oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2018

Ольга Соколова

Ольга Соколова:

Требования к ЦОДам меняются: что нового?

Почему сертификат Tier перестал быть «знаком качества», чем интересен россиянам международный облачный провайдер и как обеспечивается безопасность клиентских данных в коммерческом ЦОДе. Об этом в интервью CNews рассказывает Ольга Соколова, генеральный директор Linxdatacenter в России.

CNews: Как вы можете охарактеризовать конкурентную борьбу между крупными ЦОДами за клиента в России? В чем именно вы конкурируете? Существуют ли у провайдеров уникальные предложения или же все давно стандартизировано, и клиенту, по большому счету, все равно, какой ЦОД выбрать?

Ольга Соколова: Потребность компаний и государства в ИТ-инфраструктуре ЦОДов будет только расти. По мере того, как увеличивается количество данных, появляется понимание, как с ними работать, развиваются новые, «цифровые», направления в бизнесе и госуправлении. Поэтому в ближайшее время спрос на услуги дата-центров в крупнейших регионах страны будет по-прежнему превышать предложение. И, хотя конкурентная борьба за клиентов на этом рынке не столь остра, как, например, в телекоме, но сегодня в сегменте дата-центров появляются новые дифференцирующие факторы, отличающие лидеров от остального рынка.

Прежде всего, это умение разбираться в задачах бизнеса, проактивный вывод новых сервисов и услуг для решения этих задач. Это происходит потому, что само по себе инженерное оборудование уже не играет роли при выборе ЦОДа – у лидеров отрасли оно примерно одинаковое. Заказчикам интересны уникальные сервисы, помогающие развивать основной бизнес, не затрачивая больших ресурсов на ИТ-инфраструктуру, высокий уровень отказоустойчивости.

sokolova700.jpg
Ольга Соколова: Общий рост доверия заказчиков к облакам в качестве способа развертывания своих ИТ-ресурсов и систем приводит к тому, что они начинают выбирать провайдеров, способных гарантировать оптимальный уровень качества

Linxdatacenter недавно запустил сервис «Защищенное облако 152-ФЗ» по аренде виртуальной инфраструктуры для компаний, работающих с персональными данными граждан России. В нем реализованы меры защиты информации, отвечающие требованиям федерального закона РФ. Кроме предоставления технических средств и защищенной среды, услуга включает консультирование заказчика по вопросам размещения персональных данных. Его цель – помочь компаниям, регулярно работающим с персональными данными, соблюдать все требования законодательства и подготовиться к возможным проверкам регулятора. Подобного рода услуги и есть то, что отличает современный дата-центр от «надежной серверной», какими являлись ЦОДы в недавнем прошлом.

CNews: За счет чего компания Linxdatacenter вышла в топ поставщиков облачных сервисов в России и сохраняет свои позиции?

Ольга Соколова: Общий рост доверия заказчиков из сферы бизнеса и государства к облакам в качестве способа развертывания своих ИТ-ресурсов и систем приводит к тому, что они начинают выбирать провайдеров, способных гарантировать оптимальный уровень качества работы в облаках.

Также становятся все интереснее возможности доступа к глобальным публичным облакам (AWS, Google Cloud, Microsoft Azure и т.д.), к частным облакам, развертываемым на базе продвинутых инфраструктурных решений в коммерческом ЦОДе, а также гибридным сценариям развертывания.

Мы реагируем на это созданием соответствующих услуг. Так, наш сервис Direct Cloud Connect ориентирован на клиентов, которым необходим прямой доступ к ресурсам глобальных облачных платформ через выделенный канал подключения. Сервис позволяет получать удобную систему управления, а также юридическую чистоту и прозрачность предоставляемых услуг в соответствии со всеми требованиями российского законодательства и бухгалтерского учета. Комплексная ИТ- и бизнес-услуга – вот за чем клиент приходит в коммерческие дата-центры в последнее время.

Мы понимаем эти потребности и предоставляем решения по замещению старого фонда оборудования кастомизированными облачными сервисами, в том числе через гибридные схемы развертывания. Правильность выбранного курса подтверждают цифры: в 2018 году мы зафиксировали рост выручки по направлению виртуализации на 35% в сравнении с 2017 годом, и эта динамика полностью соответствует как глобальным тенденциям, так и динамике рынка в РФ.

CNews: Каким набором сертификатов обязательно должен обладать современный ЦОД, если его владелец хочет соответствовать требованиям рынка? На что должен обращать внимание клиент, впервые обращаясь к провайдеру?

Ольга Соколова: Это зависит от того, на какой сегмент рынка в плане заказчиков своих услуг ориентируется коммерческий дата-центр. Например, если предполагается, что вашими услугами будет пользоваться ритейл, то здесь невозможно обойтись без PСI DSS – стандарта безопасности данных, разработанного для своей отрасли Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт. Весь e-commerce сегодня работает на платежах в Сети, так что обладание документами, подтверждающими компетенции дата-центра в области работы с основными платежными системами (Visa, Mastercard и т.д.), абсолютно необходимо. К тому же ритейл сегодня является одним из главных заказчиков услуг кЦОДов,

Хорошим тоном в отрасли считается сертификация по стандартам ISO 9001:2015 (система менеджмента качества услуг) и ISO/IEC 27001:2013 (система менеджмента информационной безопасности). Ее проходит сегодня любой ЦОД, а вот дальнейший набор сертификатов каждый провайдер определяет индивидуально, в соответствии со стратегией своего развития, видением рынка и другими факторами.

CNews: Как вы считаете, имеет ли смысл коммерческим ЦОДам заниматься «необязательной» сертификацией, такой, как Tier от Uptime Institute?

Ольга Соколова: На наш взгляд, Tier-сертификация в современных условиях теряет былую актуальность. Тот же Tier III сегодня – это уровень технического оснащения любого ЦОДа из топ-10, что называется, по умолчанию. Построить и сдать в эксплуатацию объект классом ниже практически нереально.

В этом свете интерес и практическую пользу вызывают другие виды сертификации от Uptime Insitute, которые действительно меняют процессы и значительно повышают уровень качества работы ЦОДа. Самые очевидные примеры здесь – Management & Operations Stamp of Approval, сертификация рабочих процессов и качества управления инженерными системами ЦОДа. Высокое качество операционного управления позволяет обеспечить необходимый уровень доступности ресурсов ЦОДа в случае возникновения нештатных ситуаций, а также сокращают их частоту до возможного на сегодня минимума за счет акцента на человеческом факторе.

На настоящий момент площадка Linxdatacenter в Санкт-Петербурге является единственным на Северо-Западе России ЦОДом с действующим M&O Stamp of Approval, при том, что эксперты отмечают рост актуальности именно этого вида сертификации на нашем рынке.

Прохождение сертификации M&O являлось для Linxdatacenter стратегическим приоритетом. Подготовке площадки, доработке документации и обучению сотрудников компания уделила самое серьезное внимание. По времени весь проект занял около трех лет, а процесс подготовки потребовал фундаментальных изменений в рабочих процессах внутри ЦОДа.

Требования этого стандарта по-настоящему всеобъемлющие, от них не ускользает ни одна мелочь, включая подробные инструкции по уборке помещений или контроль максимально допустимого уровня содержания частиц пыли в воздухе в машинных залах. Так же детально описываются все работы в исполнении подрядчиков ЦОДа, все возможные ситуации, возникающие в результате действий сотрудников клиентов в помещениях дата-центра. Такой подход позволяет значительно сократить вероятность и серьезность инцидентов.

CNews: Ваша штаб-квартира находится в Амстердаме. Это как-то влияет на работу с российскими заказчиками?

Ольга Соколова: Влияет исключительно в положительном ключе: нам проще выстраивать работу с российскими офисами глобальных компаний за счет соответствия общей бизнес-культуры глобальным стандартам, широкому использованию английского языка в деловой коммуникации, а также возможности организовать подключение к глобальным облакам через российского провайдера, который понимает законодательство РФ.

Благодаря тому, что компания является по-настоящему международной и, в то же время, работающей в российском ИТ-пространстве, нам удается объединять в своей работе лучшее из глобальной и отечественной практики для повышения реальных бизнес-преимуществ для клиентов, вне зависимости от их географического расположения.

CNews: Сколько у вас площадок в России и за рубежом? Расскажите о них вкратце.

Ольга Соколова: Linxdatacenter предоставляет облачные решения и сервисы в области хранения данных в собственных дата-центрах в Москве и Санкт-Петербурге, а также на базе партнерских площадок ЦОД в Варшаве, Шанхае и Гонконге.

Что касается вендоров, то мы используем решения всех ведущих производителей оборудования для инженерных систем, «железа» и софта, зарекомендовавших себя годами качественной работы на площадках коммерческих и in house ЦОД по всему миру.

Так, наше частное облако развивается на базе серверной инфраструктуры Cisco – вендора, с которым нас связывает продолжительное и плодотворное сотрудничество. Все задачи по резервному копированию и резервированию, а также поддержку сверхвысокой доступности данных и приложений мы выполняем на решениях от Veeam. Для задач виртуализации мы используем продукты VMware.

Разумеется, это далеко не полный перечень, а исполнение инфраструктурной составляющей может отличаться в зависимости от площадки по разным причинам (особенности помещения, доступные на момент реализации проекта решения и т.д.). В любом случае, мы исходим из такого понимания своей отрасли, где современный кЦОД должен соответствовать передовым техническим достижениям в области «железа», обладать последними и самыми эффективными решениями в области ПО, а, самое главное, управление этим комплексом происходит силами обученного и опытного штата профессионалов.

При соблюдении этих условий использование продуктов конкретных вендоров тех или иных компонентов инфраструктуры кЦОДа отходят на второй план.

CNews: Как обеспечивается безопасность данных клиентов в ваших дата-центрах?

Ольга Соколова: Большое внимание вопросам безопасности данных в наших ЦОДах уделяется уже на физическом уровне. Это важнейшая составляющая ИБ в ЦОД, включая данные, которые находятся в облаках. Отметим, что сегодня существует тренд акцентироваться на безопасности программного обеспечения и сетевых настроек, однако мы убеждены, что кибербезопасность начинается с качественного контроля физического доступа к серверам, компонентам сетевой инфраструктуры и системам хранения данных (СХД)

Этому уровню защиты облачных решений в ЦОД необходимо уделять ровно столько же внимания, сколько и всем остальным элементам «надстройки». К физическому уровню относятся система оповещения, контроль доступа, видеонаблюдение, датчики температуры, влажности и дыма.

Мы также уделяем большое внимание физической безопасности ИТ-инфраструктуры: она контролируется так же тщательно, как и инженерная составляющая ЦОД. Вышедший из строя HDD и его замена станут фактором риска для непрерывности работы дата-центра и его облаков.

Аудит состояния оборудования в целях профилактического обслуживания и учета отработавших свой ресурс компонентов – обязательный элемент ИБ в дата-центре. Эта процедура помогает исключить кражу списанного жесткого диска, на котором могут оставаться данные, имеющие ценность для злоумышленников и их жертвы. Стирание данных со старых носителей и их физическое уничтожение, а также высокая степень отслеживаемости пути отработанного оборудования от стойки до утилизации – гарантия целостности периметра ИБ в Linxdatacenter.

CNews: Ваши крупнейшие проекты – инфраструктурные (IaaS). Вы в дальнейшем сохраните фокус на таких проектах или планируете развивать другие направления?

Ольга Соколова: Российский рынок облачных решений характеризуется экспертами как быстрорастущий, со смещением спроса в сторону гиперконвергентных решений. По данным опросов, более половины крупных российских компаний используют облачные сервисы и планируют наращивать потребление IaaS в будущем. Собственно, динамика рынка диктует планы развития бизнеса сервис-провайдеров, в том числе и нас.

Цифровизация экономики, при всех различиях в понимании термина, толкает компании и организации к проектам, в основе которых – обновление старого фонда оборудования, будь то обновленная собственная ИТ-инфраструктура или полностью облачные архитектуры на стороне провайдера.

В этих условиях имеет смысл развивать компетенции в области сложных проектов по такому обновлению заказчиков из самых разных областей деятельности с самыми разными задачами и исходными данными.

В 2019 году Linxdatacenter планирует продолжить расширение продуктовой линейки дополнительных сервисов, закрывающих самые сложные запросы по ИТ-архитектуре, сетевым решениям и безопасности. Также планируется строительство новой площадки в Москве. При этом, мы постараемся сохранить ориентацию на унифицированные решения и автоматизацию процессов.

CNews: Какие задачи стоят перед вами по развитию бизнеса в России?

Ольга Соколова: Залог развития ИТ-компании в современных условиях заключается в способности не только оперативно реагировать на требования рынка, но и предвосхищать ожидания клиентов. Поэтому одно из направлений, которые мы активно развиваем сейчас, – это помощь клиентам в частичном замещении устаревающего оборудования на облачные ресурсы, что позволяет им оперативно и гибко управлять своей ИТ-инфраструктурой.

Помимо этого, мы отмечаем востребованность услуг резервного копирования и повышения доступности ИТ-ресурсов посредствам различных облачных решений по бэкапу и репликации данных.

Сегодня практически не остается областей деятельности организаций, связанных с информационными технологиями, где облака не играли бы важную роль, причем во многих направлениях рынка – вплоть до mission critical уровня путем использования готовых digital-сервисов в облаке.

Поскольку сегодня облака необходимы любой компании, нацеленной на digital-развитие, то наша задача – предоставлять такой набор готовых к потреблению ИТ-услуг и продуктов, которые будут обеспечивать прорыв в направлении цифровизации с максимальной простотой, надежностью и экономической выгодой.

Вернуться на главную страницу обзора