|
|
Музыка всколыхнет рынок услуг для мобильниковСодержание:
Неголосовые сервисы в России: расширяющееся многообразие Падение среднего дохода с одного абонента, получаемого от предоставления основной услуги в сетях сотовых операторов, заставляет последних искать пути повышения доходности. Все больше внимания уделяется развитию дополнительных услуг, вклад которых в совокупный объем продаж компаний уже сегодня составляет до 15%. Но рынок консервативен. Львиная доля доходов сотовых операторов от неголосовых услуг образуется благодаря сервисам на основе коротких сообщений (SMS). В ближайшее время ситуация должна измениться большие надежды связаны с рынком Неголосовые сервисы в России: расширяющееся многообразие Не связанные с голосовыми услугами дополнительные сервисы в сетях сотовых операторов довольно разнообразны, но их классификация носит весьма условный характер. Помимо основного набора услуг местной, междугородней и международной мобильной телефонной связи, разнообразных механизмов управления счетом, подключением и отключением услуг, переключения между тарифными планами и прочими сервисами, ставшими уже стандартными, абонентам сотовых сетей предлагают все больше новых услуг. Абонентам « Дополнительные сервисы в сетях региональных операторов, не входящих в «большую тройку», не так разнообразны, но, порой, весьма перспективны. Известен, например, проект SimMP, стартовавший в Новосибирске, который позволяет осуществлять платежи за услуги и товары с помощью мобильника. Мобильный интернет пока в режиме ожидания Большие надежды сотовых операторов Вряд ли можно предполагать, что развитие этого сегмента сотового рынка сдерживают высокие цены на трафик (в Западной Европе, например, они на порядок выше), хотя за удобство мобильного доступа в Сеть приходится платить в несколько раз больше, чем в случае коммутируемого доступа по телефонной сети. Например, У технологии GPRS есть существенный недостаток негарантированная скорость загрузки трафика. И если частные абоненты могут просто мириться с этой проблемой, то для серьезных корпоративных заказчиков такое положение вещей просто неприемлемо. В то же время корпоративный сектор многие операторы рассматривают в качестве основной целевой группы потребителей услуг на базе пакетной передачи данных в Тем не менее, мобильный интернет завоевывает признание, и число пользователей GPRS растет. В настоящее время в сети «Би Лайн» зарегистрировано более 350 тысяч пользователей, которые получают доступ в интернет или к Продолжается запуск Не отстает от конкурента и «МегаФон». В начале мая этот оператор запустил в коммерческую эксплуатацию услуги на базе GPRS в Сибири; в конце июня в Карелии. Другой оператор МТС занимает более осторожную позицию, по сравнению с конкурентами, в вопросах всероссийского охвата пользователей услугами на базе GPRS. Внедрение GPRS на всей федеральной сети МТС требует слишком больших затрат для компании, особенно с учетом числа присоединенных и «дочерних» компаний. Поэтому доходы от таких услуг передачи данных вряд ли в обозримом будущем компенсируют затраты на модернизацию многочисленных сетей. Поэтому МТС не спешит обеспечивать небогатую провинцию мобильным интернетом. Тем не менее, под натиском конкурентов оператор просто обязан расширять свою Относительно недавно « MMS пока интересует немногих Пересылка фотографий и другого мультимедийного контента в сетях сотовых операторов рекламируемся уже давно, однако особых успехов здесь пока нет (см. также «Статистика и прогнозы»). По данным «Вымпелкома» на 20 мая текущего, 2004 г. число пользователей MMS в сети «Би Лайн GSM» превысило 80 тысяч человек. Они пересылают примерно 300 тыс. Какой тип Источник: ИА MPORT В «ВымпелКоме» надеются, что в долгосрочной перспективе произойдет выравнивание количества пользователей MMS и SMS. Последние, на данный момент, составляют 7080% всей абонентской базы «Вымпелкома» и «Мегафона» и приносят 45% и 6570% от общей суммы доходов, получаемых компаниями от предоставления дополнительных услуг, соответственно. При этом сервисы на базе SMS продолжают развиваться. Так, с 25 марта в сети Повысить поступления от К запуску услуг GPRS/MMS приступили и региональные операторы, не входящие в «большую тройку». Так, с 10 марта в коммерческую эксплуатацию технологии GPRS и MMS запустил оператор мобильной связи «Нижегородская сотовая связь» (НСС), который является 100% дочкой компании «ВолгаТелеком». Лидерство по ширине зоны охвата GPRS в России принадлежит «Вымпелкому». Услуги на базе этой технологии предоставляются в 55 регионах страны, где пользователям доступны услуги внутрисетевого GPRS и MMS роуминга. «Би Лайн» также лидирует по количеству стран Продвигать технологию MMS намерена и компания МТТ она разворачивает на своей транзитной сети центр обработки Мобильное позиционирование в России: один в поле воин В России услуги, основанные на мобильном позиционировании, пока доступны только абонентам «Мегафона» в Москве и У « Подобные сервисы предоставляют, конечно, и крупнейшие сотовые операторы в мире. Так, британский оператор связи Vodafone предлагает услуги точного определения местоположения в рамках своего пакета Live. Подобный сервис доступен и абонентам других европейских операторов французского Orange, шведского TeliaSonera и China Mobile. Но даже они не способны порадовать своих инвесторов хорошей отдачей по оценкам британской компании Concise Insight, оказывающей консалтинговые услуги в сфере телекоммуникаций, доходы от данного сервиса пока не превышают 0,2% в общем объеме выручки операторов, хотя потенциал роста у данного рынка имеется. Услуга определения точного местоположения очень популярна в Северной Европе. Крупнейшие операторы США VoiceStream, Nextel, Sprint, Verizon, AT&T Wireless, Cingular, в настоящее время также внедрили системы определения местоположения своих абонентов. Оплата товаров и услуг: неадекватные ожидания Многообещающим выглядит проект SimMP система мобильных платежей, позволяющая оплачивать товары и услуги со счета в банке при помощи мобильного телефона. Речь идет об оплате телефонных счетов (в том числе и сотовых операторов), коммунальных платежей, оплаты услуг Для того, чтобы воспользоваться сервисом SimMP, необходимо иметь рекомендованную модель сотового телефона (список довольно обширный), специальную «Чтобы узнать, какие банки и мобильные операторы обслуживают мобильные платежи в вашем городе, выберите город из списка в меню», мы воспользовались этой рекомендацией и выяснили, что данный сервис, который планируется распространить на всю Россию, в настоящее время, похоже, известен далеко не во всех городах, указанных на сайте. Так, контрольный звонок в рязанский ПриоВнешторгбанк, который указан в качестве На днях «Вымпелком» совместно с АКБ «Росбанк» и международной платежной системой Visa выпустили новый потребительский продукт кредитную банковскую карту Корпоративные программы Корпоративный заказчик всегда был лакомым кусочком для операторов сотовой связи и объектом их пристального внимания. Среди сервисов, рассчитанных на офисных работников, стоит отметить, к примеру, совместный проект «Мобильный офис» сети мобильной связи ОАО « Что нового в родном отечестве? Рынок услуг в сетях сотовой связи активно развивается, счет идет на месяцы. Весной и летом текущего года с момента публикации на CNews материалов о мобильных услугах как в мире, так и в нашей стране появились новые. Им посвящен наш материал. MMS: расширение границ С 6 июля наконец открылся обмен MMS между московскими сетями «МегаФон» и «Би Лайн». Этот сервис доступен всем абонентам «Би Лайн GSM» в 58 регионах независимо от формы оплаты, будь то кредитная, аванс или «Би+». Накануне лета, 20 мая для абонентов «Би Лайн» в Московской лицензионной зоне, при содействии компании ООО «Фотолюкс» (товарный знак «ZOOMZOOM»), запущена новая услуга ZoomZoom. Она позволяет абонентам сотовой связи распечатывать на профессиональной аппаратуре фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона. В основе нового сервиса лежит технология передачи мультимедийных сообщений MMS. Для того, чтобы воспользоваться услугой, абоненту «Би Лайн» необходимо отправить фотографию, сделанную с помощью мобильного телефона, на специальный номер, после чего ее можно забрать в распечатанном виде в одном из салонов «Мобайл Центра» или «ZOOMZOOM». Все присланные на этот номер Личное радио пока не в России Японская корпорация Sony объявила в марте о запуске первой в мире службы «личного радио» для пользователей мобильных телефонов. Эта служба стала функционировать в апреле в Финляндии (оператор TeliaSonera). По словам представителей Sony, ее конкуренты в Японии и США NTT DoCoMo Sprint предлагают лишь обычное радио, где песни на свое усмотрение ставят диджеи. В Европе примерно На финских испытаниях основной целевой аудиторией выбраны представители взрослого поколения, поскольку они, в основном, склонны создавать собственный музыкальный канал. Клиенты новой службы могут настраивать предлагаемый им поток музыки посредством простого нажатия на кнопку, в зависимости от того, нравится песня или нет. Сервис, предлагаемый Sony, совместим с современными мультимедийными сотовыми аппаратами на платформе операционной системы Symbian от таких производителей, как Nokia, Siemens, Sony Ericsson и Sendo. Музыка передается через Телевидение и видеоконференцсвязь на сотовом: вчера, сегодня, завтра Ведущие российские сотовые операторы продвигали «сотовое телевидение» еще на прошлогодней выставке « « На момент начала коммерческой эксплуатации планируется транслировать несколько телеканалов познавательный « Другие операторы также помышляют о предоставлении подобного вида услуг, однако намерены реализовывать их на базе других, более широкополосных технологий, чем GPRS («Вымпелком»), либо производить трансляцию видеоклипов, но не в режиме реального времени (МТС). Отсутствие же подобных сервисов в сети «Скайлинк» объясняется, в частности, отсутствием на рынке телефонов, способных поддерживать эту функцию. В то же время в Японии подписан контракт между компаниями SKY Perfect Communications и NTT DoCoMo. В должны быть интегрированы сети крупнейшего японского сотового оператора 3G FOMA и SKY PerfecTV, поставщика телевизионного и Тем временем, крупнейший скандинавский телекоммуникационных оператор TeliaSonera, обслуживающий магистральную сеть передачи данных, начал предлагать операторам сотовой связи сервис под названием TeliaSonera 64K Clear Channel, предназначенный для проведения видеоконференций с высоким качеством связи на мобильных устройствах. В настоящее время этот сервис доступен в 38 странах, в дальнейшем ожидается расширение сферы его действия по мере возрастания спроса. В разработке сервиса принял участие ряд ведущих европейских операторов мобильной связи. Безопасная связь для конфиденциального общения На выставке « Повышение уровня безопасности разговоров стало возможно благодаря разработке специалистами ФГУП НТЦ «Атлас» специализированного сотового телефона « В сети «Мегафон» стоимость разговора в защищенном режиме соответствует тарификации для голосовой связи в выбранном тарифном плане. Однако « Носителем ключевой информации в телефоне является так называемая «российская интеллектуальная карта РИК», а время криптографической синхронизации составляет около 5 секунд. Как утверждают в «Мегафоне», при использовании защищенной связи абонент пользуется оптимальной маршрутизацией трафика. Впоследствии можно получить приоритеты в соединении и возможность интеграции с корпоративными сетями телефонной связи корпоративных пользователей. Безусловно, всем абонентам следует учитывать и то, что благодаря СОРМ, все переговоры даже по этому телефону будут доступны правоохранительным органам. «Мегафон» планировал начать предоставление этой услуги накануне летнего сезона. Определение местоположения Совместный проект «ГдеЯ.ру» московской Доступ к системе автоматического позиционирования осуществляется с В 3 квартале этого года ожидается запуск в коммерческую эксплуатацию услуги « «У них» Пока власти России решают, подсудным ли делом является использование простыми гражданами GPS, у спутниковых систем позиционирования появился еще один конкурент. Разработанная в Великобритании технология позволяет не заблудиться в незнакомом городе и проложить маршрут без помощи спутника и карты: достаточно послать на сервер фотоснимок, сделанный, к примеру, камерой мобильного телефона и тут же получить исчерпывающий ответ. Как пишет New Scientist, сердцевина новой технологии программное обеспечение, способное распознавать изображения. Сотрудники Кембриджского университета Роберто Киполла (Roberto Cipolla) и Дункан Робертсон (Duncan Robertson) разработали программу, позволяющую определять место, откуда был сделан снимок, по изображениям зданий. Для этого посланная абонентом сервиса фотография сравнивается с изображениями, имеющимися в базе данных, а затем с помощью трехмерной модели городских строений определяется местоположение точки съемки. При этом, по уверениям разработчиков, достигается точность меньше метра. Обычный недорогой Работает технология следующим образом. Первым делом на изображении выделяются горизонтальные и вертикальные линии. Затем производится его геометрическая коррекция, так чтобы все вертикальные и все горизонтальные линии были бы параллельны между собой. После геометрического преобразования программа выделяет характерные объекты, определяет их цвет и яркость. С их помощью по базе данных идентифицируется попавшее в кадр здание для ускорения поиска грубая привязка осуществляется по номеру базовой станции сотовой сети, через которую был прислан снимок. На финальном этапе определяется точное местоположение и ориентация аппарата в момент съемки для этого производится сравнение снимка, переданного абонентом, до трансформации и после. Возможности системы распознавания изображений позволяют идентифицировать объект на снимке, даже если он сделан в иное время суток, чем эталонный, и под иным углом, а также выделить из него посторонние «шумы», такие как попавшие в кадр пешеходы или автомобили. Одно из важных достоинств новой технологии ее дружественный интерфейс. Новая методика позиционирования, очевидно не являясь панацеей, позволит эффективно дополнить уже действующие системы определения местоположения как раз там, где они малоэффективны (на узких улочках старинных городов, к примеру). Изобретатели с оптимизмом смотрят в будущее и уже получили средства на создание прототипа, охватывающего весь исторический центр Кембриджа. Правда, коммерческая востребованность системы вызывает сомнения. Непонятно, готовы ли платить владельцы мобильных телефонов с фотокамерами за подобную услугу и, если да, то сколько. Источник: CNews Интеллектуальные мобильные услуги России Одна из тенденций современного рынка мобильной связи появление в сотовых сетях так называемых интеллектуальных услуг4, хорошо знакомых пользователям фиксированных телефонов. Здесь стоит отметить, пожалуй, пионера того рода сервисов компанию Countrycom, которая продвигает в партнерстве с «МегаФоном» и «ВымпелКомом» услуги под брэндом «Алло, Инкогнито». В частности, «Инкогнито Номер» представляет собой виртуальный московский или федеральный телефонный номер в комплекте с Стоимость сервисов нельзя назвать маленькой. Например, подключение по тарифному плану «Стартовый» в «Интеллектуальном офисе» стоит $350 (здесь и далее без НДС), ежемесячная абонентская плата $35. Трафик оплачивается отдельно 3,5 цента за каждую минуту местных вызовов, 1429 центов за межгород и от $0,31 до $1 за минуту связи с дальним зарубежьем. При этом важно отметить, что стоимость минуты разговора на стационарное направление равна стоимости минуты разговора на мобильное направление (кроме России). По мнению организаторов, услуги «Алло, Инкогнито» помогают сэкономить до 70% расходов на связь за счет того, что клиенты рациональнее пользуются телефонами. Например, отключают мобильный, когда сидят рядом с офисным телефоном, не боясь при этом потерять мобильные звонки. Мировой опыт свидетельствует, что доход операторов от предоставления интеллектуальных услуг на одного абонента постепенно увеличивается и, как полагают аналитики, к середине 2004 г. на эти услуги в мире придется от 10% до 17% всех доходов. Но самыми актуальными остаются приложения, позволяющие наблюдать объекты удаленно и проводить мониторинг автомобильного трафика в режиме реального времени. Мобильный переводчик Компания ПРОМТ, разработчик систем автоматизированного перевода, и ОАО «ВымпелКом» сообщили о запуске сервиса «Мобильный переводчик» для абонентов сотовой связи «Би Лайн GSM» на всей территории России. Схема работы сервиса проста: абонент посылает на номер сервиса Мобильные приветствия и алиби по требованию Неверные супруги и ленивые работники получили в свое распоряжение весьма убедительное «звуковое алиби». Немецкая компания Simeda изобрела специальное приложение для мобильников, которое может проигрывать различные фоновые звуки во время разговора. >В бесплатной«Вы проспали на работу и хотите, чтобы ваш начальник думал, что вы застряли в пробке? спрашивают разработчики SounderCover. Выберите в меню звук автомобильной пробки и позвоните ему из своей комнаты». Кроме того, чтобы избавиться от нежелательного собеседника, можно через 15 секунд после начала разговора включить звук звонящего телефона и повесить трубку, извинившись, ведь вам необходимо ответить на другой звонок. Пока новая программа работает лишь с некоторыми моделями телефонов Nokia. Однако, по словам представителей компании Simeda, уже скоро появятся версии и для других моделей трубок. Тем временем, в марте у абонентов «Би Лайн GSM» Москвы и Московской области появилась возможность сделать приветствие «Голосовой почты» в виде забавного обращения, записанного профессиональными актерами. Новая услуга носит название «Прикольные автоответчики» и доступна всем, кто уже пользуется «Голосовой почтой» или «Голосовой почтой (Бизнес)». Подключение к интеллектуальным сетям, На выставке «СвязьЭкспокомм-2004» компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» демонстрировала решения, предназначенные для ускоренного развития отечественного рынка дополнительных услуг связи. Использование этих решений операторами связи, контент- и Кроме того, на « Тем временем, система электронных платежей Assist представила новую услугу для владельцев банковских карт сервис Статистика и прогнозы только хорошее Пожалуй, самым «инновационным» среди «большой тройки» оператором с точки зрения внедрения и экспериментирования с новыми сервисами является «МегаФон». Это и понятно компании, которая появилась на сотовом рынке совсем недавно, приходится придумывать Что касается других компаний, то они относятся к нововведениям В регионах неголосовые услуги далеко не так развиты, как в Москве и Это не «технофобия», утверждает NOP. 83% опрошенных знают, как отправлять MMS, но не хотят этого делать. Из тех, кто все же пользуется такой услугой, 78% отправляют фотографии родным и друзьям. Музыкой посредством MMS меняются только 27% пользователей. Как считает Джерома Меньер (Jerome Meniere), основатель фирмы улучшения качества цифрового фото DO Labs, причина непопулярности MMS в Европе низкое качество фотоснимков, уступающих самым дешевым цифровым фотокамерам. Здесь определенные надежды возлагаются на мобильные телефоны с 3-мегапиксельными камерами, и первые ласточки уже появились, но пока лишь на азиатском рынке. Возможно, показатель прибыли от MMS спасет спорт: в Азии количество мультимедийных сообщений резко выросло в 2002 году в ходе Чемпионата мира по футболу. Европу ждут Олимпийские игры, и не так давно завершился чемпионат по футболу Euro 2004, как ожидают с хорошими Впрочем, далеко не все аналитики согласны с тем, что технология MMS «не пошла» в Европе. Так, согласно докладу Ассоциации мобильных данных Великобритании (MDA), в течение 1 квартала 2004 г. в стране был отмечен резкий рост количества мобильных устройств с возможностью GPRS и MMS. В активном использовании находится 16,5 млн. аппаратов с этим стандартом 2,5 поколения, или 35% от общего числа используемых телефонов, а мультимедийные сообщения может посылать почти каждый четвертый абонент британских сотовых сетей (таковых насчитывается 24%). MMS аппараты носят 11 млн. человек. По словам авторов ежегодного доклада по GPRS и MMS, этот год обещает большой рост использования указанных технологий. В то же время с новой технологией MMS связано немало скандалов, самый громкий из которых, пожалуй, это использование и обнародование снимков пыток пленных иракцев военнослужащими армии США. Предполагается, что скандальные фотографии были сделаны с помощью мобильных телефонов с цифровыми камерами, которые впоследствии были запрещены шефом Пентагона на объектах армии США в Ираке. И все же прогнозы аналитиков относительно новых услуг в сетях операторов мобильной связи как всегда оптимистичны. В такой ситуации в выигрыше окажутся и поставщики контента компания ARC пишет в своем докладе, что рынок видеоконтента для мобильных телефонов и портативных компьютеров к 2008 году достигнет оборота $5,4 млрд. Действительно, за последние полгода активность на рынке заметно увеличилась: появились новые технологии, услуги и контракты. Недавно были подписаны партнерские соглашения между гигантами сотовой связи и видеорынка: Vodafone и Warner Brothers Entertainment, Mobilkom Austria и CNN, 3 Sweden и Endemol/Kanal. Для создания необходимой среды в кругах пользователей, 3 Проблемы для роста рынка лежат в сфере в доступности трубок с видеофункциями и отсутствии единых стандартов. ARC считает, что к 2006 году они будут решены: появятся более дешевые и менее энергопотребляющие телефоны с улучшенными камерами и дисплеями высокого разрешения. До 2005 года включительно рынок будет слегка разгоняться, а к 2008 году в мире будет насчитываться 250 млн. пользователей различных видеоуслуг. Самыми популярными будут видеосообщения. В 2003 году ими пользовались 5,1 млн. человек в Японии. В Европе со становлением MMS как основного способа обмена сообщениями, будут развиваться телефоны с видеофункциями. Вторым по популярности станет загрузка видеосообщений, это продлится до 2005 года, после чего на второе место станет просмотр видеопотоков. Видеотелефония, по прогнозам ARC, будет расти взрывными темпами с 1,3 млн. пользователей в 2003-м году до 90 млн. в 2008-м. Это услуга исключительно для 3 Большие надежды игроков рынка связаны с реализацией концепций «Умный дом» и «Телемедицина». Например, южнокорейский оператор мобильной связи SK Telecom планирует выпустить на рынок домашнего сторожевого робота с возможностью управления через мобильный телефон. «Сервис домашней сети» представляет собой улучшенную версию варианта слежения за домом с телефона: если прежняя версия позволяла получать Ближайшие перспективы включают развитие рынка Не умолкают разговоры о перспективах мобильной коммерции. Исследование, проведенное агентством Telecom Trends International, показало, что она имеет блестящие перспективы. Сейчас мобильная коммерция основывается главным образом на продаже цифрового контента, но в дальнейшем ожидается расширение сферы деятельности предпринимателей. Согласно результатам исследования, в 2003 году к услугам мобильной коммерции прибегло 94,9 млн. человек, потративших в общей сложности $6,86 млрд. Ожидается, что к 2008 году число участников систем мобильной коммерции вырастет до 1,67 млрд, а совокупный оборот этой отрасли составит к этому времени $554,37 млрд. Прогресс в области мобильной коммерции неразрывно связан с развитием сетей, работающих с пакетами данных, доступностью устройств, работающих с расширенными данными, и появлением разнообразных приложений для мобильной торговли, отмечается в докладе Telecom Trends International. Что касается новых трубок, поддерживающих такие сервисы, то в этом направлении движется японский оператор NTT DoCoMo, который анонсировал выпуск мобильных Дополнительные сервисы в сотовых сетях прогнозы на 2008 г.
Источник: CNews Analytics Виталий Солонин / CNews Analytics
|