|
|
«Электронная Россия» держит постСодержание: В связке с «большими» Остался один месяц до завершения первого этапа федеральной целевой программы «Электронная Россия». Она проходила в условиях постоянного недофинансирования и внутренней борьбы ведомств. Продолжалось молчаливое расхождение позиций Минсвязи и МЭРТ относительно связи программы с административной реформой. Но, несмотря на все трудности, удалось подойти к решению основного блока задач провести анализ внедрения ИКТ в органах государственной власти, разработать методологическую базу для дальней реализации «Электронной России», начать ряд ключевых пилотных проектов федерального уровня. Для Федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2003 год стал вторым годом реализации и, одновременно, заключительным для первого этапа. Напомним, что, именно такой порядок предусмотрен в паспорте программы, утвержденным в марте 2002 г. В течение первого этапа перед управляющими программой ведомствами было поставлено несколько ключевых задач: пропагандировать «Электронную России» и необходимость внедрения ИКТ в целом; продвигать программу в регионы; провести анализ состояния информатизации государственного сектора; доработать концептуальную и идеологическую составляющие программы к началу ее второго этапа (с 2004 г.); начать ряд пилотных проектов федерального значения. Именно об этом на протяжении последних лет говорили чиновники, депутаты и заинтересованные представители бизнеса. Но 2003 год во всех отношениях продолжил «традиции» первого года реализации программы: хроническое недофинансирование; несогласованность позиций министерств, курирующих «Электронную Россию»; крайняя медлительность государственного аппарата в решении насущных потребностей программы.Общий объем финансирования «Электронной России» от паспортного составил: в 2002 году 18% (около 600 млн. руб.); в 2003 году 19% (1430 млн. руб.). Согласно утвержденному федеральному бюджету на 2004 г. на программу выделено 1880 млн. руб., что составляет 28% от паспорта программы. «В первые два года это (недофинансирование, CNews) было еще вполне возможно. Мы Бюджет «Электронной России» растет, но отставание от плана расходов очень велико Источник: Минфин РФ Помимо федерального целевого финансирования, согласно паспорту программы, 30% средств должны направлять субъекты федерации. Действительно, часть регионов, но далеко не все, выразили желание участвовать в программе в форме своих региональных программ на условиях совместного финансирования. Как сообщил общественности Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи России, государственные заказчики программы ввели следующий принцип финансирования региональных проектов: не менее 1 руб. инвестиций из регионального бюджета на 1 руб. инвестиций из федерального бюджета. Подобный подход обусловлен стремлением инвестировать федеральные деньги именно в те проекты, которые финансово поддерживают сами регионы, там самым, доказывая их необходимость. Лидерами бюджетного софинансирования являются, к примеру, Москва (бюджетное финансирование «Электронной Москвы» в 2003 году составило 3,47 млрд. рублей), Еще 19% денег в программу должны поступать из внебюджетных источников. В отдельных регионах так и произошло, например, в Эвенкии, благодаря компании «Юкос». В качестве другого примера можно назвать Карелию. «Она получила громадный по масштабам российских регионов объем технической помощи. По проекту Tacis общий объем финансирования программы развития инфокоммуникационной среды этой республики составляет порядка 25 млн. евро за несколько лет. Миссия этой программы состоит в том, чтобы достичь в Карелии такого же уровня развития инфокоммуникаций, инфраструктуры и приложений, как в Финляндии, отметил в своем интервью CNews Олег Бяхов. Но, к сожалению, не у каждого российского региона есть такие соседи. У Оренбурга или Тулы, например, соседи совсем другие, поэтому мы вынуждены инвестировать в опережающие, по отношению к соседям, уровни инфокоммуникационного развития этих регионов». Но основная проблема для привлечения средств из внебюджетных источников в программу «Электронная Россия» и «электронные регионы» это отсутствие Помимо хронического недофинансирования у «Электроной России» есть вторая, не менее значимая проблема федерального уровня. Минэкономразвития (получатель около 25% денег программы) считает, что «Электронная Россия» должна быть инструментом административной реформы и неразрывно связана с ней (а так же с пенсионной реформой, реформой образования и дерегулированием экономики). «Одним из основных результатов программы за эти два года и основной задачей на будущее является необходимость интеграции с административной реформой, и учет в ней того, что без информационных технологий административную реформу осуществить невозможно», подчернул в своем интервью для CNews Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэконразвития России. В свою очередь, Минсвязи (получатель около 60% средств программы) эту позицию обходит стороной, то есть не отрицает этого, но и не выражает В то же время, говорить о противостоянии, и, тем более о конфликте министерств было бы неправильным. Однако, явное расхождение позиций кураторов программы относительно ее связи с административной реформой, и отсутствие генеральной политической линии по этому ключевому вопросу, явно не способствует реализации обеих. Те же причины приводят и к росту управленческих затрат. Все это находит непосредственное отражение в субъектах федерации, реализующих свои региональные электронные программы. Так, например, в рамках «Электронной Москвы» одновременно реализуются блестящие решения (например, «Электронная карта москвича»). В то же время, словосочетание «электронное правительство» вызывает у столичных чиновников только негативную реакцию. Здесь о В то же время, Минэкономразвития видит «Электронную Россию» как источник методологии и координатор базовых мероприятий для других федеральных целевых программ, ведомственных и региональных программ, международных и подведомственных организаций и муниципальных проектов. «Необходимо ввести задачи по анализу «Электронная Россия» для России По словам первого заместителя министра связи Андрея Короткова, первые результаты реализации ФЦП «Электронная Россия» уже налицо: разработана концепция электронного документооборота; внедряются системы дистанционного обучения и телемедицины; идет разработка системы «государственный регистр населения»; развернуто более 3000 пунктов коллективного доступа в интернет, в том числе более 800 в сельской местности. По словам Олега Бяхова, «порядка 7,4% почтовых отделений подключено к интернету». В целях продвижения программы в регионы Минсвязи провело 7 конференций, посвященных программе, во всех федеральных округах страны. В текущем году МЭРТ совместно с Минсвязи начало пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов. Один из них, реализуемый усилиями ГТК и МНС, связан с возвратом НДС. «Это позволит автоматизировать процесс возврата НДС и, с одной стороны, облегчит жизнь для добросовестных экспортеров, которые теряют миллиарды долларов на том, что НДС возвращается достаточно поздно, сообщил на одном из семинаров Церен Церенов. С другой стороны, это серьезно понизит роль бюджетных застоев позволив искоренить проблему недобросовестных экспортеров В Счетной палате России и МЭРТ началась реализация проектов по созданию электронных административных регламентов. В десятках регионов заканчиваются проекты по объединению государственных информационных ресурсов ЗАГСов и «Будущий, 2004 год связан с решением комплексных проблем управления, сообщил в интервью CNews.ru о ближайших задах программы Церен Церенов. Фокус работ уже смещен с решения отдельных прикладных задач на выстраивание общей концепции управления». Но после заседания правительства 11 сентября 2003 года можно утверждать о существенном понижении «руководящей и направляющей» роли программы «Электронная Россия» в информатизации страны в 2004 году и на ближайшую перспективу. Осмысление реализации «Электронной России» наглядно показало, что практика управления государственными Сергей Шалманов / CNews Analytics Олег Бяхов: Решение об увеличении расходов на ИКТ должен принимать «малый
|