|
|
Правовую информацию - на электронные носители
Публикация правовых актов в электронной форме один из важнейших практических вопросов. Во времена бумажных носителей правовой информации официальными считались копии правовых актов, распространяемые протокольными службами органов государственной власти, удостоверенные их печатями, а также газетное и журнальное издание в определенных средствах массовой информации. Развитие ИТ показало колоссальные преимущества работы с правовыми актами в электронной форме, однако возникла ситуация, когда миллионы пользователей получают правовую информацию в электронной форме, носящую не официальный, а справочный характер, от коммерческих распространителей с ограниченной гарантией. Так или иначе, правовая информация в органах государственной власти возникает в электронном виде. Появился целый класс систем системы электронного документооборота и делопроизводства, которые в различных вариантах создают электронную правовую информацию. Эту информацию из первоисточника важно довести до потребителя в электронной форме, без посредника в виде бумаги. И подход к этому вопросу, правда, по прошествии достаточно большого промежутка времени изменился в направлении большей реалистичности и проработанности в недавно принятой «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». «Выходным продуктом» систем электронного документооборота и делопроизводства конкретного органа государственной власти является правовая информация, то есть тексты принятых правовых актов, которая требуется потребителям другим государственным органам, организациям и гражданам. Размещение такой информации, например, на В данном случае возможно либо создание единого государственного эталонного банка правовых данных, подобно тому, который давно существует в США еще в бумажном виде, либо принятие стандарта, описывающего технологию передачи правовой информации в иные информационные системы, при котором сохранялся бы ее официальный статус. И первый и второй путь достаточно сложны, хотя бы потому, что ход их реализации во многом будет определяться Минюстом России. Реалии правовой информатизации в России Концепция правовой информатизации РФ, принятая более 10 лет назад1, предусматривала грандиозную задачу: «информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве». К сожалению, объявить о такой задаче оказалось гораздо проще, чем реализовать ее. В реальности коммерческие Для пользователей такие системы являются еще одной возможностью найти или получить необходимый правовой или 10 лет без «эталонной» правовой системы Публикация правовых актов в электронной форме один из важнейших практических вопросов деятельности органов государственной власти. Вместе с тем, его реализация оставляет желать лучшего, более того, публикуемые в электронном виде документы все еще рассматриваются не более как «материалы справочного характера». За прошедшие 10 лет «эталонная» правовая система так и не была создана, в тоже время, как показывает опыт США, создать такую систему можно и в бумажном виде. Таким образом, правовая информатизация шла в тех формах, которые могло организовать общество, с теми противоречиями и проблемами, которые возникли. Коммерческие правовые системы стали играть значительную роль в правовой информатизации, их негосударственный характер приобрел значение для информационного общества, при том что реальная и достаточно жесткая конкуренция повышает качество их услуг и снижает стоимость для конечного пользователя. Несмотря на то, что в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» подход к вопросу изменен, тем не менее, остается возможность для повторения ситуации с Концепцией правовой информатизации 1993 года. И причины этого в том, что реализация концепции в первую очередь зависит от других федеральных ведомств, от их понимания значимости вопроса и возможных путей достижения результата. В частности, рассматриваемая проблема формулируется в Концепции 2004 года как «формирование общего информационного пространства и защищенной информационной среды федеральных органов государственной власти» и предлагается «централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам». В данном случае без Минюста не обойтись, но опыт Технический стандарт Если идти по второму пути технического стандарта необходимо, что бы он позволял без При этом коммерческие справочные информационные системы сохранятся, но будут получать прибыль не за счет недоступности правовой информации в электронном виде для потребителя, а за счет дополнительных сервисов объединения информации из различных органов государственной власти, юридической обработки, комментирования, создания поисковых алгоритмов и т. д. При таком подходе возможно и создание некоммерческих правовых справочных систем, например, построенных на основе ПО с открытым исходным кодом, а также возможности для упорядочения электронного межведомственного документооборота. Принятие и введение в действие описанного стандарта также должно сопровождаться соответствующей В целом необходимость принятия единой правовой базы и единых стандартов для оборота информации в органах государственной власти не вызывает сомнений у всех, кто высказывался по этому поводу. Однако, следует отметить важную деталь, которая должна определять суть таких стандартов и такого правового регулирования. Стандарты должны определять общие требования, языки запросов, описания данных и интерфейсов, но никак не конкретные программные реализации, конкретных поставщиков или конкретные виды оборудования. Только такие стандарты будут соответствовать общим принципам правового регулирования в данной сфере, которые обеспечат и конкуренцию, и свободу информации. К решению этого вопроса мог бы приблизить закон «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предложенный Минэкономразвития2, но он весьма далек от совершенства и необходима дальнейшая его доработка. Прежде всего, закон должен устанавливать единые правила для всех органов государственной власти. Кроме того, его разработка должна вестись с учетом того факта, что контактные данные,
Денис Савельев / CNews 1 Указ президента РФ от 28 июня 1993 года N 966. |