Портальные удобства
Мировой рынок портальных решений в госсекторе
Ведомственные порталы самый очевидный результат развития «Электронной России»
Региональные порталы: развитие в отсутствие финансирования и стандартов
|
|
Электронные госпорталы: трудные шаги к открытостиСодержание:
Портальные удобства Движение государства в сторону информационной открытости развивает рынок портальных решений. Правительственные и ведомственные порталы, как не сложно предположить, тяготеют к некоторому единому шаблону. Изначально они сходятся по своему предназначению: сбор и хранение информации для предоставления ее конечному пользователю. На более продвинутой стадии развертывания портала, как правило, добавляется интерактивная составляющая т.е. возможность обсуждения предлагаемой информации в онлайновом открытом режиме, а также возможность получения ответа на заданный вопрос или консультации. Таким образом портал постепенно переходит из статуса некоего хранилища информации в статус инструмента взаимодействия, в частности, государства и его граждан. В идеале он должен стать механизмом, существенно облегчающим это взаимодействие по максимально широкому спектру коммуникаций. За счет запуска портала той или иной государственной структуры должна расти удовлетворенность населения уровнем сервиса этой организации. Кроме того, создание портала предполагает сокращение затрат самих ведомств порталы позволяют высвободить некоторое количество кадровых ресурсов, занятых как раз в области предоставления консультаций, либо же более оптимально перераспределить их усилия. Другим преимуществом портальных технологий является оптимизация работы и повышение эффективности работы чиновников. Портал позволяет создать некую «отправную точку» поиска информации в рамках самой организации, структурируя ее и обеспечивая к ней быстрый доступ, с достаточно четким разграничением прав пользователей. Это хороший инструмент для расширения аналитических задач, поскольку появляется возможность ознакомиться с результатами работы всех подразделений. Портал может стать удобным инструментом взаимодействия с территориально удаленными, региональными представительствами путем повышения уровня их соответствия общему ритму работы центральной организации. С технической точки зрения ведомственный портал служит средством приведения разрозненных информационных систем к единому интерфейсу, формой развертывания структурированной электронной библиотеки, а также методом построения строгой архитектуры, в рамках которой будут интегрироваться существующие и вновь создаваемые компоненты. Помимо организации внутренней работы и взаимодействия с клиентами, ведомственный портал может быть использован как средство для поддержания контактов с внешними организациями, например, с другими государственными институтами, заинтересованными в оперативном получении справочной информации. Мировой рынок портальных решений в госсекторе Мировое сообщество пережило «бум» порталов (правительственных в том числе) еще в 90-ые гг. и сейчас склонно трезво оценивать затраты на развитие разветвленной сети доступа граждан к государственным службам через интернет. В большинстве стран Европы ранее сформулированные гигантские планы в этой области сейчас не встречают одобрения. Особенно осторожно сейчас старается тратить деньги налогоплательщиков британское правительство, призывающее подождать, пока работа подобных систем не будет окончательно отлажена и не продемонстрирует свою работоспособность. Многие представители Недоверие к адекватности вложения крупных денежных средств в развитие подобного рода систем высказывают не только британцы. В специальном докладе ООН в конце 2003 г. также озвучивались сомнения в их эффективности ввиду дороговизны. При этом в Европе продолжает развиваться инициатива eEurope Action по переводу правительственных и ведомственных услуг в онлайновый режим. Ряд европейских стран придерживаются ранее намеченных стратегий модернизации своего госсектора и пытаются заинтересовать общественность в электронных сервисах, а также привлечь сюда дополнительные инвестиции. В 2003 г., по данным IDC, самой подготовленной страной в Европе по уровню предоставления правительственных услуг в режиме онлайн и по желанию общественности пользоваться данными услугами была Дания. Достаточно высокой называлась «электронная готовность» Швеции, Финляндии затем, с отрывом, шли Испания, Италия, Ирландия и Португалия. Дальнейшее развитие проекта eEurope, ориентированного на разработку информационных систем на базе Открытого ПО, предусматривает целый комплекс мер по информатизации ЕС, в том числе, развитие таких служб, как электронная коммерция, дистанционное обучение, врачебные онлайновые консультации и пр. В Соединенных Штатах на федеральном уровне продолжает выделяться достаточный объем средств для поддержания правительственных порталов, предоставляющих довольно полный объем информации по работе госдепартаментов. Поскольку процесс «цифровизации» здесь был начат несколькими годами раньше, чем в Европе, а также Ведущие мировые поставщики портальных решений для госсектора (включая SAP, IBM, Plumtree, Oracle, PeopleSoft) в целом отмечают, что после 2000 г. объем запросов на развертывание новых правительственных порталов в США и Западной Европе заметно снизился. По данным Gartner, и само распределение долей игроков на рынке портальных лицензий для госструктур за два последние года существенно изменилось. Рыночные доли ведущих поставщиков портальных решений для местных органов государственной власти (по доходам от продажи лицензий)
Источник: Gartner Dataquest, 2003 Рыночные доли ведущих поставщиков портальных решений для центральных органов государственной власти (по доходам от продажи лицензий)
Источник: Gartner Dataquest, 2003 Ведомственные порталы самый очевидный результат развития «Электронной России» В 2001 г., когда активно начали говорить о необходимости размещения информации по деятельности любого федерального органа государственной власти в открытом доступе в интернете, в объеме, определяемом Правительством РФ, всего лишь 20% федеральных министерств и ведомств имели свои сайты. Прогнозы относительно быстрого роста их числа оказались, хотя и несколько завышенными, но, тем не менее, верными. Информатизация начала постепенно охватывать органы исполнительной законодательной и судебной властей, подразделения силовых ведомств (армейские части, органы МВД); предприятия Характерно, что запуск ряда сайтов властных и силовых структур, даже сами координаторы «Электронной России», пока считают чуть ли не единственным «реально заметным» результатом программы. Среди прочего в данном случае упоминаются прежде всего сайт Президента, Запуск нового портала Правительства пока намечен на первый квартал 2004 г. Решение включает несколько модулей: раздел «Правительство РФ» «унаследует» сайт кабинета министров, существующий до настоящего времени. Модуль « Очевидно, что появление нового правительственного сайта предполагает некоторое упорядочивание и других федеральных По экспертному заключению Минэкономразвития РФ, на начало 2004 г. в существующей системе ведомственных порталов были выявлены такие недостатки, как низкий уровень структурирования сайтов и частые случаи размещения информации в необработанном виде. Кроме того, ряд Региональные порталы: развитие в отсутствие финансирования и стандартов О реализации в регионах Порталы развития представляют собой онлайновые инструменты сотрудничества «сообществ развития» органов власти, бизнеса, гражданского общества, Предварительно, в рамках проекта, в 2003 г. был проведен сравнительный анализ степени готовности к электронному развитию шести из перечисленных регионов (кроме Подключение к подобного рода проектам внебюджетных средств в принципе видится отечественным госчиновникам эффективным путем преодоления стандартных проблем информатизации российских регионов т.е. неравномерного развития и финансирования. По данным Минсвязи, размер региональных бюджетов на развитие информационных технологий колеблется от 1 млн. до 350 млн. рублей в год. В этой связи во многих регионах не реализуется полный комплекс мероприятий в области информатизации, что приводит к «цифровому разрыву». С другой стороны, выравнивание информационного потенциала, например, Карелии с Финляндией в данный момент происходит в основном за счет программы поддержки со стороны европейской комиссии ТАСИС. Определенную готовность участвовать в подобного рода программах Минсвязи РФ подтвердил и ЕБРР. Впрочем, эффективной реализации «Электронной России» в регионах препятствует не только проблема финансирования. Не менее серьезными факторами торможения Мария Попова / CNews Analytics Алексей Кузовкин: Налаживание внешнего электронного документооборота между несколькими государственными организациями новая актуальная тенденцияИнтервью CNews.ru дал Алексей Кузовкин, генеральный директор компании РБК СОФТ. По мнению эксперта, процесс информатизации органов государственной власти в России идет хорошими темпами, а на повестке дня ближайшего будущего такие новшества как планирование коллективной работы над документами, проведение телеконференций рабочих групп, контроль исполнения и сетевое планирование делового процесса. CNews.ru: Как вы оцениваете уровень проработки Алексей Кузовкин: Не буду говорить о всей стране и всех ведомствах, но в отношении ведомств, с которыми мы давно уже работаем (а это ГТК РФ, СКЦ Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерство Экономического Развития РФ), могу сказать с полной уверенностью: уровень проработки В этих организациях есть не только общая информационная стратегия развития, там есть и детальные календарные планы по внедрению конкретных информационных проектов с описанием ожидаемых результатов. Отмечу, что в этих хорошо «информатизированных» ведомствах, как правило, работают несколько * Недавно Минобразования РФ объявило конкурс на развитие системы Кроме того, запланировано развитие и актуализация информационного наполнения порталов:
|