Число обращений к банковским сайтам в России за последний год удвоилось.
Уже не первый год собственный сайт является непременным атрибутом любого реально функционирующего банка. История некоторых банковских сайтов насчитывает 5 лет и более. Существующие версии сайтов для многих банков являются уже вторыми, а то и третьими онлайновыми «лицами». Общей тенденцией является движение от небольших по объему сайтов-визиток, содержащих базовую информацию о профиле работы банка, его финансовых показателях, адресах офисов, к разветвленным проектам с подробной информацией по всем видам предоставляемых услуг и даже с онлайновыми сервисами для клиентов.
«Хитом» последних лет является интернет-банкинг, однако статистики для оценки реального объема и динамики этого явления у нас пока нет — на страницах клиентской части банковских сайтов внешние счетчики, естественно, не устанавливаются. Представленный ниже обзор относится не к банковским онлайн услугам, а к поиску и предоставлению информации о банках.
Исходная база обзора
Представленные ниже данные получены на основе объединения статистических данных по 52 сайтам российских банков, среди которых как такие известные банки, как Сбербанк, Гута-банк, ОВК, МДМ-банк, Автобанк-НИКойл, так и менее крупные или известные банки. Так, в выборку вошло более полутора десятков сайтов региональных банков, среди которых наиболее посещаем сайт Уралвнешторгбанка (uvtb.ru). Применительно к размеру банков и их известности в Сети стоит отметить хорошо заметную тенденцию — посещаемость сайта определяется не столько местом в рейтинге банков, сколько активностью банка в работе с массовым клиентом и активностью же в развитии онлайновых методов работы. В качестве примера можно назвать Внешэкономбанк: второй в России по размеру активов и капиталов банк не представляет реального интереса для подавляющего большинства интернет-пользователей (за исключением сотрудников партнерских финансовых структур и профильных журналистов), и по посещаемости он примерно в 5 раз уступает ОВК (активно продвигающему программу потребительского кредитования) и в 8 раз — Гута-банку, одному из пионеров российского интернет-банкинга.
Безусловно, выборка, по которой проводилось исследование (а в эту выборку вошли все сайты банков, участвующие в рейтинге SpyLOG и имеющие посещаемость не менее 500 человек в неделю), включает далеко не все банковские сайты — на многих веб-представительствах банков, в т.ч. и из числа наиболее крупных и известных, внешние счетчики посещаемости отсутствуют вовсе. Однако и та выборка (52 сайта), которая использовалась в исследовании, позволяет выявить основные тенденции сектора.
По данным, рассчитанным по выборке из 52 банковских сайтов, участвующих в рейтинге SpyLOG (и имеющих посещаемость не менее 500 человек в месяц), аудитория банковских сайтов составляет около 230 тысяч посетителей в месяц и 65 тысяч посетителей в неделю. В сумме на сайтах банков совершается около 450 тысяч сессий (посещений) и 1250 тысяч хитов (просмотров страниц). У наиболее посещаемых сайтов сектора — sbrf.ru (Сбербанк), guta.ru (Гута-банк), ovk.ru (ОВК) и других — объем месячной аудитории составляет несколько десятков тысяч человек. Это сопоставимо, например, с посещаемостью крупнейших интернет-магазинов компьютеров и цифровой техники и намного превышает показатели других сегментов финансового рынка (страховых компаний, брокерских компаний и т.д.).
Несмотря на уже давно достигнутые достаточно высокие показатели посещаемости, банковский сектор продолжает успешно расти — за последние 12 месяцев его посещаемость увеличилась на 117%, что существенно превосходит показатели по Рунету в целом (рост в пределах 40%).
Динамика суммарной посещаемости сайтов 52 банков России
Однако, если вдаваться в статистику банковских сайтов глубже, то за внушительными «валовыми» показателями становятся заметны существенные качественные проблемы. Большинство посетителей сайтов банков — это люди, которым в действительности не нужна информация о банках или интерес которых носит разовый характер. 2/3 недельной аудитории — это посетители, побывавшие только 1 раз на сайте какого-то одного банка; половина из них (треть всей аудитории сектора) при этом просматривает только 1 страницу, т.е. приходит на сайт (как правило, на титульную страницу) и тут же его покидает.
Лишь 20 с небольшим тысяч пользователей (из недельной аудитории в 65 тысяч) — это действительно заинтересованные посетители, посещающие банковские сайты неоднократно. Даже из этого «актива» почти половина ограничивается посещениями только какого-то одного сайта (т.е. это скорее всего клиенты и партнеры этого банка или собственно его сотрудники), и только 11 тысяч посетителей можно отнести к активной аудитории сектора в целом. Это люди, которые не только регулярно посещают банковские сайты, но и распределяют свой интерес к сектору между несколькими сайтами.
Распределение недельной аудитории сектора по активности: общая модель
Низкая активность посетителей банковских сайтов выглядит достаточно неожиданной, если учесть, что, во-первых, в аудитории сектора почти нет географического «мусора», т.е. посетителей из других стран, не являющихся потенциальными клиентами российских банков, и, во-вторых, основная часть трафика приходится на доступ по выделенной линии из офисов, т.е. на доступ качественный и условно бесплатный для конечных пользователей.
На иностранную аудиторию приходится лишь 15% посетителей сектора, но при этом среди иностранных посетителей достаточно много заинтересованных, неоднократно посещающих различные сайты банковского сектора Рунета — к таким пользователям относится 1250 посетителей из 8,5 тысяч иностранных посетителей. Большая же часть российской аудитории (59%) сконцентрирована в Москве; еще 9% приходится на Петербург. Несмотря на присутствие целой группы региональных банков в выборке для исследования, доля остальной России (32% российской аудитории) оказывается ниже средних значений по Рунету (более 50%).
Что же касается распределения доступа по типу и месту выхода в Сеть, то вот лишь несколько цифр:
по выделенной линии в Сеть выходит 79% посетителей банковских сайтов, тогда как для российской интернет-аудитории в целом этот показатель составляет только 52%;
в выходные дни посещаемость сайтов банков падает в 4 раза;
ночью (между 3 и 5 часами по Москве) посещаемость сайтов российских банков в 18 раз меньше дневного максимума (с 11 до 13 часов) и в 16 раз меньше среднего уровня офисных часов (с 10 утра до 5 вечера);
доля «домашней» операционной системы Windows XP составляет только 29%, тогда как в Рунете в целом она достигла 34%; противоположная ситуация с «офисной» Windows 2000 — 31% в аудитории банковского сектора и только 21% в аудитории Рунета.
Динамика посещаемости по дням недели
(в % от среднесуточных значений)
Динамика посещаемости по часам (в % от среднечасовых значений)
На основе проведенного исследования можно делать и осторожные прогнозы дальнейшего развития банковского сектора Рунета. Безусловно, банки могут рассчитывать на дальнейший рост посещаемости их сайтов, притом на рост, опережающий темпы Рунета в целом. При этом можно ожидать дальнейшего «размывания» аудитории банковских сайтов на смену сотрудникам самих банков и их корпоративных клиентов приходят частные лица, заинтересованные в массовых услугах (потребительских кредитах, пластиковых карточках и т.д.) или по крайней мере в информации по ним. При этом не стоит ожидать от массовой аудитории высокой активности и постоянства банковский сектор для нее лишь один из многих потребительских интересов, и часто для его удовлетворения будет хватать единственного посещения. Соответственно, вряд ли количественный рост (увеличение посещаемости) будет сопровождаться ростом качественным.
Впрочем, и для количественного роста можно назвать один весьма вероятный барьер в Москве банковские сайты охватили уже существенную часть своей потенциальной аудитории, и рано или поздно потенциал рост за счет столицы будет исчерпан. Для привлечения же региональной аудитории нужны большие усилия, притом не столько в онлайне, сколько в оффлайне для этого нужно, чтобы те же потребительские кредиты и карточки стали бы массовыми продуктами и модными товарами в регионах.
Борис Овчинников, SpyLog специально для CNews.ru
Пример решения: Процессно-ориентированное управление в российских банках
Эффективность работы любой организации (банка, промышленного предприятия, торговой компании) в значительной степени определяется эффективностью управления, его соответствием внутренним и внешним условиям деятельности организации. Изменение этих условий не может не вызывать и изменения способов управления. В последние десятилетия XX века традиционный функциональный подход к управлению начал вытесняться процессно-ориентированным подходом. Он идет по всему миру во всех отраслях, включая банковскую. Но, похоже, этот переход почти не наблюдается в российской банковской сфере. Почему? Может быть, российские банки еще не «созрели» для процессно-ориентированного управления? Или дело в инструментарии, точнее в его отсутствии? Для начала уясним разницу между функциональным и процессным подходами к управлению.