Андрей Сухобоков: В ближайшие годы нас ожидает всплеск активности в сегменте систем среднего класса для госсектора
Интервью CNews.ru дал Андрей Сухобоков, директор управления корпоративных информационных систем компании «А.И.Аудит-Сервис». По мнению эксперта внедрение средств автоматизации в госсекторе идет с некоторым временным лагом по отношению к коммерческим структурам. Следствием этого будет интенсивное освоение в ближайшие годы в государственных учреждениях и организациях свободного сейчас сегмента систем среднего класса.
CNews.ru: Насколько успешно, на ваш взгляд, развивается информатизация в государственном секторе? Можно ли говорить о том, что этот процесс носит комплексный характер или пока это только «лоскутная автоматизация»?
Андрей Сухобоков: Госсектор это достаточно широкое понятие. Помимо органов исполнительной законодательной и судебной власти сюда ещё относятся: подавляющая часть учреждений социального назначения (здравоохранение, образование, культура, фундаментальная наука); подразделения силовых ведомств (армейские части, органы МВД, структуры других ведомств); предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
органы муниципального управления; муниципальные предприятия. В каждом из перечисленных сегментов процесс внедрения систем обработки данных и управления имеет свои особенности и идёт разными темпами.
Наиболее «продвинутыми» среди перечисленных сегментов являются предприятия ОПК и муниципальные предприятия. Предприятия ОПК имеют статус ФГУП, АО с госучастием или казённых предприятий. Муниципальные предприятия это МУПы, казённые предприятия и предприятия других организационно-правовых форм с долевым участием субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Все перечисленные виды предприятий используют стандартный план счетов бухгалтерского и налогового учёта и могут применять типовые стандартные системы управления, предназначенные для коммерческих предприятий. Единственным существенным дополнительным требованием к системам, используемым на предприятиях ОПК, является их сертификация с точки зрения защиты секретных данных.
Вторую по уровню развития группу образуют учреждения здравоохранения, образования, культуры. Отличительной чертой этих учреждений является финансирование из нескольких источников одного или нескольких бюджетов, и, кроме того, в том или ином объёме за счёт собственной коммерческой деятельности. Для организации бухгалтерского учёта в этих учреждениях используется специальный, так называемый «бюджетный» план счетов. Другой характерной особенностью является наличие множества неурегулированных вопросов в сфере налогообложения. Ограниченность бюджетного финансирования и возможность развития коммерческой деятельности заставляет многих руководителей этих учреждений заботиться о создании эффективного хозяйственного механизма, который без автоматизации невозможен. Тем не менее, из-за ограниченности средств (по нашим оценкам, в этом сегменте госсектора примерно в половине случаев) внедряется временное решение, не обеспечивающее возможности последующего применения комплексного подхода.
Следующий сегмент образуют учреждения различных силовых и других ведомств, не занимающихся коммерческой деятельностью, в том числе: территориальные управления ФСБ, МВД, территориальные таможенные органы, территориальные органы гражданской обороны, МЧС, МНС РФ, контрольно-счетной палаты, учреждения Министерства обороны и т.д. Все перечисленные организации, так же как и учреждения здравоохранения, образования и культуры, используют бюджетный план счетов. Однако из-за отсутствия коммерческой деятельности стремление к созданию эффективного хозяйственного механизма выражено не так отчётливо. Немаловажным ограничением являются также общеведомственные требования к защите информации. Поэтому автоматизация даже имеющих гражданский характер хозяйственно-экономических функций (финансы, закупки, складской учёт, управление запасами и т.д.) носит в этих структурах не комплексный характер. Очень часто вместо стандартных модулей, имеющихся в типовых коммерческих пакетах, применяется специально разработанное программное обеспечение.
Замыкающую группу по уровню использования средств автоматизации образуют муниципальные органы управления. Внедрения каких-либо систем обработки данных и управления здесь носят единичный характер и встречаются только в наиболее передовых субъектах. Основная же масса этих учреждений пока применяет только стандартные пакеты офисной автоматизации. Очень часто недостаточное внимание к автоматизации здесь обусловлено не отсутствием задач или проблемами с пониманием их важности и неотложности решения, а элементарным недостатком финансовых средств.
CNews.ru: Какова динамика развития ИТ в этих сегментах государственного аппарата?
Андрей Сухобоков: Наблюдаемое в последние несколько лет повышенное внимание к роли и функциям государства положительно сказалось на темпах внедрения в госсекторе средств автоматизированной обработки данных и управления. Тем не менее, субъективно, несмотря на позитивные сдвиги, общий уровень автоматизации в госструктурах всё же ниже, чем средний уровень автоматизации в коммерческих торговых и в промышленных предприятиях.
Скорее всего, такое положение вещей не относится к особенностям России, а является более общей закономерностью. В большинстве стран внедрение средств автоматизации в госсекторе идёт с некоторым временным лагом по отношению к коммерческим структурам. Крупные компании частного сектора выступают в качестве полигона, на котором отрабатываются новые решения. И только после того как новые идеи и методы, воплощённые в конкретные системы, подтверждают свою целесообразность и получают всеобщее признание, они внедряются в госсекторе.
В качестве наглядного подтверждения этой гипотезы можно привести пример США. Все крупные корпорации США уже в течение более чем 10 лет используют централизованные корпоративные системы управления, их эффективность является общепризнанной и имеет место понимание нецелесообразности других подходов к организации управления. Тем не менее, министерство обороны США только в 2000 году приняло решение о внедрении централизованной системы снабжения на основе продуктов SAP и в 2001 году решение о внедрении централизованной системы управления персоналом на основе продуктов PeopleSoft.
CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно классифицировать предприятия и учреждения госсектора по величине?
Андрей Сухобоков: Предприятия и учреждения, относящиеся к госсектору, могут быть как относительно маленькими, так и достаточно большими с десятками тысяч сотрудников, большими финансовыми и материальными оборотами, десятками тысяч стоящих на учёте основных средств. В качестве примеров больших предприятий и учреждений госсектора могут рассматриваться крупный холдинг в составе ОПК, включающий десятки заводов, университет с тысячами сотрудников, десятками тысяч студентов и несколькими филиалами, территориальное управление системы образования или здравоохранения.
Тогда в этой системе координат к верхнему сегменту предприятий и организаций среднего класса будут относиться: оборонное предприятие с несколькими тысячами сотрудников; крупный военный госпиталь с несколькими тысячами персонала и таким же количеством больных; ВУЗ, насчитывающий около тысячи сотрудников и несколько тысяч студентов.
Предприятия и учреждения, имеющие от 100 до 1000 сотрудников, относятся к нижнему сегменту среднего класса. В качестве широко известного примера такого предприятия можно привести Музей Великой Отечественной войны 19411945 годов на Поклонной горе (кстати, один из клиентов нашей компании). В штате музея работает около 1000 сотрудников, примерно 200 из которых используют в своей работе вычислительную технику. Учреждения и предприятия численностью до 100 человек это малые предприятия.
CNews.ru: Насколько сформирован в России рынок ПО и услуг в сфере внедрения систем автоматизации для госсектора?
Андрей Сухобоков: Из распространённых типовых систем для предприятий госсектора можно упомянуть: решения SAP и Baan, используемые в ОПК; решения SAP для госсектора (МГУ уже несколько лет применяет адаптированное решение на основе SAP High Education & Research); решения корпорации «Парус» для бюджетного сектора; бюджетную бухгалтерию 1С и отраслевые решения на её основе, решения 1С для воинских частей.
В приведенном списке явно ощущаются неравномерности. Есть решения для больших организаций и для малых при относительном вакууме в сегментах средних предприятий. В ближайшее время можно ожидать появления решений для нижнего сегмента предприятий среднего класса. Предвестником проникновения в бюджетный сектор ориентированной на коммерческий рынок системы «Парус 8.Х» является начавшийся в конце 2003 года проект компании «Кредо-С» по автоматизации Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Кроме того, в первом квартале 2004 года ожидается выход комплексной конфигурации 1С:Предприятие 8.Х.
И совершенно свободен верхний сегмент предприятий и организаций среднего класса. То есть тот сегмент, который в коммерческом секторе занимают Microsoft Axapta, Scala Business Solutions, MAPICS(Frontstep) SyteLine, «Галактика» и ряд других систем. В значительной степени проникновение этих систем в госсектор сдерживается особенностями бюджетного бухгалтерского учёта и налогообложения, спецификой бизнес-процессов, а также отсутствием сертификатов по обеспечению безопасности ПО у зарубежных производителей.
Наиболее вероятные кандидаты на верхний сегмент среднего рынка это Microsoft Axapta и SAP All-in-One. Axapta поскольку компания Microsoft вышла на первое место по итогам 2002 года на российском рынке систем среднего класса. mySAP All-in-One поскольку SAP имеет опыт локализации для госсектора решений mySAP Business Suite, а mySAP All-in-One построено именно на этой основе. Именно незаполненность средних сегментов рынка в госсекторе делает их очень перспективными как для продажи ПО, так и для оказания услуг.
CNews.ru: Насколько велик спрос на решения для госсектора?
Андрей Сухобоков: Точные оценки по рынку в целом можно получить на основе статистических данных, что же касается нашей компании, то федеральные государственные унитарные предприятия, госучереждения и АО с госучастием находятся в числе самых крупных наших клиентов. Выполнение их заказов в 2003 году обеспечило более половины наших объёмов работ в области внедрения корпоративных информационных систем.
CNews.ru: Расскажите о проектах, реализованных вашей компанией в государственных структурах в последние годы? С какими особенностями довелось столкнуться в ходе их реализации?
Андрей Сухобоков: В течение нескольких лет наша компания является партнёром корпорации «Парус» и 1С-франчайзи. В 2003 году мы стали партнёром Microsoft Business Solutions по системе Axapta. Все основные проекты в госсекторе в последние годы выполнялись на основе платформы 1С:Предприятие 7.7. К числу наиболее интересных можно отнести проекты внедрения систем в ФГУП ГНПП «Базальт», в Научном Центре экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ, в Поликлинике Минэкономразвития, уже упоминавшийся проект в Музее Великой Отечественной войны 1941-45 на Поклонной Горе. Взаимоотношения со всеми перечисленными клиентами имеют долгосрочный характер, а внедрение комплексных систем автоматизации осуществляется поэтапно посредством выполнения серии небольших проектов длительностью несколько месяцев.
Выбор платформы 1С в значительной степени был обусловлен открытостью исходных текстов, наличием средств программирования и широким спектром существующих отраслевых решений. В то же время нельзя не отметить трудности, с которыми пришлось столкнуться, и, которые также можно отнести к последствиям выбора платформы: ограниченная масштабируемость решений; необходимость поддержки и синхронизации нескольких баз данных, расположенных на территориально удалённых объектах.
Накопленный опыт только подтвердил ранее существовавшую убеждённость, что для каждого класса предприятий имеются ряд соответствующих ему систем автоматизации. Использование неадекватной по классу системы влечёт за собой дополнительные затраты.
CNews.ru: Какие технологические решения и услуги будут востребованы в госсекторе в ближайшие годы?
Андрей Сухобоков: Помимо типовых решений для малых предприятий на платформах 1С:Предприятие 7.7 и Парус 7.х наиболее востребованными в госсекторе в ближайшие годы скорее всего будут: налоговый учёт в бюджетной бухгалтерии 1С:Предприятие 7.7; решения для бюджетных учреждений на платформе 1С:Предприятие 8.0; решения для бюджетных учреждений на платформе Парус 8.Х. Также следует ожидать роста спроса на решения для госсектора на платформах Microsoft Axapta и SAP; интегрированные решения на основе платформ SAP, Microsoft Axapta, Парус различных версий и 1С:Предприятие различных версий.
Именно исходя из фактической востребованности мы завершаем в нашей компании разработку конфигурации для медицинских учреждений, содержащей полноценные средства налогового учёта в составе бюджетной бухгалтерии на платформе 1С:Предприятие 7.7. Другие два перспективных решения для госсектора, которым мы уделяем сейчас большое внимание и на формирование которых расходуем ресурсы это средства управленческого учёта на платформе Microsoft Axapta и интегрированное решение для ведения проектного и бухгалтерского учёта на основе платформ Microsoft Axapta и 1С:Предприятие 7.7.