|
|
Содержание:
Веб-сервисы и стандарты информационного обмена ИТ-проекты по «электронному сопровождению деятельности» в органах госвласти В мировой практике принято использовать следующую схему работы в рамках «электронного государства»: между субъектами, вступающими во взаимодействие, создается единое информационное пространство (среда электронного взаимодействия), и принимаются единые стандарты предоставления информации и обмена данными, а также стандарты на структуру данных. Интеграция разных информационных систем в рамках единого информационного пространства происходит посредством их реализации в виде веб-сервисов с использованием в качестве основного стандарта регистра UDDI (Universal Description, Discovery and Integration). Этот стандарт позволяет искать и регистрировать информацию, организовывать взаимосвязи между различными базами данных. Веб-сервисы и стандарты информационного обмена Структура веб-сервиса Источник: Oracle1 Для описания функциональных особенностей работы сервисов и клиентских интерфейсов, а также для организации доступа к сервисам отдельных информационных систем используются протоколы WSDL (Web Services Description Language) и SOAP (Simple Object Access Protocol). Стандартом на структуру предоставляемых данных и документы выступает XML (eXtended Markup Language), широко применяемый для создания информационных ресурсов в последнее время благодаря его универсальности и независимости от используемой платформы. Использование XML Источник: Oracle1 Так, например, в Великобритании для работы «электронного правительства» организован Шлюз государственных служб (Government Gateway), предоставляющий гражданам и частным компаниям доступ ко всем органам власти по сети интернет. Каждое из ведомств может создавать и использовать свою собственную независимую компьютерную систему и задавать свои бизнес-процессы, однако на уровне единой среды взаимодействия используется общий формат. Таким образом, в качестве единой информационной среды использована уже существующая коммуникационная сеть, а вся информация предоставляется в стандарте XML. Это позволяет людям и организациям просто и согласованно получать доступ к любому государственному учреждению, ведомству или органу местной власти и обмениваться с ним информацией. Любые устройства и информационные системы — персональные компьютеры, веб-серверы, порталы, цифровые телевизоры, интернет-киоски — способны отправлять информацию на языке XML в Government Gateway, где с помощью реализованных там правил будет определяться организация, для которой эта информация предназначена. Кроме того, правила обработки определяют способ дальнейшей передачи данных. После этого информация поступает в соответствующее ведомство, а в случае необходимости Шлюз государственных служб может преобразовать ее в понятный для конечной системы формат. Пример взаимодействия в рамках среды электронного взаимодействия eGIF Великобритании Источник: ИРИ2 Аналогично подошли к выбору стандартов и в некоторых других европейских странах – Германии, Дании, а также в США. В России также принят курс на использование общемировых стандартов. Так, глава дирекции ФЦП «Электронная Россия», первый замминистра РФ по связи и информатизации Андрей Коротков еще в 2002 г. заявил: «...Дирекция программы приняла решение о том, что все информационные системы, создаваемые в рамках ФЦП будут базироваться на принципах построения международного регистра, универсального описания поиска и интеграции данных. Это так называемый регистр UDDI, позволяющий не только регистрировать и находить информацию, но и организовывать взаимодействие между базами данных. При формировании каталогов, которые будут создаваться в рамках «Электронной России», мы договорились, что будем использовать стандарт XML. Он позволяет всем информационным системам экспортировать уже хранящуюся в их справочниках информацию в регистр без проведения дополнительных операций, при этом постоянно совершенствуется и развивается». Пример интеграции Источник: Oracle1 Кроме того, на федеральном уровне ведется работа по подготовке единых стандартов на данные и метаданные (то есть правила описания данных, их структуры и содержимого):
Наглядно представить структуру стандартов и методик, которые необходимо создать в рамках реализации ЭАР, можно в виде следующей схемы. Единая государственная схема создания ЭАР Источник: CNews Реализация всех перечисленных пунктов позволит создать целостную и интегрированную между собой систему регламентов работы различных органов власти и построить на ее основе эффективно работающее «электронное правительство». ИТ-проекты по «электронному сопровождению деятельности» в органах государственной власти Ряд российских министерств и ведомств в настоящее время проводит программы по автоматизации своей деятельности и упрощению взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами. Однако эти программы действуют пока только локально, без выхода на федеральный уровень, кроме того, пока не создан госстандарт единого информационного взаимодействия. Так, в 2004 году был проведен обзор российского опыта внедрений информационных систем с целью получить представление о степени информатизации органов госвласти в России и об основных проблемах внедрения ИКТ в их работе. Были определены наиболее существенные критерии оценки ИТ-систем, и анализировался положительный опыт их применения с точки зрения эффективности выполнения государственных функций. В качестве основных выбраны: соответствие федеральным стандартам, масштабируемость, интегрируемость в общефедеральные информационные ресурсы и соответствие единой архитектуре электронного правительства. Именно такие критерии определяют степень пригодности существующих решений для использования в рамках глобальных, общефедеральных инициатив по автоматизации государственной деятельности. По сути, речь идёт о переходе от «зоопарка» ПО, от «лоскутного» информационного пространства к единому, что налагает новые требования на уже существующие системы. Используемые в настоящее время информационные системы, в основном, поддерживают в той или иной степени все необходимые для работы «электронного государства» типы взаимодействия между субъектами:
При этом требования по созданию ЭАР можно рассматривать как одну из составляющих программ внедрения ИКТ, исходя из общей оценки степени автоматизации оказания отдельной государственной услуги в целом. Именно автоматизация всего процесса оказания услуги является ключевой характеристикой информационных систем, поскольку она позволяет говорить о готовности и возможности ввести в действие ЭАР. Интегрируемость в общефедеральные информационные ресурсы или степень автоматизации взаимодействия участников в процессе оказания услуги также является важным параметром. Точка взаимодействия – это самое «узкое место» любого процесса – информационного или административного, - поэтому степень автоматизации таких взаимодействий позволяет говорить об эффективности процесса оказания услуги в целом.
2 ИРИ - Институт развития информационного общества, презентация Юрия Хохлова, председателя совета директоров ИРИ, представлена на конференции «Электронная Москва». |