|
|
Развитие сотовой связи во всем мире и в России не сбавляет темпов. Мировые гиганты сотовой связи объявляют о повышении своих доходов и росте чистой прибыли. Рынок растет как в количественном, так и в качественном выражении. Все больше внимания уделяется развитию дополнительных услуг сотовой связи, среди которых основные надежды связаны с рынком
Денис Черников: Сотовому рынку скорая стагнация не грозитКомпания «Евросеть», как и многие сотовые дилеры, сегодня реализует стратегию диверсификации бизнеса. Однако, по утверждению представителей компании, к идее расширения своего товарного портфеля «Евросеть» относится более творчески, чем другие продавцы сотовых телефонов. В беседе с корреспондентом CNews.ru коммерческий директор департамента портативной техники «Евросети» Денис Черников рассказывает об особенностях развития новых направлений бизнеса компании.. CNews.ru: За последний год на рынке сотовой розницы произошли существенные изменения. Некоторые дилеры начали ребрендинг, многие занялись расширением товарного портфеля? Насколько серьезно эти процессы затронули бизнес компании «Евросеть»? Денис Черников: Действительно, большинство сетей сотовой связи объявили о появлении новых направлений в бизнесе или о готовности заняться ими. Наиболее заметна активность сотовых сетей в области портативной цифровой техники. Но этой деятельностью все занимаются в очень разных форматах, ставя перед собой различные задачи. В отличие от сетей, которые вводят новые направления только для того, чтобы поднять свою рентабельность, мы решаем стратегически более интересную задачу. В настоящий момент «Евросеть» значительно опережает своих конкурентов по количеству салонов у нас 751 торговая точка. Это мощный сбытовой канал с единым форматом салонов, охватывающий всю территорию России: от Калининграда до Владивостока. Наша задача максимально полно использовать этот формат, реализовав всю мощь сбытового канала для достижения доминирующего положения на рынке. Так поступает любая торговая сеть: максимально использует всю площадь салонов, предложив в них все товары и услуги, соответствующие их формату. Такая задача может быть решена только поэтапно. Мы понимаем, что если бездумно выложить новый товар на полку это приведет к потере денег, и такой печальный опыт конкурентов мы уже наблюдаем. У нас тактика иная. Мы выбираем направления, которые могут хорошо укладываться в наш формат и соответствовать реальным, а не выдуманным потребностям потребителей.
Михаил Дорогов: Все аналитики оценивают 2004 г. как последний год активного роста абонентской базыО перспективах развития рынка сотовой связи в России в интервью CNews.ru рассказал Михаил Дорогов, вице-президент группы компаний Dixis. Cnews.ru: В чем, на ваш взгляд, специфика российского рынка сотовой связи, кроме того, что он все еще продолжает расти «бешеными» темпами? Как изменились за первую половину 2004 г. предпочтения пользователей в отношения марок телефонов и требования к их функциональности, если вообще такие изменения были? Михаил Дорогов: Вы совершенно правильно поставили вопрос. С одной стороны рынок растет «бешеными» темпами в кавычках, с другой стороны рынок действительно продолжает расти. Количество абонентов сотовой связи в России ежемесячно в среднем увеличивается на 2 млн. Здесь речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и о России в целом. По Москве и Санкт-Петербургу совокупный прирост абонентской базы составляет 500-600 тысяч в месяц, но эта цифра только 30% от общего прироста. Сейчас основное внимание и DIXIS, и операторы сотовой связи уделяют региональному развитию клиентской сети и развитию абонентской базы. В то же время, рынок меняется, причем меняется достаточно существенно. Насыщение рынка сотовой связи Москвы в настоящее время составляет порядка 78%. Но это не означает, что 78% населения столицы имеет свой мобильный телефон. Многие уже имеют два сотовых телефона, а некоторые три. У каждого на это свои причины, свои взгляды на жизнь. Кто-то считает, что надо иметь два аппарата потому, что операторы в разных местах предоставляют неадекватный сервис. Абонент в одном случае пользуется телефоном одного оператора, а в другом, где первый не принимает, использует второй аппарат. Кроме того, в ряде компаний действуют корпоративные стандарты, предусматривающие постоянную доступность сотрудников. Здесь каждый обязан иметь не менее двух мобильных телефонов с разными номерами, а некоторые поступают так потому, что им хочется. С ростом благосостояния людей растут их возможности, повышается качественный уровень абонентов, и абонентская база растет не только в количественном выражении.
Дмитрий Довгань: Развитие сетей 2,5G и 3G требует нового подхода к тарификацииО возможностях, потребностях и задачах развития рынка сотовой связи в России в интервью CNews.ru рассказал Дмитрий Довгань, коммерческий директор компании «Восточный Ветер». CNews.ru: Рынок сотовой связи в России растет быстрыми темпами. Как на ваш взгляд меняются технологические задачи операторов и приоритеты в их работе? Дмитрий Довгань: На мой взгляд, задача у операторов была и остается одна предоставлять абонентам услуги связи во всем их многообразии. Однако рынок, как вы отметили, растет: все большее число россиян активно пользуется сотовой связью. Соответственно, нарастает и соперничество между провайдерами, обостряется борьба за клиента. Естественно, чем больше абонентов, тем сложнее поддерживать необходимые стандарты обслуживания. В таких условиях операторы должны помнить, что расширение абонентской базы не должно сказываться на качестве услуг. Но одного качества, конечно же, мало. Оно должно быть дополнено еще и разнообразием различных дополнительных сервисов, которые возможно организовать на базе беспроводной связи. Ведь сотовый телефон постепенно становится универсальным средством коммуникации, его возможности не ограничиваются только голосовой связью. Оператор должен проанализировать потребности и ожидания абонентов и предложить пользователям новые, интересные, а, главное, востребованные услуги. Решение этих задач потребует, конечно, значительных усилий от всех игроков сотового рынка. Но у российских компаний есть один существенный плюс у них перед глазами опыт европейских стран. Не секрет, что по сравнению с западом Россия несколько отстает в развитии сотовых услуг, но это, как ни парадоксально, наше преимущество мы можем, минуя стадию «проб и ошибок», применить уже существующие наработки, доказавшие свою эффективность. Использовать эту возможность или нет выбор каждого конкретного российского оператора.
Дмитрий Тимерханов: Доминирующее значение приобретает гибкость, интегрированность и эффективность сети в целомО «точках роста» и динамике развития рынка сотовой связи в России в интервью CNews.ru рассказывает Дмитрий Тимерханов, руководитель группы стратегического анализа компании Alcatel CNews.ru: Российский рынок сотовой связи растет несколько лет подряд, но основные направления и структура этого роста претерпевают изменения. Какие перемены произошли в конце 2003 г. и в текущем 2004 г? Усиление каких направлений развития в настоящее время отчетливо просматривается на российском рынке сотовой связи? Можно ли говорить о зарождении новых точек и «двигателей/катализаторов» роста? Дмитрий Тимерханов: Перелистывая архивы, интересно отметить, что лишь три года тому назад самые оптимистичные прогнозы аналитиков предрекали полное насыщение российского рынка сотовой связи на уровне 1214 млн. абонентов. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений преодоление планки в 60 млн. в течение текущего года. По мере превращения мобильной связи из роскоши в товар массового спроса меняется и собственно структура этого спроса. Интересно отметить такой факт, с которым мы столкнулись при критическом ретроспективном анализе предыдущих прогнозов: при превращении мобильной связи в «услугу первой необходимости» стираются грани между разнородными российскими регионами отличие в уровне доходов либо плотности населения «в разы» при прочих сопоставимых условиях на уровне проникновения отражается в значительно меньшей степени. Определяющими параметрами становятся уровень конкуренции между операторами, гибкость тарифных планов, объём и качество предлагаемого набора услуг, то есть для оператора вопрос «сколько жителей могут позволить себе сотовую связь» в значительной мере трансформируется в другой: «что и как необходимо предложить абонентам, чтобы их количество достигло заданного уровня». Соответственно, первая «точка роста» полнофункциональные интеллектуальные сети, позволяющие операторам федерального уровня в числе прочего безболезненно внедрять новые услуги одновременно на всей территории страны.
Павел Караулов: При определенных условиях конкуренция, ценовые войны как среди операторов, так и среди дилеров станут еще более острымиНа вопросы интернет-издания CNews.ru ответил партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. CNews.ru: Какие изменения произошли в предпочтениях и запросах покупателей в отношении мобильных телефонов в первой половине 2004 года? Какие перемены можно отметить в покупательской среде во второй половине прошлого года и в текущем году? Павел Караулов: Наиболее очевидная тенденция для рынка мобильных телефонов в этом году смещение покупательских предпочтений и возможностей из низшей ценовой категории в среднюю. Прошлый год был отмечен повышенным интересом покупателей к техническим новшествам, которые предлагают производители телефонов. Например, наблюдалась явная доминанта цветных дисплеев, которую ощутили все. Возьмем такую модель, как Motorola C350. Это телефон, который был замечен всеми на российском рынке, и дал возможность вендору компании Motorola укрепить свои позиции в России. Если продолжить разговор о знаковых моделях, то можно выделить Samsung, производителя, представившего целый ряд перспективных моделей, среди которых С100 один из хитов рынка, на который до сих пор сохраняется большой спрос. Здесь факторами, обеспечившими телефону «народную любовь», стали не столько его функциональные особенности, сколько легкость, удобство, размер, качественный дисплей и невысокая цена. Удачно в концепцию этой модели вписались и промо-акции. Так, одна из наших акций, когда каждая покупка С100 сопровождалась подарком бесплатной фирменной гарнитурой, стала катализатором взрывного спроса на эту модель, который держится до сих пор. Samsung и в этом году представил множество интересных моделей, в том числе с выполненными по новой технологии дисплеями, которые по всем техническим характеристикам превосходят те, что мы видим у европейских производителей. У компании есть также хороший потенциал для работы в сегменте «Премиум», если будут учтены запросы покупателей на Bluetooth в мобильных телефонах.
Сергей Корнеев: Динамика регионального
|
Мобильная связь Украины: кто хозяин?
|
Казахстан: большой рынок без конкуренции
|
Белоруссия: мобильные войны
|