|
|
Каким будет регламент для электронного чиновника?
Содержание:
Трудности создания электронного государства в России Электронные административные регламенты Полноценная работа электронного государства невозможна без четко определенных правил, стандартов и условий предоставления государственных услуг. Введение электронных административных регламентов (ЭАР) призвано решить эту задачу. В настоящее время во многих странах мира идет активная работа по переводу органов государственной власти на ИТ-рельсы и созданию электронных представительств. Предполагается, что результатом станет существенное улучшение взаимодействия между обществом и государством. В России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», призванная создать эффективно действующее в современных условиях государство. Однако на этом пути имеются определенные трудности. Трудности создания «электронного государства» в России В связи с изменением экономических и политических аспектов жизни граждан от государства требуется эффективное и оперативное взаимодействие с обществом и бизнесом для успешного и стабильного развития. Ускоряющийся темп жизни и новые технологии диктуют необходимость использования современных компьютерных средств и электронных коммуникаций для решения возникающих задач. С этой целью в России, как и в других странах мира, происходит создание «электронного государства»: системы представительств различных органов и ветвей власти и единой среды электронного взаимодействия между ними и с внешними субъектами (гражданами, представителями бизнес-среды и т.д.). Однако на пути построения подобной системы возникает множество проблем, связанных не только с применением современных технологий, но и с функционированием государственных органов как таковых. Среди этих трудностей необходимо выделить следующие:
Без шагов, направленных на решение указанных проблем, строительство эффективного современного государства невозможно. Поэтому одним из первых на этом пути стала подготовка проекта закона «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации». Электронные административные регламенты Этот законопроект предусматривает введение единых для всего государственного аппарата административных регламентов посредством – «…системы обязательных требований к административным процессам, к составляющим их действиям и решениям, их последовательности». Регламент должен содержать подробную и четкую информацию для госслужащего о том как, на каких условиях, в какой последовательности он должен выполнять те или иные административные действия. Действия должны производиться с определенной целью при осуществлении им своих полномочий, в том числе на основании закона или иного правового акта. Регламент устанавливает и цели (целевые параметры) деятельности, а также конкретные и измеримые ее результаты. Благодаря единым регламентам должна возникнуть связь между целями, функциями и процессами с одной стороны и ресурсами – кадровыми, финансовыми, информационными - с другой. Регламент детально определяет порядок исполнения функций и предоставления государственных услуг, а также контроля их исполнения, устанавливает режим открытости информации. В нем прописана ответственность исполнителя за результат и качество предоставляемых услуг – задается «шкала» качества исполнения органом власти своих функций. Для работы в современных условиях информационного общества предусмотрена реализация административных регламентов в виде электронных административных регламентов (ЭАР). Последние позволяют выполнять, анализировать и контролировать управленческие действия и процедуры, обеспечивать принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и/или оказание государственные услуги в электронной форме. Описание ЭАР Источник: Фонд Новая Экономика1 Такая форма работы позволит улучшить качество предоставления услуг госорганами, снизить операционные издержки, сократить время принятия административных и управленческих решений и обеспечивает большую информационную открытость. При этом электронная форма позволит проводить декомпозицию задач на более простые и последовательно автоматизировать все процессы оказания государственных услуг с тем, чтобы базовые, стандартные операции проводились без участия представителей власти. Другим преимуществом введения ЭАР станет то, что с их помощью можно будет разрабатывать стандарты предоставления государством публичных (гражданам и бизнесу) и административных (между различными ведомствами) услуг. С введением регламентов появится возможность объективной оценки результатов деятельности органов власти, поскольку будут разработаны показатели результативности, которые ранее не были доступны. Построение ЭАР будет осуществляться в рамках централизованно-децентрализованной модели: Централизация состоит в общей, единой разработке методик описания, анализа и оптимизации административных регламентов, подготовке единых стандартов на используемые схемы данных. Также централизовано будут создаваться базовые технологические компоненты и системы, обеспечивающие основные, повторяющиеся для большинства ведомств функции исполнения административных регламентов. Децентрализация выражается в том, что осуществление программы ЭАР будут выполнять различные государственные министерства, агентства и ведомства, региональные и местные органы власти. При этом они несут полную ответственность за создание своих ЭАР и эксплуатацию соответствующих информационных систем поддержки. Кроме того, государственные услуги предполагается предоставлять через различные каналы доступа, включая личное посещение необходимого ведомства, центры телефонного обслуживания, «электронные киоски», сети общего пользования, – в зависимости от предпочтений и возможностей конечных потребителей. Одна из основных задач – поддержка формата «единого окна» государственных услуг на технологическом уровне. Поэтому одним из основных требований к системе реализации ЭАР является обеспечение отделения информационного содержания от уровня реализации бизнеслогики и хранения данных (уровень технологий). В связи с вышесказанным, на первый план выходит проблема координации и интеграции не только всех процессов создания и функционирования ЭАР, но и организации связей между информационными ресурсами различных ведомств, создания общих стандартов электронного информационного обмена.
1 Презентация Антона Никитина, заместителя директора Фонда экономических исследований "Новая экономика", представлена на круглом столе "Среда электронного взаимодействия и международные стандарты информационного обмена" (подробнее см. здесь). |