|
|
Немаловажным критерием является соответствие отдельных информационных систем требованиям единой федеральной архитектуры (ЕФА) электронного правительства, поскольку эффективное взаимодействие отдельных информационных систем и развитие их в будущем возможно только при условии, что все они соответствуют единой функциональной модели. Ниже приведен анализ нескольких успешных примеров информатизации в органах государственной власти России. С 1 января 2004 г. в Москве в рамках реализации принципа «одного окна» открылся Единый центр госрегистрации юридических лиц Федеральной налоговой службы России (ФНС России). Концепция «одного окна» предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования), а также присвоение кода Росстата на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы. Ранее предпринимателям для госрегистрации необходимо было предоставлять 4 одинаковых пакета документов в различные ведомства. Это негативно отражалось на деловом климате страны из-за увеличения времени регистрации. С введением принципа «одного окна» уже на шестой день после подачи документов в налоговые органы выдаются свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет, а во все внебюджетные фонды и Госкомстат информация передается в течение 5-7 дней. Общая оценка информационной системы представлена на схеме. Информационная система ФНС России Источник: CNews Согласно перечисленным критериям, эту информационную можно оценить следующим образом:
В рамках ФЦП «Электронная Россия» Федеральной таможенной службой России (ФТС России) совместно с ФНС России разработана и внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она предназначена для контроля вывоза товаров из РФ. Основными целями создания системы являются: сокращение бюджетных потерь, ускорение возврата экспортного НДС, повышение достоверности данных о фактическом вывозе и снижение трудозатрат связанных с подтверждением вывоза. Несмотря на то, что ФТС России и ФНС России достигли высокой степени интеграции при создании системы, о единстве информационных систем ведомств пока речь не идет. Как у ФТС России, так и у ФНС России существуют свои индивидуальные информационные системы для решения собственных функциональных задач, отличающихся по содержанию и по методологии решения. Интеграция систем обеспечивается за счет информационного взаимодействия при совместном выполнении конкретной задачи – упрощении возмещения НДС и борьбы с лжеэкспортом. В ходе стандартных таможенных операций, необходимая информация о товаре, заявителе и других параметрах процедуры поступает на интеграционный шлюз, откуда попадает в базу данных ФТС России и центральную информационную систему ФНС России. ЕГАИС контроля экспорта товаров Источник: CNews С точки зрения критериев эффективности, оценка ЕГАИС такова:
Наибольший интерес представляет собой Объединенная государственная информационная система (ОГИР), созданная в республике Чувашия в рамках ФЦП «Электронная Россия». В начале 2004 года проведены масштабные работы по развитию программно-технологической инфраструктуры ОГИР. Все муниципальные отделы ЗАГС, районные и городские отделы внутренних дел, предприятия ЖКХ оснащены компьютерной техникой и подключены к республиканской телекоммуникационной сети. Установлено программное обеспечение ОГИР, формируются муниципальные ОГИРы. Налажен ввод и обмен информацией о движении населения, осуществлена выверка и синхронизация соответствующих баз данных. Система поддерживается такими ведомствами, как ФНС России, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, ЦИК ( ГАС "Выборы") и пр. Как важный положительный фактор следует отметить, что проект ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ изначально создавался в соответствии с концептуальными положениями архитектуры электронного государства, разрабатываемой в рамках ФЦП "Электронной России (2002-2010 годы)". Основными целями создания ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ стали:
Создание подобной ОГИР способствует получению реального экономического эффекта за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования, бюджетных средств. ОГИР также создает основу для усовершенствования системы сбора налогов с физических лиц. ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ в республике Чуваши Источник: CNews С точки зрения соответствия общим критериям, оценка ОГИР следующая:
В заключение можно отметить, что в Российской Федерации на сегодняшний день имеется успешный опыт внедрения ИКТ в государственном секторе. Однако такая успешность обусловлена, в первую очередь, тем, что системы предназначены для решения только локальных задач. Некоторые из них позволили достичь сравнительно высоких показателей в области информационных взаимодействий, оказания услуг населению, автоматизации внутриведомственных процессов. Однако анализ используемых систем автоматизации государственной деятельности демонстрирует их разобщённость в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации достаточно субъективен, диктуется, в большинстве своем, бюджетными возможностями и рыночными реалиями. В ряде случаев происходит разработка собственных стандартов на обмен и управление информацией – по причине того, что соответствующие регламентирующие документы федерального уровня просто отсутствуют. Существующие системы пока не готовы стать основой для выработки ЭАР на государственные услуги и стандарты межведомственного взаимодействия. Отсутствует единая система регламентов и стандартов, регулирующая автоматизацию деятельности органов власти на глобальном, федеральном уровне. Эти обстоятельства пока препятствуют эффективной реализации федеральные целевые программы по созданию «электронного государства».
Илья Кошелев/CNews Analytics |