитов продаж» DIXIS 2003 г. в категориях нижней и средней ценовой группы. Исключение из общероссийской тенденции составляли лишь жители Москвы и Санкт-Петербурга, проявившие интерес к более дорогим моделям. В том же списке DIXIS указаны такие модели, как Sony Ericsson P800, Nokia 7250 и Sagem MyX6, относящееся к телефонам из верхнего ценового диапазона (первая из этих моделей продается по цене около $600). «Развитие московского рынка будет осуществляться за счет предоставления дополнительных услуг, расширения ассортимента более дорогих моделей, спектра аксессуаров. Московские покупатели в 2004 г. И в дальнейшем будет приобретать новый телефон на замену старому. И, как правило, такие покупатели ориентированы на покупку более дорогой, престижной модели», считает Вадим Зеленин, генеральный директор компании «Техмаркет». По данным президента группы компаний DIXIS Олега Семечкина, московские поклонники самых модных и «продвинутых» моделей мобильников, ориентирующихся на дизайнерские решения high end класса, меняют свои телефоны с периодичностью от трех до шести месяцев. Диверсификация бизнеса: сеанс одновременной игры Помимо усиления «региональной составляющей», другая отчетливая тенденция на рынке сотовой розницы это появление в прайс-листах сотовых дилеров новых товаров и услуг, не связанных с сотовой связью. Так, практически все крупные игроки к настоящему времени стали продавать карты IP-телефонии. Среди операторов IP-телефонии, пожалуй, наибольшую активность проявляет компания «Зебра Телеком», которая реализовала проекты с восемью московскими и тремя петербургскими сетями салонов сотовой связи. Недавно было объявлено о выпуске совместных телефонных карт для международной/междугородней связи, которые будут продаваться под маркой «Альт Телеком» в 70 салонах компании в Москве и Подмосковье, а также через интернет-магазин «Альт Телеком»; в Санкт-Петербурге подобные карты будут реализовываться через сеть салонов «Связар» (http://www.svyazar.ru). Напомним, что в Петербурге первый аналогичный проект «Зебры» реализован вместе с компанией «Телефорум» в прошлом году, второй весной этого года с компанией West Telecom. В Москве «Зебра» осуществила подобные проекты с «Мобителем», «Диксисом», «Бета-Линком», «Техмаркетом», «Анарионом», «Мобайл-Центром» и «Марандом». Напомним также, что одним из первых на этот рынок вышел «Анарион» в партнерстве с оператором IP-телефонии «Матрикс Телеком». Позже стартовал подобный проект «Евросети» и альтернативного оператора связи «Комбеллга». Кроме того, сотовые дилеры стали активнее принимать платежи за различные услуги связи. Так, с 1 мая 2004 г. «Техмаркет» принимает платежи для оплаты услуг «Ростелекома», «Divo-ТВ», «НТВ+» и «Космос ТВ» во всех своих салонах. Ранее компания «Максус»/Сеть центров мобильной связи «Связной» объявляла о начале приема платежей за междугородную и международную связь филиала «Ростелекома» ММТ (Междугородный и Международный Телефон) во всех своих московских центрах. Со 2 июля DIXIS стал принимать платежи для обслуживания абонентов «Ростелекома». Известна также инициатива «Техмаркета» по открытию под собственным брэндом интернет-кафе в аэропорту «Домодедово». Наконец, салоны сотовой связи стали активно расширять ассортимент товаров. Наиболее яркий пример группа компаний DIXIS, которая взяла курс на преобразование в сеть магазинов цифровой техники. Помимо мобильных телефонов, аксессуаров и услуг в здесь будут представлены цифровые фотоаппараты, MP3-плееры, КПК, карманные переводчики и т.д. Тем не менее, по мнению Михаила Дорохова, вице-президента группы компаний DIXIS, компания все равно останется продавцом сотовых телефонов и связанных с ними услуг. По его оценке в конце следующего, 2005 г. цифровая техника будет занимать не более четверти, а дополнительные услуги не более пятой части от маржинального дохода торговой точки в сети DIXIS. Таким образом, сотовые дилеры вынуждены диверсифицировать свой основной бизнес. Конечно, в этом процессе велика роль давления со стороны конкурентов, которые наряду с постепенно насыщающимся рынком спровоцировали снижение нормы прибыли от традиционных операций. Свою лепту внесли и сотовые операторы, которые изменили схему выплаты комиссионных вознаграждений дилерам за подключение новых абонентов. Теперь в салонах сотовой связи можно обнаружить различные цифровые устройства, начиная от диктофона и MP3-плеера, и заканчивая компьютером и даже автосигнализацией. В некоторых салонах, например в «Евросети», можно купить даже полис автогражданской ответственности, а предоплаченные карточки IP-телефонии и интернет-доступа есть практически у любого дилера. Ребрэдинг как веление времени Введение в ассортимент торговли салонов сотовой связи различных классов портативной цифровой техники и расширение спектра оказываемых услуг требует корректировки брэндинговой стратегии. Как известно, в этом году группа компаний DIXIS объявила о ребрендинге. В начале 2004 года руководством DIXIS было принято решение об изменении внешнего и внутреннего стиля оформления салонов связи компании, а также стиля всей атрибутики, принадлежащей компании. Для работы над новым brand book DIXIS было привлечено британское агентство SCG London, у которого уже есть опыт работы с крупными российскими заказчиками. Также был проведен мониторинг салонов сотовой связи в крупнейших городах Европы. В настоящее время работы по созданию brand book компании DIXIS завершены. Агентством был полностью создан новый стиль компании, начиная от оформления документации (визитные карточки, бланки, конверты, папки и т.д.) и заканчивая элементами оформления салонов (витрины, ценники, стойки и т.д.). В настоящее время DIXIS приступает к изменению внешнего вида и внутреннего оформления существующих салонов связи. В планах компании провести ребрендинг всех салонов к осени 2004 года. Помимо внешнего вида салонов, изменится и концепция позиционирования. Как уже отмечалось выше, эта группа компаний уходит от формата «салоны сотовой связи» и вводит в обращение понятие «магазины цифровой техники». Также компания приступила к новому этапу развития программы франчайзинга DIXIS в регионах России. К концу 2003 года региональная франчайзинговая сеть DIXIS насчитывала 123 салона связи в 25 городах России с оборотом $13 млн. За 1 квартал 2004 года оборот франчайзинговой сети составил $3 млн. Новым франчайзинговым партнерам будет также доступен не только ассортимент сотовых телефонов и аксессуаров, но и различные классы портативной цифровой техники. Уже сейчас новыми партнерами DIXIS стали компании из Орла, Новокузнецка и Великих Лук. «Сегодня мы производим не только кардинальную смену имиджа компании DIXIS мы проводим кардинальную перестройку бизнеса как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах России, отметил президент группы компаний DIXIS Олег Семечкин. Благодаря единому корпоративному стилю компании, наши магазины будут выгодно отличаться от простых салонов связи. Мы постарались взять все самое лучшее из того, что уже существует на Западе, и адаптировать в России. Новый имидж компании позволит соблюсти чистоту бренда и единство всей сети DIXIS». Принялись за свой внешний облик (в том числе и в интернете) и конкуренты. Так, в конце июня «Техмаркет» объявил о завершении работ по редизайну своего сайта. Изменения на сайте коснулись в равной мере его дизайна и структуры. Как отмечают в компании, теперь покупатели интернет-магазина и посетители сайта смогут легко ориентироваться в поиске необходимой информации: навигация по сайту оптимизирована удобной системой закладок. Выбор сотового телефона можно осуществить как по производителю, так и по заданным ценовым и техническим параметрам. Продажи через интернет Статистике не известно, сколько сотовых телефонов продается через интернет в России. Очевидно, что отследить такие продажи можно только исходя из данных предоставляемых самими компаниями. Последние, разумеется, не являются публичными, и поэтому не обязаны публиковать свои данные в открытых источниках. Другая сложность заключается в том, что на рынке присутствует достаточно большое количество игроков, которые занимаются только интернет-продажами, не имея «не виртуальной» сети продаж. В то же время, у очень многих розничных игроков рынка интернет-магазины являются составной частью имиджа, нежели активно работающим бизнесом-инструментом продаж. Но есть и исключения, например, интернет-магазин DIXIS, который начал работать в июне 2000 года. За время его существования прибыль, получаемая от продаж телефонов, аксессуаров и контрактов через интернет, выросла в 25 раз. По мнению представителей DIXIS, для компании интернет-магазин это не имиджевая составляющая, а реально работающий инструмент продаж, который обеспечивает продажи телефонов на уровне 50-70 аппаратов, что можно сопоставить с объемами реализации пяти обычных салонов связи. Текущие продажи DIXIS через интернет составляют порядка 1-2% от совокупных продаж компании. В настоящее время интернет-магазины DIXIS открыты в Москве и Санкт-Петербурге; они есть и у некоторых франчайзинговых партнеров компании, например в Ярославле. В планах DIXIS открытие виртуальных точек продаж и в других городах, где у нее есть собственные филиалы в Краснодаре, Воронеже, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Как считают эксперты, в открытии интернет-магазина нет особых проблем: необходимо осуществить логистику его работы, а также набрать штат курьеров, которые осуществляли бы своевременную доставку заказов. При этом инвестиции в интернет-магазин не столь существенны в сравнении с инвестициями в развитие розничной сети салонов связи, и основная доля расходов ложится на содержание штата курьеров. Сервисное направление По мнению экспертов, в настоящее время сотовые дилеры рассматривают ремонтные услуги как дополнительный маркетинговый ход, который может повысить лояльность клиентов. Другими словами, компании открывают сервисные центры не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы лучше обслужить клиента, повысить его доверие к той или иной розничной сети. Но в дальнейшем продавцы сотовых телефонов все-таки надеются, что с ростом числа абонентов бизнес по ремонту трубок станет рентабельным. Впрочем, есть сомнения, что найдется много желающих выкладывать сумму от $40 до $1008 за то, чтобы отремонтировать уже устаревший телефон вместо того, чтобы купить новый, более современный и функциональный. Вероятно, именно поэтому, сотовые дилеры, продолжая развивать сервисное направление, и корректируют свою стратегию. Так, в начале марта компания DIXIS-Сервис, входящая в группу компаний DIXIS, объявила об увеличении срока гарантии мобильных телефонов, реализуемых через салоны связи DIXIS Москвы, Санкт-Петербурга и региональных филиалов. Специальные сервисные талоны, приобретаемые по желанию покупателем вместе с телефоном, дают право на бесплатный сервисный ремонт в течение двух лет сверх срока гарантии, предоставляемой компанией-производителем.9 Таким образом, срок гарантийного ремонта сотовых телефонов, приобретаемых в салонах связи DIXIS, увеличился фактически до трех лет.10 Компания сразу получает «живые» деньги. В то же время неконсервативного пользователя такая схема вряд ли устроит уже после года использования телефон (если это не самый продвинутый на момент покупки аппарат), скорее всего, устареет и его захочется обменять на более современную модель. Впрочем, в DIXIS считают, что введение данной услуги позволит клиентам компании обезопасить себя от возможных проблем связанных с поломкой телефона, а также значительно сократить затраты на платный ремонт, стоимость которого в среднем составляет 10-15 евро при обслуживании недорогих моделей телефонов. В открытии сервисных центров «на местах» заинтересованы и сами вендоры, которым им нужно обеспечивать гарантийное обслуживание своей продукции11. В регионах иметь сервисные центры важно еще и по той причине, что сокращается время ремонта телефона и упрощается логистика его обслуживания аппарат не приходится отправлять на ремонт в Москву или Санкт-Петербург. Стратегии и тактика: новые ориентиры «Стратегия группы компаний DIXIS направлена на создание крупнейшей розничной компании в России отметил президент группы компаний DIXIS Олег Семечкин. Уникальность формата нашего развития состоит в том, что мы строим свой бизнес на трех платформах: розничная торговля, мелкий опт и сервис. Текущие результаты нашей деятельности на региональных рынках показывает, что эта стратегия позволит добиться поставленных нами целей в самое ближайшее будущее». Очевидно, что для выполнения поставленных перед собой задач сотовым дилерам потребуются финансовые ресурсы. Ясно и то, что быстро развиваться только за счет собственных средств компании вряд ли смогут. Поэтому многие дистрибьюторы ищут пути привлечения заемных средств и даже подумывают о выходе на фондовый рынок. Так, стремится повысить свою капитализацию и облегчить выход на рынок ценных бумаг «Техмаркет» в частности, с этой целью компания внедряет у себя новую платформу автоматизации и учета. По мнению руководства, это позволит повысить оперативность управления компанией, поднять производительность труда и рентабельность. В середине мая «Техмаркет» объявил о намерении выйти на российский публичный рынок заемного капитала, подписав меморандум о намерениях по размещению во втором полугодии 2004 года вексельных займов с ОАО КБ «СДМ-Банк». За счет размещения вексельного займа компания планирует увеличить темпы развития своего регионального розничного направления. Тем временем, «Евросеть» подвела первые итоги вексельной кампании12. За период с декабря 2003 г. по март 2004 г. компания организовала и обслужила займ в размере 100 млн. рублей. Задача последующих двух этапов (март-июнь, июль-декабрь) осуществление займов на сумму 300 и 600 млн. рублей соответственно. По словам представителей «Евросети» средства от выпущенных векселей используются для открытия новых салонов связи в Москве и регионах России, увеличения оборотных средств для наполнения сети товаром. Ввиду растущей конкуренции и замедления темпов роста сотового бизнеса сотовым дилерам уже сегодня становится тесно. По мнению директора департамента розничной сети DIXIS Дениса Никулина, уже в текущем году число игроков сильно уменьшится: оно будет измеряться уже не десятками, как сейчас, а единицами. При этом, как считает он, останутся самые крупные компании, те, которые сегодня «на слуху». Помимо размеров бизнеса таких компаний, по мнению г-на Никулина, основным критерием их выживаемости станет «клиенто-ориентированность». Еще один критерий выживаемости структура управления компанией. Действительно, в условиях постепенного насыщения рынка сотовой связи, требующего более эффективной работы, сотовые дилеры начинают оптимизировать структуру управления бизнесом, делать перестановки в топ-менеджменте. В DIXIS, например, Андрей Шлыков назначен на должность генерального директора (он находился на этом посту с 1995 по 2000 год)13, а Михаил Дорогов, ранее занимавший пост исполнительного директора, назначен на должность вице-президента группы компаний DIXIS. «Современная российская модель управления бизнесом не адаптирована под практическое применение формулы Лучший TOP-менеджер = приглашенный менеджер. Наоборот, практика показывает, что наиболее эффективное управление компанией может обеспечить именно ее акционер. Современный рынок диктует компаниям необходимость отвечать самым жестким и высоким стандартам внутрикорпоративного управления, именно поэтому акционеры группы компаний DIXIS приняли решение об укреплении управленческого ресурса», комментирует свое назначение Андрей Шлыков. По его словам, в результате реорганизации, текущими и приоритетными задачами для DIXIS намечены: оптимизация структуры управления, изменения систем мотивации и воспитания корпоративной культуры сотрудников. Будущих клиентов выращивают смолоду Как известно, за детьми будущее. Сотовые дилеры и операторы также связывают свое будущее с молодым поколением. По самым скромным оценкам, в текущем году российская молодежь купит мобильных телефонов на $1-1,5 млрд. Действительно, средний возраст покупателей мобильных телефонов ежегодно уменьшается, но при этом стоимость приобретаемых телефонов только увеличивается. Из 9 млн. телефонов, проданных в России за первые пять месяцев 2004 г., 28% пришлось на возрастную категорию 12-22 года. По прогнозам MRG, в конце 2004 г. доля молодых людей среди покупателей телефонов может увеличиться до 32% в абсолютном выражении это 7 млн. телефонов на сумму около $950 млн., что в 2,6 раза больше, чем в 2003 г. Аналитик компании Json & Partners Маргарита Зобнина считает оценки MRG несколько завышенными: по ее прогнозам, к концу года объем рынка молодежных телефонов составит $900 млн. Но, по данным сети салонов «Евросеть», в 2004 г. на российском рынке будет продано 30 млн. мобильных телефонов, из которых около 40% приобретут люди моложе 24 лет. В Европе ситуация такова: у каждого пятого ребенка в возрасте от 6 до 11 лет и у каждого второго тинейджера 12-13 лет есть мобильный телефон таковы данные опроса, проведенного германским институтом исследования рынка мобильной связи IRNA. Опросы, проведенные в Британии, показали, что мобильным телефоном пользуются 56% детей в возрасте от семи лет. Для молодежи постарше эти показатели, естественно, гораздо выше. Не случайно большая часть сервисов мобильной связи разрабатывается с оглядкой на молодежную аудиторию. В России число пользователей сотовой связи также прибавляется, в основном, за счёт молодых людей. Согласно исследованию холдинга «Система Телеком», в Москве за год количество пользователей мобильной связи в возрастной группе до 18 лет выросло почти в 2 раза. При этом 70% молодых людей, не имеющих телефон, хотят его приобрести. Аналитики отмечают также рост средней стоимости молодежных моделей мобильных телефонов. Виталий Солонин / CNews Analytics Павел Караулов: При определенных условиях конкуренция, ценовые войны как среди операторов, так и среди дилеров станут еще более острымиНа вопросы интернет-издания CNews.ru ответил партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. CNews.ru: Какие изменения произошли в предпочтениях и запросах покупателей в отношении мобильных телефонов в первой половине 2004 года? Какие перемены можно отметить в покупательской среде во второй половине прошлого года и в текущем году? Павел Караулов: Наиболее очевидная тенденция для рынка мобильных телефонов в этом году смещение покупательских предпочтений и возможностей из низшей ценовой категории в среднюю. Прошлый год был отмечен повышенным интересом покупателей к техническим новшествам, которые предлагают производители телефонов. Например, наблюдалась явная доминанта цветных дисплеев, которую ощутили все. Возьмем такую модель, как Motorola C350. Это телефон, который был замечен всеми на российском рынке, и дал возможность вендору компании Motorola укрепить свои позиции в России. Если продолжить разговор о знаковых моделях, то можно выделить Samsung, производителя, представившего целый ряд перспективных моделей, среди которых С100 один из хитов рынка, на который до сих пор сохраняется большой спрос. Здесь факторами, обеспечившими телефону «народную любовь», стали не столько его функциональные особенности, сколько легкость, удобство, размер, качественный дисплей и невысокая цена. Удачно в концепцию этой модели вписались и промо-акции. Так, одна из наших акций, когда каждая покупка С100 сопровождалась подарком бесплатной фирменной гарнитурой, стала катализатором взрывного спроса на эту модель, который держится до сих пор. Samsung и в этом году представил множество интересных моделей, в том числе с выполненными по новой технологии дисплеями, которые по всем техническим характеристикам превосходят те, что мы видим у европейских производителей. У компании есть также хороший потенциал для работы в сегменте «Премиум», если будут учтены запросы покупателей на Bluetooth в мобильных телефонах. Еще один «хит сезона» прошлого года SonyEricsson Т610 с хорошим базовым функционалом (камера, цветной дисплей, Java), удобной навигацией по меню при помощи джойстика, Bluetooth. Модель стала особенно популярна в тех городах, где доходы населения достаточно высоки (стоимость телефона $250 и выше).
|