|
|
Статистика рынка оборудования связиСодержание: Объем и структура рынка В отличие от цивилизованных рынков, которые давно уже являются прозрачными, рынок оборудования связи в России в значительной степени остается информационно закрытым. Точные данные об объеме продаж оборудования в нашей стране фактически отсутствуют. По оценке Минсвязи России, за 2002 год отечественный рынок телекоммуникационного оборудования составил примерно $3,33,4 млрд., а к 2010 году в министерстве ожидают роста этого рынка до $6,3 млрд. долл. в год. В своем отчете Минсвязи дает и структуру рынка оборудования. Между тем, определить какое именно оборудования министерство учитывает под графой, например, «мобильная связь» довольно сложно. Структура рынка оборудования связи, 2002 г. Источник: Минсвязи России Более определенные данные приводятся в исследованиях, проводимых По данным Alcatel, около 2/3 от всего объема продаж оборудования операторского класса в 2003 году пришлось на мобильный сегмент, являвшийся до сих пор «двигателем» рынка инфраструктуры. Отдельно следует учитывать сегмент мобильных телефонов, продажи на котором в текущем году в России, по данным исследователей, превысят 1 млрд. долл. «Мобильный» бум, продолжающийся в нашей стране, дает возможность хорошо заработать как многочисленным производителям мобильных телефонов, так и поставщикам инфраструктурного оборудования для сотовой связи. Кроме того, начался процесс в сторону развития сотовых сетей следующего поколения, в том числе стандарта Применительно к рынку оборудования быстрое поглощение мелких компаний сотовой связи привело к контролю операторами «большой тройки» 90% всего объема закупок соответствующей инфраструктуры. При этом поглощенные компании получают возможность производить расширения по низким ценам «материнских» компаний, а остающиеся мелкие независимые операторы сокращают объем вложений, чтобы не расходовать имеющуюся наличность в неравной борьбе. Оборудование фиксированной связи Напомним, что за последние четыре года российский рынок оборудования для фиксированной связи увеличился в 3,6 раза. Стоимость новых АТС, проданных в России в 2002 году, составляла, по разным оценкам, от 150 до 200 млн. долл. При этом в денежном выражении рынок мало изменился: объемы продаж росли, но цена техники снижалась. Стоимость обслуживания, расширения и обновления оборудования, установленного ранее, составляет 30 40 млн. долл. Несмотря на успехи американских и китайских производителей на российском рынке оборудования, в секторе фиксированной связи в течение ближайшего времени лидирующие позиции Siemens и Alcatel вряд ли пошатнутся. Хотя резкого увеличения спроса на АТС для местной связи в России не ожидается, тем не менее, заметное увеличение уровня емкости АТС все же имеет место быть. В прошлом году «Связьинвест» осуществил самый крупный за свою историю заем Сбербанк РФ выделил ему централизованный кредит в размере 4 млрд. рублей на закупку оборудования для региональных операторов, и этот год обещает стать рекордным по числу введенных в строй цифровых станций. Темпы развития средств связи в 20002002 годах Источник: Минсвязи России, 2003 По данным министра связи Леонида Реймана, в развитие отрасли связи России с начала 2003 года инвестировано 539 млн. долл. иностранного и около 800 млн. долл. российского капитала. По его словам, за последние 4 года объем инвестиций в отрасль превысил 7 млрд. долл. И все же российские поставщики Согласно данным Госкомстата, объем производства средств связи в России в Как видно из статистики, в большинстве сегментов оборудования связи доминируют иностранные производители и, несмотря на заявления официальных структур (Минсвязи и пр.) пока нет никаких серьезных предпосылок для заметного увеличения доли отечественных поставщиков. В то же время, во оценкам специалистов, телекоммуникационное оборудование российских производителей может быть востребовано в узких рыночных нишах. Так, наилучшие шансы отечественные разработчики имеют в сегменте «модемы для физических линий». Здесь представлены такие российские фирмы, как КБ «Кроникс», «Зелакс», НТЦ «Натекс», NSG, «Гранч» и другие. Их оборудование изначально предназначалось для работы на российских линиях связи, поэтому учитывает их специфику уже на стадии проектирования. Модельный ряд охватывает почти все возможные технологии передачи данных по абонентской цифровой линии, за исключением технологии ADSL, которая почти на 100% представлена модемами импортного производства. В секторе оптического оборудования неплохие наработки у компании «Ротек» одного из ведущих российских производителей телекоммуникационного оборудования. На проходившей недавно выставке TRBE-2003 «Ротек» анонсировал систему грубого спектрального мультиплексирования (CWDM), предназначенную в первую очередь для передачи большого количество видео- и аудиосигналов по одному волокну оптического кабеля. Виталий Солонин / CNews Analytics Иван Мокеев: Традиционные операторы, позже вводя новые услуги, будут впереди альтернативных по спектру и интеграции этих услугИнтервью CNews.ru дал Иван Мокеев, генеральный директор компании Plus Communications. CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, являются ключевыми на телекоммуникационном рынке России. Влияние, каких из них, будет наиболее важным в ближайшее время? Иван Мокеев: Уже два года назад можно было говорить о том, что за сетями на основе IP будущее. Сегодня эта тенденция подтвердилась и получила дальнейшее развитие. Основное стратегическое направление развития сетевой инфрастуктуры, как современного оператора связи, так и корпорации это переход от функции обеспечения передачи трафика данных к функции предоставления услуг. Чем более гибкая и масштабируемая инфрастуктура будет построена, тем легче будет развернуть реализацию различного рода услуг. Сегодня телекоммуникационные услуги фактически образуют целые технологические направления частные виртуальные сети, управление контентом, Юрий Осокин: Фактор сосуществования стандартных и новых технологий в сегодняшнем мире телекоммуникаций приобретает все большее значениеНа сегодняшний день СТАРТЕЛЕКОМ одна из немногих компаний, которая одновременно обладает статусом универсального оператора телекоммуникационных услуг в Москве и CNews.ru: Известно, что американские, азиатские и европейские компании, работающие в том числе на рынках оборудования связи, заметно отличаются по культуре бизнеса. Почему вы остановились при выборе партнеров преимущественно на европейских предприятиях? Юрий Осокин: Компания СТАРТЕЛЕКОМ как поставщик оборудования связи и интегратор работает на российском телекоммуникационном рынке уже больше 3 лет. Это достаточно большой срок для такой быстро развивающейся сферы, как высокие технологии. Ни для кого не секрет, что правильно выбранные партнеры это половина успеха. Когда мы рассматривали ведущих производителей, работающих на рынке оборудования связи, для потенциального сотрудничества, основным фактором был не географический принцип, а стремление предоставить нашим заказчикам это преимущественно операторы связи оптимальное решение для строительства и развития их сетей. Прежде всего, мы ориентировались на компании, оборудование которых известно на нашем рынке, заслужило доверие российских операторов связи. В частности, словенское предприятие ISKRATEL работает на рынке городских и ведомственных систем связи России уже более 10 лет и знает не понаслышке специфику и потребности нашего рынка. Инна Плотникова: Сравните уровень телефонизации России и остальных стран «большой восьмерки» и сразу станет ясно, какую целину нужно еще поднятьНа вопросы CNews.ru ответила Инна Плотникова, президент компании DIAMOND Communications. CNews.ru: Телекоммуникационный бизнес в России активно развивается. Как меняются технологические задачи связистов? Какие приоритеты являются сегодня ключевыми для традиционных и альтернативных операторов связи? Инна Плотникова: Главнейшим приоритетом связистов, как традиционных, так и альтернативных, является обеспечение потребителей всей номенклатурой услуг современной связи по доступным ценам. Любой человек или организация, вне зависимости от своего местоположения, должны иметь доступ к полному спектру услуг связи это основное условие существования и эффективного функционирования современного общества. Вот тогда телекоммуникационное лобби в нашей стране будет сильнее нефтяного, алюминиевого, стального и прочих. К сожалению, этого естественного положения в наших законах нет.
|