|
|
Свободная альтернатива для органов властиОткрытое программное обеспечение в последние годы вызывает немалый интерес органов власти во многих странах мира. Такие его преимущества, как независимость от поставщика, возможность максимального контроля, поддержка отечественных специалистов и, разумеется, избежание лицензионных затрат не остались незамеченными.
Для большинства задач переход на свободное ПО вполне реален. Но сотрудники, применяющие компьютер в своей работе, привыкли к определённой среде; любой переход на другое ПО — неважно, открытое или просто нового поколения — требует усилий и должен быть тщательно продуман. Привычка — вторая натура Массовая компьютеризация в большинстве стран пришлась на 80-90-е годы. Конечно, компьютеры использовались и раньше, но это были специальные системы для конкретных задач (будь то вычисления, связь, управление транспортом и т.п.). Именно персональные компьютеры (PC, реже Macintosh) оказались неотъемлемой принадлежностью любого рабочего стола, от инженера до менеджера и от секретарши до президента. Стандартным базовым ПО для PC с начала 90-х годов оказалась продукция фирмы Microsoft — прежде всего Windows и Office. На Macintosh использовалась операционная система Mac OS и всё тот же Microsoft Office. Эти программы, как и большинство других применяемых продуктов, разрабатывались и распространялись в рамках одной и той же модели (условно известной как закрытое ПО). Программа поставляется как готовый «коробочный» продукт, и за лицензию на каждую копию требуется платить. Распространять ПО без лицензий нельзя, это считается «пиратством». Внутренняя структура закрыта, исходные коды есть только у производителя. Из-за этого заказчик оказывается зависим от поставщика — никто другой не может совершенствовать программный продукт, исправить ошибки и т.п. Зато в течение 90-х годов поставщикам, и прежде всего той же компании Microsoft, удалось сделать программы достаточно удобными для пользователей; работать с ними (на начальном уровне) стало легко и приятно. В рамках закрытой модели предлагались альтернативы базовому ПО Microsoft (такие, как операционная система IBM OS/2 и несколько офисных пакетов), но они не смогли занять сколь-либо заметного места. Более того, когда пришло время сетей и архитектуры «клиент-сервер», компания Microsoft весьма успешно использовала своё доминирующее положение в области персональных компьютеров, чтобы завоевать место под солнцем и на серверах. Серверные версии Windows стали основным вариантом для офисных серверов и одним из основных для Интернет-серверов. Впрочем, рынок прочих закрытых программ активно развивался. Такие компании, как Oracle и Adobe, завоевали на нём немалый успех. Органы власти не стали исключением из общей массы заказчиков — в них тоже распространились персональные компьютеры и закрытое ПО, прежде всего от Microsoft. Для многих из них это создало странную коллизию: часть правительственной инфраструктуры, приобретающая всё более важное значение, оказалась зависимой от американского поставщика, тогда как отношения их стран с США далеко не всегда безоблачны. Но до поры до времени реальной альтернативы не было, и вопрос практически не поднимался. Между тем, закрытые решения и прежде всего базовое ПО Microsoft стали привычными и понятными для целого поколения работников органов власти. Даже в России, где массовая компьютеризация шла с отставанием, лишь «старожилы» помнят серьёзную смену ПО — переход от DOS и Windows 3.1 к Windows 95 и NT. Причём вспоминают её не слишком добрым словом — кроме необходимости многому учиться заново, пришлось справляться со сменой форматов данных, например, наработанные документы в формате «Лексикона» переводить в Word. Открытое ПО выходит на сцену В последнее десятилетие ситуация стала меняться. Всё более заметной альтернативой продукции Microsoft и другим закрытым решениям становилось свободное (или открытое) ПО. Его разработка основана на принципиально иной модели. Это ПО распространяется свободно; доступны его исходные тексты, позволяющие любому желающему создавать модифицированные версии и распространять их дальше. Открытая модель предоставила много новых возможностей, таких, как совместная разработка продукта самыми разными участниками (от любителей до корпораций, причём над общим результатом могут трудиться специалисты в конкурирующих компаниях) и более динамичная обратная связь между разработчиками и потребителями. В её рамках появляется конкурентный рынок услуг поддержки — заказчик более не привязан к одному поставщику ПО, одно и то же открытое решение может поддерживать множество компаний. Свободное ПО появилось ещё в 80-е годы; оно разрабатывалось компьютерщиками-энтузиастами и в начале было предназначено в основном для специалистов. В частности, оно сыграло немалую роль в развитии технической стороны Интернета. В последние годы свободные решения стали вполне достойной альтернативой для всё более широкого круга задач, и начали теснить закрытое ПО — сначала на рынке корпоративных серверов, а затем, потихоньку, и пользовательских компьютеров. Не последнюю роль сыграло вступление в игру крупных компаний, таких, как IBM, Hewlett Packard и Sun, а также усилия коммерческих поставщиков, для которых свободное ПО является основным — прежде всего Red Hat. Техническая сторона: на свободе — с чистой совестью Было бы, разумеется, незачем обсуждать достоинства открытости ПО, если бы оно не позволяло добиться нужных результатов. Однако технические возможности открытых программ за последние годы резко возросли; можно «с чистой совестью» порекомендовать «программную свободу» практически для всех компьютеров, применяемых в органах государственной власти. Более того: во многих случаях она позволяет добиться лучшего результата. Наиболее просто выбрать свободное решение для многообразных серверных задач. Интернет-серверы и брандмауэры под управлением свободной ОС (Linux или BSD) и остального полностью свободного кода — общепринятый вариант; но речь далеко не только о них. Так, в качестве сервера баз данных, если речь идёт о малых и средних объёмах, можно использовать открытый продукт PostgreSQL. (Более известна СУБД MySQL, но её надёжность, по мнению многих экспертов, недостаточна). Свободные СУБД пока не достигли уровня ведущих закрытых решений, таких как Oracle и IBM DB2; но эти закрытые СУБД официально поддерживаются под ОС Linux. Более того — для Oracle это предпочтительное решение. Поскольку код Linux открыт, компания Oracle может обеспечить полную поддержку всего сервера. Если же используется Windows, то при проблемах с ОС придётся «подключать» Microsoft. Свободное ПО отлично справляется и с другими задачами внутри корпоративной сети, вроде почты или общего хранилища файлов. Но особенно внушительны его возможности в сфере современных коммуникаций — голосовой связи и видеосвязи; здесь свободное ПО — лидер в своём классе. При помощи открытой системы Voice-over-IP, например Asterisk, можно построить полноценную телефонную (или видеофонную) сеть на стандартной компьютерной и сетевой технике. Не нужно тратиться на офисную АТС и даже на телефонную проводку; роль телефонной станции возьмёт на себя компьютер, а аппаратами станут недорогие IP-телефоны или же подключённые к рабочим компьютерам гарнитуры. Связь между ними ляжет на обычную компьютерную сеть, правда, потребуется сетевое оборудование с поддержкой Quality of service (QoS). А если есть хороший канал в Интернет, можно без особых проблем соединить телефонные сети разных офисов, и звонить из Питера во Владивосток по внутреннему номеру без затрат на «межгород». Для ведомств, действующих по всей стране, такое решение может быть весьма привлекательно. Использование свободного ПО на пользовательских компьютерах (настольных и переносных) — менее известный вариант, но и в этом случае его возможности ощутимы. Графический интерфейс и прочие возможности, связанные с удобством работы, в Linux давно уже реализованы — причём существуют разные варианты, которые можно подобрать, исходя из каждого конкретного случая. Основное достоинство Linux на рабочем компьютере — возможность максимального контроля со стороны системного администратора. Пользователю предоставляются ровно те возможности, которые требуются в данном случае — от запуска 2-3 программ и ничего более, до полной перенастройки всей системы. Можно избежать лишних пунктов меню, случайных «перетаскиваний» иконок мышкой и других проблем, заставляющих неподготовленных пользователей путаться и жаловаться. Недозволенные игры, принесённые с рынка сомнительные программы и т.п. также можно отправить в прошлое. Благодаря такому контролю на рабочих компьютерах с Linux можно обеспечить непревзойдённый уровень безопасности от «взлома». Уязвимости бывают в различных системных сервисах как Linux, так и Windows; но только Linux позволяет не запускать ни один лишний, ненужный сервис. Однако, если сотрудникам доступен выход в Интернет, о стопроцентной безопасности говорить всё равно не приходится — ни один веб-браузер не идеален. Кроме того, система Linux очень хорошо подходит для удалённого администрирования. Специалист может произвести любые настройки и решить любые вопросы, даже если доступен только очень медленный канал связи (например, 9600 бит/сек — мобильная связь GSM без GPRS). Заметим, что даже при сохранении ОС Windows на рабочих компьютерах можно успешно использовать открытые прикладные программы. Например, офисный пакет OpenOffice.org предоставляет возможности, вполне сравнимые с Microsoft Office, но не требует оплаты дорогостоящих лицензий и поддерживается российскими компаниями (такими, как «Инфра-Ресурс»). |