|
|
Дмитрий Довгань: Развитие сетей 2,5G и 3G требует нового подхода к тарификацииО возможностях, потребностях и задачах развития рынка сотовой связи в России в интервью CNews.ru рассказал Дмитрий Довгань, коммерческий директор компании «Восточный Ветер». CNews.ru: Рынок сотовой связи в России растет быстрыми темпами. Как на ваш взгляд меняются технологические задачи операторов и приоритеты в их работе? Дмитрий Довгань: На мой взгляд, задача у операторов была и остается одна предоставлять абонентам услуги связи во всем их многообразии. Однако рынок, как вы отметили, растет: все большее число россиян активно пользуется сотовой связью. Соответственно, нарастает и соперничество между провайдерами, обостряется борьба за клиента. Естественно, чем больше абонентов, тем сложнее поддерживать необходимые стандарты обслуживания. В таких условиях операторы должны помнить, что расширение абонентской базы не должно сказываться на качестве услуг. Но одного качества, конечно же, мало. Оно должно быть дополнено еще и разнообразием различных дополнительных сервисов, которые возможно организовать на базе беспроводной связи. Ведь сотовый телефон постепенно становится универсальным средством коммуникации, его возможности не ограничиваются только голосовой связью. Оператор должен проанализировать потребности и ожидания абонентов и предложить пользователям новые, интересные, а, главное, востребованные услуги. Решение этих задач потребует, конечно, значительных усилий от всех игроков сотового рынка. Но у российских компаний есть один существенный плюс у них перед глазами опыт европейских стран. Не секрет, что по сравнению с западом Россия несколько отстает в развитии сотовых услуг, но это, как ни парадоксально, наше преимущество мы можем, минуя стадию «проб и ошибок», применить уже существующие наработки, доказавшие свою эффективность. Использовать эту возможность или нет выбор каждого конкретного российского оператора. CNews.ru: Процент насыщения рынка услугами компаний сотовой связи в крупнейших регионах России сегодня достаточно высок. Как это отражается на конкуренции в целом и поиске операторами более эффективных способов привлечения и удержания абонентов? Дмитрий Довгань: По всей видимости, эпоха первоначального этапа насыщения сотового рынка действительно подошла к концу (хотя в большей степени это касается, конечно же, центральных регионов России). В этих условиях во многом меняются сами принципы работы операторов: раньше главная задача состояла в том, чтобы привлечь как можно больше абонентов, апеллируя к привлекательности мобильной связи как таковой. А основным средством борьбы с конкурентами было снижение тарифов, практика разовых или периодических скидок и бонусов. Но обстоятельства изменились. И операторы состязаются между собой не за количество новых подключений, а за удержание абонентов. Сегодня, когда темпы прироста абонентской базы замедлились, а абоненты практически «поделены» между операторами, традиционные способы конкуренции просто перестали работать. Что же еще может сделать оператор, чтобы, с одной стороны, удержать «своих» клиентов, а с другой, перетянуть к себе абонентов своих конкурентов? Остается только развивать систему тарифных планов, делая их все более удобными для абонентов, расширять диапазон предлагаемых услуг и всеми силами повышать уровень доверия клиентов к компании. Как этого достичь каждый оператор решает сам. Очевидно только, что ключ к успеху в решении вышеперечисленных задач лежит в умении и, главное, в желании использовать при внедрении того или иного тарифного плана или услуги аналитические и прогностические механизмы. В борьбе за лидерство, решающим фактором успеха будет планирование и оценка эффективности тех или иных действий оператора. Причем оценить эффект от внедрения, например, нового сервиса необходимо до самого факта внедрения это позволит избавиться от возможных негативных моментов и оперативно скорректировать планы. Со своей стороны, мы, как разработчики ПО для телекоммуникационного рынка, можем помочь оператору предложить продукты, на базе которых можно решать различные аналитические задачи, тем самым, обеспечив преимущество провайдерам на новом витке конкурентной борьбы. CNews.ru: В России мобильные операторы прогнозируют некоторый рост спроса на услуги мобильного доступа к интернету и значительное увеличение трафика от SMS-услуг. Эта ситуация как-то отражается на требованиях к аналитическому CRM? Дмитрий Довгань: Для своевременного реагирования на изменения спроса и построения моделей поведения клиентов используются, в первую очередь, «хранилища» данных с первичной клиентской информацией, поступающей из биллинговой системы и операторского центра в CRM-систему. При этом качество анализа напрямую зависит от полноты и достоверности хранимой информации в CRM-системе. По существу, независимо от состояния спроса на какие-либо услуги, основные требования относятся не столько к аналитическим возможностям системы, сколько к «глубине» интеграции и адаптации CRM-решения к биллинговой системе и другим системам front-офиса компании. В частности, биллинговая система является основным инструментом сбора и хранения информации об оказанных услугах. В связи с этим для своевременного реагирования на изменения спроса в CRM-системе необходимо оперативно учитывать все изменения, производимые в АСР, причём репликация и преобразование информации должно проводиться в реальном времени. CNews.ru: Какие возможности перед операторами связи открывает использование аналитического инструментария CRM? Дмитрий Довгань: Известно, что в подходе CRM основное внимание направлено на развитие и оптимизацию клиентского портфеля, с целью повысить доходность от существующей клиентской базы. Учитывая то, что рынок услуг связи является массовым, задачи аналитического CRM концентрируются на том, чтобы понять, каких клиентов стоит удерживать и стимулировать их покупательскую активность, а каких нет (ресурсы всегда ограничены, поэтому разумно использовать их наиболее продуктивно). CRM открывает возможности для оценки фактической и потенциальной ценности клиента для компании; позволяет, с позиции будущих покупок, определиться с критериями выделения перспективных клиентов. Например, в общем случае критерии полезности клиента основываются на том, как часто он заключает сделки с компанией на дополнительные услуги и как много тратит денег. Однако существуют и другие важные параметры, например, способность клиента оказывать влияние на других людей, степень возможности предоставления услуг его семье и ближайшему окружению и пр. Поэтому дифференциация клиентской базы в разрезе ценности клиента для компании требует очень тонкого подхода. Инструменты CRM дают оператору эту возможность, так как позволяют собирать и извлекать самую разнообразную и детальную информацию о клиентах. С другой стороны, не надо забывать, что основной целью маркетингового анализа остаётся поиск путей формирования прибыльных конкурентоспособных предложений на рынке. Аналитический CRM позволяет глубоко изучать потребности клиентов и создавать предложения, максимально адаптированные к этим индивидуальным интересам. Таким образом, CRM открывает перед компанией возможности точного понимания ожиданий абонентов и создания таких предложений и сервиса, которые обладали бы действительной ценностью в сознании клиентов компании и за которые они согласны были бы платить и оставаться клиентами. CNews.ru: В прошлом году федеральные операторы начали активную региональную экспансию. Какое влияние эта ситуация оказывает на продажи ваших продуктов? Дмитрий Довгань: Экспансия федеральных операторов в регионы вызвала заметное оживление на сотовом рынке России. Эта активность не могла не коснуться и наших заказчиков. Возьмем, например, такую категорию наших клиентов как региональные операторы. «Рывок» игроков «большой тройки» в регионы заставил многих из них задуматься о том, как в условиях неизбежного обострения конкуренции сохранить и укрепить лидирующие позиции в регионе. Качество предоставляемых услуг, широта покрытия и гибкая тарифная политика этими преимуществами региональные клиенты EastWind уже обладали. Однако операторы осознавали, что необходимо предложить абонентам и новые дополнительные услуги. Так как линейка продуктов EastWind включает в себя практически все самые современные системы Customer Care (абонентские сервисы), то многие операторы за счет инсталляции наших разработок смогли существенно разнообразить перечень оказываемых услуг. Например, в Пензенской области, где работает наш клиент компания «Пенза GSM», в конце 2003 г. начали предоставлять услуги сотовой связи «Мегафон» и «Билайн-GSM». Компания «Пенза GSM», следуя своей политике расширения спектра дополнительных услуг и стремясь закрепить свои преимущества на региональном рынке, приобрела у нашей компании ряд систем абонентского сервиса. Специалисты «Восточного Ветра» внедрили и запустили в эксплуатацию Центр обработки вызовов EastWind Contact Center. С его помощью оператор смог автоматизировать работу абонентского отдела и улучшить качество информационного обслуживания абонентов. Был установлен Центр вспомогательной передачи данных EastWind USSD, на базе которого «Пенза GSM» организовала для своих абонентов ряд интерактивных сервисов. Модернизация функционала SMS-центра (эта разработка EastWind работает у пензенского оператора около трех лет) позволила разнообразить перечень популярных SMS-услуг. Благодаря системам EastWind арсенал услуг оператора пополнился новыми сервисами, которые «работают» на конкурентоспособность и привлекательность компании в глазах абонентов. Аналогичных примеров за последний год было немало. Таким образом, изменения, произошедшие за это время на телекоммуникационном рынке, стимулировали многих наших клиентов развивать свои сети, в том числе и при помощи компании «Восточный Ветер». CNews.ru: А может ли вообще использование программного решения или комплекса решений обеспечить оператору серьезные конкурентные преимущества, сделать его лидером в своем регионе? Дмитрий Довгань: Этот вопрос очень интересный. Как эксплуатация программного продукта повлияет на деятельность оператора зависит от очень многих факторов: от возможностей самого продукта, от того, как эти возможности будут использованы оператором и т.д. Чтобы не вдаваться в пространные рассуждения, приведу конкретный пример работы нашей компании. В самом конце прошлого года мы заключили контракт с таджикской компанией стандарта GSM «Вавилон-Мобайл» на инсталляцию Платформы EastWind Billing & Customer Care. Мы предложили оператору решение, в состав которого вошли биллинговая система и комплекс систем абонентского сервиса. Следует отметить, что «Вавилон-Мобайл» молодая компания, на момент заключения договора она работала менее одного года. При этом конкуренция в Таджикистане довольно жесткая до прихода на сотовый рынок «Вавилон-Мобайл» услуги сотовой связи предоставляли в республике четыре оператора. Можно представить, как трудно было начинающей компании набирать абонентов, на равных конкурировать со своими более «взрослыми» коллегами. Однако, вскоре после ввода систем EastWind в эксплуатацию (март 2004 г.) произошел скачкообразный рост абонентской базы компании: если в марте 2004 г. абонентами «Вавилон-Мобайл» было менее 14 000 человек, то на конец мая в активе компании около 25000 абонентов. Для Таджикистана, где процент проникновения сотовой связи существенно ниже, чем в России, практически двукратное увеличение абонентской базы за неполных три месяца выглядит весьма внушительно. Уже сегодня компания «Вавилон-Мобайл» сравнялась по количеству клиентов с лидером сотового рынка Таджикистана компанией «МЛТ» (работает с 2001г.) и имеет все шансы занять первую позицию по абонентской базе среди мобильных операторов региона. Причина резкого роста абонентской базы «Вавилон-Мобайл» во многом связана с тем, что на базе решений EastWind оператор смог предоставить пользователям целый спектр разнообразных дополнительных услуг: SMS и USSD-сервисы, голосовая почта, информационно-справочные сервисы, возможность абонентского самообслуживания и др. Кроме того, внедрение интегрированной postpaid-prepaid АСР позволило оператору оперативно проводить все необходимые расчеты с абонентами и создать целый ряд новых тарифных планов, которые учитывали интересы различных пользователей. А гибкое сочетание авансовой и кредитных схем оплаты обеспечило возможность обслуживания различных категорий абонентов (от низкодоходных групп абонентов до корпоративных клиентов). Набор услуг, который развернула на базе своей сети компания «Вавилон-Мобайл», оказался для этого рынка совершенно новым. Во-первых, многие сервисы, такие как USSD и системы абонентского самообслуживания, раньше не предоставлял ни один таджикский сотовый оператор. Во-вторых, впервые местным абонентам была предложена не единичная, изолированная услуга, а целый комплекс взаимосвязанных сервисов. Какой можно сделать вывод? Компания предложила клиентам комплекс уникальных для этого рынка услуг и сразу завоевала признание абонентов. На мой взгляд, все вышеописанное отличный пример того, как технология, программа может стать движущей силой бизнеса: оператор использовал тот потенциал, которым обладают системы EastWind, и в итоге завоевал себе место на местном отраслевом рынке. Естественно, что внедрение и продвижение такого объема дополнительных сервисов потребовало от компании серьезных инвестиций. Осознавая, что бизнес необходимо развивать, компания «Вавилон-Мобайл» на эти расходы пошла. И практика показала, что все затраты окупились практически мгновенно. Сегодня оператор готов развиваться дальше: не так давно «Вавилон-Мобайл» заключил с нашей компанией еще два контракта: в скором времени у оператора начнут работу центр мультимедийных сообщений EastWind MMSC и система уведомления абонентов о пропущенных звонках EastWind Call Register. CNews.ru: Существует мнение, что российским разработчикам ПО сегодня нет смысла ориентироваться на отечественный рынок, так как решения о покупке систем порой принимаются «сгоряча» и необдуманно. Насколько это утверждение отражает действительность? Дмитрий Довгань: Последние несколько месяцев эта тема активно обсуждалась в СМИ. Появлялись очень категоричные высказывания, что отечественный рынок для российских производителей ПО потерян, что права наших разработчиков ущемляются в пользу иностранных и т.д. С моей точки зрения, подобные мнения чересчур категоричны: частный случай нельзя назвать тенденцией. Действительно, иногда возникают ситуации, когда причины, по которым выбирается поставщик ПО, не совсем объективны, и выбор оператора зависит не от фактических характеристик продукта, не от соотношения цена-качество, а, например, от решения учредителей или других внерыночных факторов. Но это, повторюсь, скорее частный случай. Все-таки главными критериями при выборе IT-продукта были и остаются надежность, функциональность, цена. То есть вполне объективные показатели. В любом случае, наша компания оставлять российский телекоммуникационный рынок не намерена, и мы уверены, что у разработчиков ПО еще очень много работы в России. «Восточный Ветер» активно работает с российскими операторами: мы продолжаем сотрудничество с теми компаниями, где уже были установлены наши решения, и приобретаем новых клиентов. К примеру, совсем недавно мы заключили контракт с одним из филиалов «ВолгаТелеком» на поставку систем EastWind для сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450. CNews.ru: Как можно оценить конкурентоспособность продукции российских IT-компаний по сравнению с западными аналогами? Дмитрий Довгань: Сегодня развитие ряда отечественных компаний, производящих IT-решения, достигло, по моему мнению, того уровня, когда программное обеспечение с лейблом «made in Russia» может вполне успешно конкурировать с зарубежным. Разработки российских компаний по всем характеристикам не уступают зарубежным аналогам и при этом имеют существенное преимущество по стоимости. Но здесь мы сталкиваемся с мифом, который, к сожалению, укоренился в сознании. Якобы российское ПО не конкурентоспособно на международном уровне. Преодолеть этот стереотип, я думаю, можно, и на это стоит потратить и силы, и время. Ведь компания, которая создает востребованный и покупаемый на мировом рынке программный продукт, не только развивает свой собственный бизнес и получает прибыль, но и способствует развитию страны в целом. Опыт работы нашей компании показывает, что разработки EastWind с успехом могут соперничать не только с российскими, но и зарубежными программными продуктами. Неоднократно мы сталкивались с ситуацией, когда участниками тендера на поставку систем для телекомов становились не только российские, но и зарубежные компании, и выбор был сделан в пользу российского «Восточного Ветра». CNews.ru: В каких направлениях, на ваш взгляд, будут развиваться требования операторов сотовой связи к ПО? Дмитрий Довгань: Думаю, что базовые требования к программному обеспечению будут оставаться теми же: надежность, развитая функциональность, гибкость, возможность масштабирования и т.д. То есть продукт должен быть качественным. С другой стороны, все вышеперечисленные критерии со временем будут становиться, вероятно, все более жесткими. Операторы постепенно осознают, что программные решения, которые обеспечивают предоставление услуг или осуществляют расчеты с абонентами эта база, фундамент развития. И если какое-либо из этих решений не работает или работает некорректно, то никакие рекламные и PR-акции не смогут покрыть ущерб. Особенно очевидным это становится, когда речь идет о таких серьезных системах как, например, биллинг или препейд. Еще один момент, о котором всегда следует помнить разработчикам программных продуктов, заключается в необходимости оперативно реагировать на инициативы оператора или даже предвосхищать такие инициативы. Телекоммуникационный рынок, как часть IT-отрасли, развивается ускоренными темпами. И производители должны этим темпам соответствовать и предлагать оператору продукцию, созданную с учетом последних достижений прогресса. Возможно, это звучит несколько пафосно, но это факт развитие не должно останавливаться. В самих принципах функционирования, в технологии сотовой связи заложено огромное количество возможностей, векторов развития. Часть этих возможностей уже используется. Но многие направления остаются еще terra incognita. Я думаю, оператор вправе ожидать от IT-производителей решений, которые позволят реализовать весь потенциал такого вида связи, как мобильные коммуникации. Если говорить о вещах более конкретных, то одним из наиболее важных направлений развития мобильных коммуникаций в недалеком будущем станет, безусловно, развертывание сетей следующих поколений. Естественно, что эти сети должны быть оснащены соответствующей инфраструктурой именно этого потребуют (или даже уже требуют) от разработчиков ПО операторы. Развитие сетей 2,5G и 3G ставит перед производителями ряд серьезных задач. Во-первых, передача данных главное из заявленных преимуществ 3G требует нового подхода к тарификации. В отличие от повременной оплаты голосовых услуг в сетях с передачей данных может применяться тарификация в зависимости целого комплекса параметров (объем передаваемых данных, направление передачи данных, тип и ценность контента, число транзакций и т.д.). Соответственно, системы расчетов (биллинговые системы) должны «научиться» поддерживать такую разноплановую тарификацию. Во-вторых, принципиальное отличие технологии третьего поколения от предыдущих возможность обеспечить весь спектр современных услуг: передачу речи, работу в режиме коммутации каналов и коммутации пакетов взаимодействие с приложениями Internet, симметричную и асимметричную передачу информации с высоким качеством связи. А значит, необходимы соответствующие программные приложения, которые смогут обеспечить использование таких сервисов. Конечно, все эти задачи достаточно сложные, и не ограничиваются теми, о которых я рассказал. Но, вместе с тем, они вполне решаемы. Мы убеждаемся в этом на собственном опыте. К примеру, в настоящее время в кыргызской компании «АкТел» (стандарт CDMA 2000 1Х) ведутся работы по запуску Платформы EastWind Billing& Customer Care, и все требования заказчика нашей компанией будут выполнены. CNews.ru: Спасибо. |