|
|
Сотовики делят УралСодержание:
Характеристика телекоммуникационного рынка Прирост абонентов сотовой связи в крупных городах уменьшился, и многие операторы делают ставки на регионы. Потенциал рынка сотовой связи Урала оценивается экспертами как очень высокий. По прогнозам к концу 2004 года абонентская база может вырасти вдвое по сравнению с 2003 годом. Однако работа здесь имеет свои тонкости и особенности. Характеристика телекоммуникационного рынка В состав укрупненного Уральского макрорегиона входят: Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Тюменская, Кировская области, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), республика Коми, республика Удмуртия. Уральский макрорегион характеризуется жестким уровнем конкуренции на рынке мобильной связи. Здесь работают 5 крупных конкурирующих операторов мобильной связи, федеральных и местных:
Кроме того, функционирует несколько операторов, обладающих неширокой абонентской базой (ЧСС, Сотел, TELE 2, «Парма Мобайл»). Агрессивное поведение участников «большой тройки» и крупной региональной компании «Уралсвязьинформ» способствует существенному увеличению динамики прироста абонентской базы региона. Прирост абонентской базы и проникновение мобильной связи (регионы)
Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru По результатам первого полугодия текущего, 2004 г. темп прироста абонентской базы в годовом выражении составляет 46%. Прирост абонентской базы и проникновение мобильной связи (операторы)
Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru В целом в регионе зафиксировано наличие высокого платежеспособного спроса на услуги связи, а также значительный нереализованный потенциал проникновения сотовой связи, что особенно касается областных городов второго уровня (города с населением от 50000 человек в Уральском регионе, и от 30000 человек на северных территориях ХМАО, ЯНАО). Уровень проникновения сотовой связи в Уральском макрорегионе Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Уровень проникновения сотовой связи на все население региона 23% (в начале 2003 г. процент проникновения составлял 6%, в начале 2004 г. 16%). Уровень проникновения сотовой связи на 1 июня 2004 (по регионам)
Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Расходы абонентов и характеристика абонентской базы Среднее ARPU на различных территориях укрупненного Уральского региона колеблется в пределах $13-26. Среднее MOU колеблется в пределах 80-240 минут. Эти показатели выше в крупных городах (столицы отдельных областей и высокодоходные северные территории) Уральского макрорегиона (ARPU в пределах $15-29, MOU в пределах 100-250 минут), однако потенциал «средних абонентов» большинства крупных городов близок к исчерпанию, существенный резерв «средних абонентов» еще остается в городах второго уровня, на работу с которыми сейчас направлены основные маркетинговые усилия операторов; основная потенциальная база «легких абонентов» будет «вымыта» операторами (при нынешней агрессивной стратегии операторов) до середины 2005 г. Характеристика абонентской базы Абонентская база укрупненного Уральского региона на 1 июня 2004 г. составила 4.560.000 человек городского населения. Динамика прироста абонентской базы в макрорегионе, тыс. чел. Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Потенциальная абонентская база (по зафиксированным намерениям населения) до конца 2004 г. (реально-потенциальные абоненты) составляет около 1.320.00 человек. Условно потенциальная абонентская база (намерены стать абонентами, но не определились по времени подключения) составляет около 900.000 человек. В целом потенциал рынка укрупненного Уральского региона, в соответствии с заявленными намерениями жителей региона составит около 2.200.000 человек. До конца 2004 г. в макрорегионе останется не более трети городского населения от 16-60 лет, не имеющего сотового телефона, основная абонентская база будет сосредоточена в столицах областей и округов и вторых городах региона, причем ожидается перераспределение сегментного веса столичных и областных городов в пользу последних. В конце 2003 года совокупный потенциал рынка спроса (в соответствии с намерениями жителей региона на конец 2003 г.) измерялся цифрой 8% (намеренных стать абонентами до конца 2004 г.), и еще 6% рассматривали возможность стать абонентами при повышении уровня жизни (условно-потенциальные абоненты). В 2004 г. количество реально-потенциальных абонентов 15%, условно-потенциальных 8%. При сравнении данных 2003 и 2004 гг., очевидно, что в 2004 г. жители региона уже не планируют приобретение сотового телефона более, чем на квартал вперед (как правило, срок принятия решения еще меньше: когда приходит понимание стабильности выплачиваемой заработной платы, решение принимается за неделю две). Услуга «сотовая связь» в сегодняшних условиях переходит из категории товаров планового спроса в категорию товаров спонтанного спроса. Принимая во внимание изменение механизмов мотивации и покупательского поведения жителей региона, потенциал 2005 г. целесообразно учитывать как ресурс 2004 г.
Таким образом, потенциал рынка укрупненного Уральского региона до конца 2004 года, с учетом изменившегося покупательского поведения населения и анализа динамики подключений к операторам региона, составит около 3.500.000 человек. Фактически, за 2004 г. абонентская база региона может вырасти вдвое. Абонентская база: структура и расходы абонентов Структура абонентской базы Процент прироста реальной абонентской базы за первое полугодие 2003 г. составил 81%, в целом за 2003 г. процент прироста составил 133%. Количество абонентов в 2003 г. увеличилось на 2 млн. человек. Состав реальной абонентской базы укрупненного Уральского региона следующий:
В регионах состав абонентской базы в регионах по категориям абонентов отражен в диаграмме (см. ниже). Состав абонентской базы в регионах по категориям абонентов, 2004 год Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Расходы абонентов на сотовую связь Средние расходы абонента на сотовую связь в месяц в макрорегионе в начале 2004 года составляли около $20. При этом минимальные средние расходы на сотовую связь наблюдаются в Республике Удмуртия ($13), максимальные в Ханты-Мансийском автономном округе ($26). Средние расходы абонента на сотовую связь(ARPU) в 2004 г. ($ в месяц по регионам) Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Структура рынка и уровень миграции Отток абонентов (уровень миграции) В целом по Уральскому макрорегиону уровень миграции на 1 июня 2004 г. (с 1 июня 2003 г.) составил 24%. Уровень миграции по операторам
Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Основная миграция в регионе идет между федеральными операторами (МТС Мегафон) и крупными региональными игроками (дочерние компании «Уралсвязьинформ»: ПСС GSM (Пермь); ЮУСТ (Челябинск); «Ермак» (Тюменская область, включая ХМАО и ЯНАО); «Тюмень русском» (Тюменская область)). В Свердловской области в процесс миграции включен оператор «МОТИВ» (ЕСС). На северных территориях региона (ХМАО, ЯНАО) основные потоки миграции идут между операторами «Ермак» (УСИ) и «Мегафон». Структура рынка Доли рынка операторов на рынке сотовой связи по числу абонентов в макрорегионе, (%)
Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Доли рынка операторов связи Уральского макрорегиона Источник: «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург), специально для CNews.ru Видно, что столичные операторы увеличивают свое присутствие в регионе за счет региональных операторов «Маркетинг-Бюро»1 1Компания «Маркетинг-Бюро» (г. Екатеринбург) работает на рынке связи с 1999 года, член сетевого партнерства «РОМИР-мониторинг» с 2002 г. |