|
|
Типы работающих систем и препятствия на пути е-госзакупок
Только в некоторых регионах власти перешли к активному применению ИТ для электронных госзакупок. Здесь используются системы от разных поставщиков, у каждой есть свои плюсы и минусы. Но главным сдерживающим фактором, в первую очередь – на федеральном уровне, – остается законодательство, крайне противоречивое и далеко не полное. Типы работающих систем К реализации программ по построению систем е-закупок в разное время подключались различные исполнители, но в рамках госконтрактов по программе "Электронная Россия" работали лишь три коммерческие компании: Cognitive Technologies (работы по госконтракту 2002 г. завершены ;ведутся работы по госконтракту 2004 г.); "Компьюлинк" (работы по госконтракту 2002 г. завершены); "Парус" (работы по госконтракту 2002 г. завершены). Решение для реализации закупок федеральными органами государственной власти было разработано компанией "Компьюлинк" в рамках ФЦП "Электронная Россия". В то же время, как отмечают в "Компьюлинке", у компании нет бизнес-направления "электронные госзакупки" и все разработки, созданные в рамках работ с Минэкономразвития РФ и относящиеся к данной теме, принадлежат государству, - компания "не планирует создавать коммерческие продукты для автоматизации госзакупок". В настоящее время работы по созданию подсистемы обеспечения проведение электронных закупок для государственных организаций ведет компания Cognitive Technologies в рамках проекта создания сети ИМЦ СНГ и разработки систем электронного взаимодействия между коммерческими компаниями и органами государственной власти. Однако диапазон созданных отечественными компаниями систем e-госзакупок не ограничивается госконтрактными разработками - другие игроки, системы которых представлены ниже, так же развивают это перспективное направление. Сравнительный анализ систем «электронных госзакупок»
Источник: НАУЭТ, август 2004 г.1 Большинство внедренных систем поддерживают практически все способы проведения е-госзакупок: запрос котировок; конкурсы - открытый и закрытый, двухэтапный, аукцион. Последний является формой, пока не нашедшей своего отражения в современной нормативно-правовой базе, но в некоторых регионах он широко используется благодаря специально принятым регламентирующим документам. В качестве показательных примеров можно привести Белгородскую и Новосибирскую области. 62,5% внедренных решений способны формировать и консолидировать электронные заявки от поставщиков, ведение реестров заявок и бюджетополучателей. Они также способны создавать в электронной форме электронные заявки, имеют возможность публиковать на веб-сайтах информацию о проходящих и завершаемых конкурсах, - доля таких систем составляет 75%. Одно из преимуществ электронной организации госзакупок – возможность онлайнового доступа к конкурсной документации и передачи через веб-интерфейс предложений поставщиков на сервер конкурсной комиссии. Именно эти операции могут кардинально сократить время подачи заявок и упростить конкурсную процедуру в случае придания одинаковых прав бумажной и электронной конкурсной документации. Практически 70% представленных на рынке ИС позволяют выполнять указанные операции в автоматизированном режиме. Одной из наиболее подготовленных к переходу на электронный вариант проведения конкурсных торгов оказалась Владимирская область. Практически все необходимые инструменты автоматизации процесса предоставляет фонду имущества области электронная система «Cognitive-Лот», созданная компанией Cognitive Technologies совместно с институтом системного анализа РАН в рамках ФЦП «Электронная Россия». Оставшиеся препятствия Параллельно с увеличением оборотов в системе е-госзакупок накапливаются и проблемы. Особо в перечне существенных трудностей стоят вопросы законодательного регулирования и регламентации деятельности госорганов. Попыткой разрешить трудности стал законопроект «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», прошедший осенью 2004 г. первое чтение в Государственной Думе ФС РФ. Этот законопроект вводит в оборот понятие «электронная форма» госзакупок, однако в нем практически отсутствуют механизмы реализации электронных конкурсных процедур, работающих более года отнюдь не в единичных регионах России. Из-за этого многие регионы на своем уровне, не ожидая окончательного принятия законопроекта, подготовили документы, регламентирующие процедуры е-госзакупок. Но крайне необходим действительно работающий механизм ЭЦП, введение удостоверяющих центров в регионах. В то же время, положительным сдвигом является создание и запуск в работу в конце апреля 2005 г. первых трех официально зарегистрированных удостоверяющих центров, о чем сообщил первый заместитель ФГУП НИИ «Восход» Николай Мухин. В случае принятия закона «О размещении заказов……» это окажет существенную помощь в скорейшем переводе закупочной деятельности многих региональных структур в электронную форму. В настоящее же время, по данным НАУЭТ, полноценные удостоверяющие центры существуют и функционируют в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Лишь совсем недавно механизм ЭЦП введен в обращение в Белгородской и Владимирской областях. Крайне необходимо также продолжение финансирования работ в рамках ФЦП «Электронная Россия», поскольку в этом случае возможно создание не «лоскутных» центров по госзакупкам, а единой федеральной инфраструктуры. Она позволит поддерживать обмен данными между региональными центрами, снизит издержки и т.д. Разработка на федеральном уровне единой методологии и требований к системам е-госзакупок и применение их на всех уровнях власти позволит устранить несогласованность действий отдельных региональных или федеральных структур, внедряющих такие системы. С другой стороны, работа в тесном контакте с разработчиками решений позволит выработать единые стандарты. Положительные тенденции отмечены в преодолении законодательных барьеров. По словам Антона Никольского, исполнительного директора НАУЭТ, полным ходом идет подготовка ко второму чтению вышеупомянутого законопроекта. В новой редакции частично снимаются проблемы с законодательством и создаются легитимные условия использования электронных форм на всех этапах проведения конкурсных и внеконкурсных закупок. Также предлагается к рассмотрению в рамках того же законопроекта новая форма закупок – «электронный аукцион». Это позволит вернуть в рамки правового поля некоторые достаточно успешные регионы, самостоятельно использующие подобные торговые системы. С другой стороны, под действие этого закона, в случае его принятия, подпадают муниципальные образования, что может значительно увеличить нагрузку на организаторов торгов и сделает необходимым использование электронных систем при размещении муниципальных заказов. 1 «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ), доклад исполнительного директора Антона Никольского на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19-20 мая 2005 года (подробнее см. здесь) Илья Кошелев/Cnews Analytics
|