|
|
Павел Караулов: При определенных условиях конкуренция, ценовые войны как среди операторов, так и среди дилеров станут еще более острымиНа вопросы интернет-издания CNews.ru ответил партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. CNews.ru: Какие изменения произошли в предпочтениях и запросах покупателей в отношении мобильных телефонов в первой половине 2004 года? Какие перемены можно отметить в покупательской среде во второй половине прошлого года и в текущем году? Павел Караулов: Наиболее очевидная тенденция для рынка мобильных телефонов в этом году смещение покупательских предпочтений и возможностей из низшей ценовой категории в среднюю. Прошлый год был отмечен повышенным интересом покупателей к техническим новшествам, которые предлагают производители телефонов. Например, наблюдалась явная доминанта цветных дисплеев, которую ощутили все. Возьмем такую модель, как Motorola C350. Это телефон, который был замечен всеми на российском рынке, и дал возможность вендору компании Motorola укрепить свои позиции в России. Если продолжить разговор о знаковых моделях, то можно выделить Samsung, производителя, представившего целый ряд перспективных моделей, среди которых С100 один из хитов рынка, на который до сих пор сохраняется большой спрос. Здесь факторами, обеспечившими телефону «народную любовь», стали не столько его функциональные особенности, сколько легкость, удобство, размер, качественный дисплей и невысокая цена. Удачно в концепцию этой модели вписались и промо-акции. Так, одна из наших акций, когда каждая покупка С100 сопровождалась подарком бесплатной фирменной гарнитурой, стала катализатором взрывного спроса на эту модель, который держится до сих пор. Samsung и в этом году представил множество интересных моделей, в том числе с выполненными по новой технологии дисплеями, которые по всем техническим характеристикам превосходят те, что мы видим у европейских производителей. У компании есть также хороший потенциал для работы в сегменте «Премиум», если будут учтены запросы покупателей на Bluetooth в мобильных телефонах. Еще один «хит сезона» прошлого года SonyEricsson Т610 с хорошим базовым функционалом (камера, цветной дисплей, Java), удобной навигацией по меню при помощи джойстика, Bluetooth. Модель стала особенно популярна в тех городах, где доходы населения достаточно высоки (стоимость телефона $250 и выше). CNews.ru: Многие дилеры в последнее время стараются диверсифицировать свой бизнес, переходя от продаж собственно сотовых телефонов и аксессуаров к широкому кругу цифровых товаров. Как обстоят дела в вашей компании? Считаете ли вы необходимым расширять спектр товарных позиций? Павел Караулов: Мы считаем, что ключом к успеху будет мобильность и те современные цифровые технологии, которые позволяют ее поддерживать. Мы выбрали для себя этот алгоритм движения, и на техническом уровне предвосхитили те изменения, которые сегодня наблюдаются у ряда розничных дилеров. Мы понимаем, что перспектива в диверсификации, но не стремимся заработать деньги всеми доступными способами, продавая товары от мониторов до ноутбуков, которые пользуются бешеным спросом. Скорее, мы делаем разумный выбор в пользу тех покупателей, которых воспринимаем как нашу целевую аудиторию. Это образованные молодые люди, использующие как технику премиум-класса, так и самые последние технологические разработки. Наша задача помочь им сделать осознанный выбор. И в этом смысле существующая в салонах сотовой связи инфраструктура позволяет строить определенную гибкость в ассортиментной политике. Продажи сотовых телефонов носят консалтинговый характер. И если консультант действительно умеет продавать телефоны, то велика вероятность того, что он успешно освоит и другие инновационные цифровые устройства. CNews.ru: Как вы оцениваете свое присутствие на российском рынке дистрибуции, оптовой и розничной торговли сотовыми телефонами, оказания сервисных услуг? Каковы ваши конкурентные преимущества в этих сегментах рынка? Павел Караулов: Как у каждой серьезной компании, у нас, разумеется, есть собственная аналитика и оценки рынка. Но, наверно, будет более объективно привести данные независимых экспертов, оценивающих основных игроков на рынке. Так, агентство Mobile Review в феврале этого года по объему поставок и объему продаж оценило Divizion как № 1 среди дистрибьюторов сотовых телефонов в России. Эти данные основаны на их собственном независимом исследовании, на информации, полученной из регионов и от производителей. Наше основное конкурентное преимущество это наше стремление долго и успешно работать на этом рынке. В соответствии с этим строится наша маркетинговая политика, наши отношения с вендорами и партнерами. Их у нас сегодня свыше 200, это компании, расположенные в более чем 50 регионах России. Именно под них «заточены» все наши бизнес-процессы. Мы постоянно анализируем потребности наших партнеров и строим свою работу, исходя из их интересов. Так, для удобства наших партнеров и клиентов был создан B2B портал, расширяется внедрение технологий CRM, действует call-центр с бесплатным федеральным номером, есть возможность онлайнового заказа и оперативной доставки телефонов домой или в офис, реализуется «программа телепродаж» с массовой целевой рассылкой каталогов. CNews.ru: В настоящее время ведущие сотовые дилеры стремительно расширяют свое присутствие в регионах, что вызвано быстрым ростом спроса на мобильные телефоны в регионах и замедлением его в Москве. Какова стратегия регионального развития вашей компании, как она меняется со временем? Павел Караулов: Действительно, на сегодняшний день развитие в регионы является стратегическим направлением для многих сотовых дилеров. Сейчас в регионах уже есть тот фундамент, на основе которого можно строить и развивать бизнес. Регионы демонстрируют хорошую динамику продаж и думаю, эта ситуация сохранится и в ближайшем будущем. Один из параметров, который позволяет делать такие выводы, так называемый уровень проникновения мобильной связи. В Москве он составляет 70-75%, а в регионах колеблется от 17 до 40%. Таким образом, возможностей для роста более чем достаточно. Второй фактор любовь россиян, в отличие от жителей ряда консервативных западных стран, к новинкам и потребность получить их во что бы то ни стало. Это в определенной степени влияет на структуру платежеспособного спроса. Если раньше считалось, что российские регионы это плацдарм для продажи моделей «нижнего» ценового сегмента, и производители телефонов учитывали этот факт при формировании своего предложения, то сейчас эта тенденция меняется. Сейчас каждый производитель, борясь за долю рынка в штуках, обречен на производство новых моделей во всех ценовых категориях, от дешевых до «премиум». В силу «исторических» причин, компания Divizion всегда достаточно серьезно ориентировалась на регионы. Мы (своими силами и через партнерские сети) работаем, как я уже отмечал, в более чем 50 регионах России. В процентном соотношении региональный бизнес составляет от 70 до 80% бизнеса нашей компании, и эта доля будет только расширяться. Правда, если раньше бизнес Divizion базировался исключительно на оптовых продажах мобильных телефонов, то сейчас мы идем в розницу и собираемся увеличить число розничных точек в четыре раза (с 50 до 200-250) уже до конца текущего года. Стратегия регионального развития Divizion корректируется в соответствии с изменениями нашей бизнес-модели. От централизованных закупок и единой логистики мы движемся к модели, предполагающей большую свободу действий для наших региональных партнеров. Создаваемая нами сейчас мощная организационная инфраструктура включает маркетинговые мероприятия федерального масштаба, единую стратегию брендинга, общие информационные ресурсы, инструменты управленческого контроля и оперативного учета, сервисную поддержку. Все это должно существенно расширить возможности наших партнеров с точки зрения конкурентной борьбы в ужесточающихся рыночных условиях. С наступлением на регионы крупных сетевых структур, сопровождаемым ценовыми войнами, мы начали предлагать нашим региональным партнерам программу франчайзингового характера. Наши существующие и потенциальные партнеры могут работать с нами, сохраняя контрольные возможности в рамках своей структуры, но при этом получать те преимущества, которые имеет бренд федерального масштаба. Это и крупномасштабные промо-акции, и закупка только сертифицированного оборудования на наиболее интересных условиях, и маркетинговая поддержка как с нашей стороны, так и со стороны вендоров. CNews.ru: В чем специфика работы вдали от Москвы? Какие регионы требуют повышенного внимания именно сегодня, а какие потребуют его завтра? Какие из них в первую очередь входят в сферу бизнес-интересов компании? Павел Караулов: Вы употребили правильное слово «специфика», действительно, есть общие тенденции, а есть особенности отдельных регионов. К общим тенденциям относится, например, четкая зависимость повышения уровня проникновения мобильной связи от роста платежеспособности населения. Вместе с тем, в России платежеспособность это не определяющий фактор, поэтому мы стараемся ориентироваться скорее не на уровень доходов населения, а на уровень расходов. Конечно, проникновение сотовой связи в регионы сказывается на динамике продаж телефонов. Есть 4-5 регионов-лидеров с точки зрения общего объема рынка, но существенно больше регионов являются приоритетными с точки зрения динамики роста спроса/продаж. Мы считаем, что именно последняя категория регионов наиболее интересна и требует более пристального внимания. Помимо городов-миллионников, есть города, привлекательные с точки зрения готовности людей к покупкам, высокой заинтересованности, динамики покупок. Примеры можно привести разные: это и Калуга, и Южно-Сахалинск. Мы стремимся оценить каждый регион, в который приходим, с точки зрения перспективности бизнеса и разработать для него оптимальный план действий. CNews.ru: Какие формы сотрудничества вы практикуете с региональными партнерами, помимо уже упомянутых? Как складываются отношения с ними? Павел Караулов: Помимо франчайзинговой схемы, в разработке находятся несколько новых моделей бизнеса, которые мы пробуем с разными партнерами. Например, в тестировании находится традиционная модель курьерские дистрибьюторские доставки без формирования дистрибьюторского центра на местах. Сегодня мы также готовимся к созданию логистического центра на базе одного из наших партнеров. Этот проект сейчас находится в стадии тестирования, и в начале сентября мы сможем более подробно рассказать о нем. CNews.ru: Можете ли вы прокомментировать изменения во взаимодействии «сотовые операторы сотовые дилеры», произошедшие в 2004 году? Стало ли на рынке удобнее и легче работать после того, как фактически прекратилась практика премирования субдилеров за «мертвых» абонентов? Павел Караулов: Сегодня происходит сдвиг в сторону модели генерирования прибыльности компаний. Если раньше сотовый дилер был финансово заинтересован в том, чтобы продать контракт, то сейчас операторы прилагают определенные усилия, чтобы по максимуму сконцентрировать этот бизнес у себя. Конечно, это не может не сказываться на розничных сетях, ведь бизнес у операторов и дилерских сетей смежный. Эту ситуацию нельзя оценивать как однозначно позитивную или негативную. Скорее, следует говорить о новом этапе развития российского рынка сотовой связи. Первая волна спроса прошла. Если практика сохранения номеров при переходе от одного оператора к другому (о которой много говорят у нас, и которая на Западе уже является нормальной практикой) станет в России возможной, то цена переключения приблизится к нулю. Соответственно, конкуренция, ценовые войны как среди операторов, так и среди дилеров станут еще более острыми. Снижение комиссии должно повлечь за собой сокращение количества точек продаж (особенно тех, которые держатся на одном-единственном сотруднике) и укрупнение дилерских сетей. Я не думаю, что 2-3 сети смогут поглотить все остальные бизнесы, но укрупнение все-таки происходит существенное. Очевидно, что часть бизнеса уйдет в интернет. По данным аналитиков, в Москве онлайн-продажи сотовых телефонов составляют не менее 7% от общего объема продаж мобильников. Аппараты в Сети дешевле ведь интернет-магазинам не надо платить арендную плату за дорогие московские площади. Это ниша будет развиваться. Хороший потенциал развития в области продаж сотовых телефонов имеется также у сетей бытовой электроники. CNews.ru: Могли бы вы поделиться своим видением перспектив рынка продаж мобильных телефонов в нашей стране? Каковы точки роста этого рынка и рынка сотовой связи в ближайшей перспективе? Павел Караулов: По итогам второго квартала текущего года перспективы рынка не вызывают большого оптимизма. Хотя все вендоры держатся уверенно. Второй год подряд повторяется тот же сценарий: результаты второго квартала оказываются неутешительными, но они компенсируются продажами в третьем и четвертом кварталах. В прошлом году локомотивом продаж стали недорогие телефоны с цветным дисплеем, которые были представлены основными конкурентами Motorola и Samsung. Что станет этим двигателем в следующем году неизвестно. В свое время технология SMS в течение первого года существования в России практически не воспринималась потребителями, затем был резкий прирост пользователей услуги, который потянул за собой замену устаревших телефонов на новые. Сегодня можно говорить о потенциале ММS (хотя это не настолько радикальное новшество), но эта услуга будет сопровождаться обновлением модельного ряда у пользователей лишь при снижении цены на нее. CNews.ru: Спасибо. |