|
|
Сергей Калин: Неопределенность рыночной направленности
|
Что касается инвестиционных перспектив, то их появление и желание ими воспользоваться вызывает новые и непривычные ориентиры для традиционных методов управления, такие как капитализация активов, приведение управления деятельностью к международным стандартам и углубление контроля. Т.е. для того, чтобы привлечь инвестиции, совершенно очевидно необходим новый, более глубокий, уровень контроля. Это и независимый аудит, контроль акционерами и инвесторами, если они не являются акционерами.
Все это происходит на фоне передела рынка. Это целый комплекс проблем, которые мы связываем со словосочетаниями «альтернативные услуги», «альтернативные операторы», с региональной экспансией тех «молодых тигров», которые еще вчера были альтернативными операторами, а сегодня всерьез претендуют на «кусок пирога» традиционных операторов. Это проблемы доходности у каждого из операторов происходит снижение доли его рынка. Это рост конкуренции в наиболее высокодоходном секторе услуг. И это неопределенность рыночной направленности, как я уже говорил, которая распыляет маркетинговые усилия. Помимо проблемы необходимой доходности стоит проблема прибыльности, где мы видим высокую стоимость любой реконструкции. Ускоренная амортизация, в том числе за счет развития технологий приводит к эффективному увеличению стоимости реконструкции. Уровень эксплуатационных затрат в любом случае не уменьшается, т.е., чтобы ни происходило с технологией, чтобы ни происходило с предприятием, уровень его эксплуатационных затрат только растет.
CNews.ru: Как бы вы оценили современный этап информатизации процессов управления в отечественных телекоммуникационных компаниях? Насколько равномерен уровень информатизации в отрасли связи?
Сергей Калин: На мой взгляд, автоматизация процессов управления, именно как процессов, как взаимоувязанных согласованных последовательностей действий, у подавляющего большинства операторов связи отсутствует, т.е. отсутствует автоматизированное управление предприятием. Я не беру здесь, собственно, технологический процесс, к которому мы относим само предоставление услуг, расчет стоимости услуг, востребование платежей и т.д. это вопросы его технологии деятельности. То, что называется АСУТП, автоматизация технологического процесса, присутствует. А вот то, что называется АСУП, т.е. автоматизированная система управления предприятием, управление
CNews.ru: Как вы относитесь к тезису о том, что альтернативные операторы, находясь в условиях конкуренции, больше заинтересованы в развитии ИТ в управлении, чем традиционные предприятия связи? Эта грань условна или реальна?
Сергей Калин: Мне тяжело однозначно определить свое отношение к этому тезису, потому что мы, как интеграторы, перестали употреблять аббревиатуру ИТ, мы употребляем аббревиатуру ИКТ инфокоммуникационные технологии. И смывание это границы особенно ощущается у операторов связи. Я не случайно отнёс биллинговую систему оператора связи к классу АСУТП, потому что учёт предоставленных услуг, расчёт их стоимости, управление всеми расчётами за услуги это технологический процесс оператора связи. И биллинговая система автоматизирует не только, и не столько
Граница между альтернативными и традиционными операторами связи, конечно же, существует. Хотя бы потому, что до начала 90-х годов рынок связи, или сообщество связистов, было очень закрытым. И члены этого сообщества всегда очень чётко проводили разграничение свой/чужой. Сейчас же, по прошествии известного количества лет, реальность такова, что в связь пришли и предоставляют услуги связи те люди, которые для связистов откровенно «чужие». Механизмы разграничения, при этом, работать не перестали. Поэтому те, кого связисты считают «своими», традиционные операторы. Те, кого они считают «чужими», это альтернативные операторы. И в каждом конкретном случае это разграничение отчетливо видно. Откровенно говоря, в ряде случаев, это мешает работать. Подытоживая ответ на этот вопрос, я не могу сказать, что альтернативные операторы больше заинтересованы в развитии ИКТ, чем традиционные. Я бы так переформулировал этот тезис: операторы, которые находятся в условиях конкуренции, больше заинтересованы в развитии ИКТ в управлении, чем те операторы, которые находятся в неконкурентной среде. В каждом конкретном случае можно легко определить, есть ли реальный конкурент у данного оператора связи или нет. Тогда все станет понятно.
CNews.ru: Как меняется динамика спроса на услуги в сфере консалтинга на рынке телекоммуникаций в России? Можно ли говорить о том, что осознание необходимости платить за консультирование в нашей стране уже наступило?
Сергей Калин: Динамика спроса, безусловно, положительная. Все чаще заказчику требуется консалтинг, грамотный консалтинг, и требования к нему предъявляются серьёзные. Однако, отвечая на вторую половину вопроса, осознание необходимости платить за консалтинг в нашей стране не наступило. Фактически, речь идет о том, что заказчик, покупая решение своей бизнес проблемы, обязательно внутри всего комплекса оборудования, программного обеспечения и услуг подразумевает и настаивает на наличии такого консалтинга, но именно в комплекте. Т.е. на рынке отсутствует сложившаяся культура определения и потребления консалтинговых услуг. В рамках нашего опыта могу отметить, что далеко не все заказчики в состоянии использовать результаты даже совершенно безупречного консалтинга. Заказчики, которые отдают себе в этом отчет, на это и не претендуют. Они претендуют на решение своих
CNews.ru: Каковы планы по развитию бизнеса Открытых Технологий с телекоммуникационными компаниями в регионах?
Сергей Калин: Планы обширные. Нашей целью является полноценное присутствие во всех наиболее активных, с точки зрения потребления инфокоммуникационных технологий, городах России и ближайшего зарубежья.
CNews.ru: Вы упомянули о регионах России. Именно там начинают активно развиваться проекты азиатских поставщиков оборудования стандарта CDMA. Каковы, на ваш взгляд, перспективы данного стандарта в России? Готовы ли вы инвестировать в специалистов CDMA, рассчитывая на рост популярности этой технологии в России?
Сергей Калин: Надеюсь, что хорошие. С одной стороны, с точки зрения своей технологической проработки стандарт CDMA очень рациональный, в первую очередь применительно к нашим просторам, а, с другой стороны, стандарт GSM фактически исчерпал свои непосредственные технологические возможности. Появление таких решений как GPRS свидетельствует о том, что для появления новых услуг необходимо существенно расширять стандарт. Если же говорить о стандарте CDMA, то его технологический запас существенно выше. Нам очень нравится, что стандарт CDMA в России, кажется, находит свое место в качестве последователя стандарта NMT-450, т.е. будет занимать те же частотные полосы. Однако мы не готовы инвестировать в специалистов CDMA, и дело здесь даже не в росте популярности этой технологии. Дело в традиционных
CNews.ru: Как вы оцениваете шансы заметного восстановления отечественных разработчиков телекоммуникационного оборудования? Есть ли ниши для развития российских компаний в данной сфере?
Сергей Калин: Мы считаем, что российские разработки, безусловно, более адаптированы к российскому рынку, чем западные. Но рынок растет настолько быстро, что российские разработчики не могут предложить системы необходимого масштаба. Российские производители уже имеют свою нишу в том, что касается достаточно компактных, но очень важных для телекоммуникационного сектора решений в области соединений, таких как адаптеры и конверторы. Однако российские производители не готовы к созданию систем массового обслуживания, т.е. систем, рассчитанных на обслуживание сотен тысяч абонентов. Здесь все упирается в известную проблему отсутствия в стране механизмом инвестирования НИРа, НИОКРа и применения инновационных наработок. Поэтому в больших масштабных проектах мы вынуждены обращаться к зарубежным производителям. Мы искренне желаем стране наработать такие механизмы развития бизнеса, а нашим российским разработчикам выйти на самые передовые рубежи, в том числе по масштабу и сложности тех систем, которые потребляются на телекоммуникационном рынке. Мы думаем, что для развития российских компаний, безусловно, есть ниши в области телекоммуникационного оборудования. Мы надеемся найти в этих нишах свое место не только как интегратор, но и как производитель оборудования, предназначенного для решения тех или иных задач операторов связи.
CNews.ru: Как можно определить роль системных интеграторов на телекоммуникационном рынке рынке сегодня?
Сергей Калин: Роль системного интегратора для телекоммуникационного оператора определяется его положением и его заинтересованностью. Не будем забывать, что основной бизнес телекоммуникационного оператора это предоставление услуг связи. И в этом смысле, деятельность по исследованию новых технологий, деятельность по реконструкции сетей связи, т.е. любая деятельность, не связанная непосредственно с предоставлением услуг связи, так или иначе, входит в конфликт с этой основной деятельностью оператора.
В условиях, когда у оператора не хватает ресурсов: кадровых, финансовых, интеллектуальных, квалификационных, временных, естественно, в первую очередь оператора интересует предоставление услуг. Здесь и сейчас. Интегратор заинтересован в том, чтобы у оператора связи, как у его заказчика, происходили позитивные изменения, которые увеличивают платежеспособность самого оператора как заказчика и, которые увеличивают лояльность оператора по отношению к интегратору. Именно поэтому интегратор, выступая в роли исполнителя для оператора связи, в наибольшей степени заинтересован, а значит и в наибольшей степени активен и продуктивен в организации изменений у оператора связи. Все, что я сказал об интеграторе, отчасти относится и к производителям телекоммуникационных систем.
CNews.ru: Спасибо.