Церен Церенов: Ведомственный феодализм это когда информация используется только для себя, а не для нужд государства и общества
О ходе реализации программы «Электронная Россия», сложностях и перспективах ее реализации, а также о планах на последующие годы в интервью CNews.ru рассказал Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ.
CNews.ru: 2003 год был вторым годом реализации ФЦП «Электронная Россия». Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работ по программе. Если сравнить реализацию программы в 2003 и 2002 гг., то какие основные изменения следует выделить?
Церен Церенов: 2002 и 2003 годы прошли под девизом анализа текущей ситуации в стране и подготовки методологической базы для дальнейшей реализации программы. Это связано с тем, что была необходимость должным образом оценить ситуацию с внедрением ИТ не только в стране в целом, но и, что особенно важно, в государственном управлении. Требовалось четко понять, как мы можем в ближайшее время приблизиться к построению электронного правительства, способного оказывать онлайн-услуги гражданам и бизнесу. Такие работы сейчас идут, и можно констатировать, что первый итог программы реализация первого этапа программы выполнен.
Мы смогли на те средства, которые выделены (а их было в 56 раз меньше, чем запланировано), не допустить провала 1 этапа программы. Во-первых, должным образом проанализирована ситуация с информатизацией в стране. Исследованиями еще раз было подтверждено, что это «лоскутная» информатизация, при которой большая часть средств тратится на «железо», а не на решение прикладных задач, кроме того, было выявлено, что информатизация в основном носит ведомственный характер, и межведомственные задачи не решаются, что остается большой проблемой. Например, согласно пилотному исследованию, базы данных федеральных ведомств на 95% остаются закрытыми не только для граждан и бизнеса, но и для заинтересованных ведомств. Это, по сути дела, настоящий ведомственный феодализм в использовании информации только для себя, а не для нужд государства и общества.
CNews.ru: Какие результаты, из числа наиболее значимых, были достигнуты?
Церен Церенов: С начала реализации программы Минэкономразвития России удалось начать серию пилотных проектов по электронному правительству, и многие из них будут закончены к концу 2003 года. Это позволит со следующего года тиражировать системные проекты. Кроме того, мы подошли к концептуальной проработке построения электронного правительства. Практически завершена работа по подготовке пакета документов, составляющих идеологию архитектуры электронного государства, это концепции электронных административных регламентов (ЭАР), объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) и построения государственной информационно-коммуникационной архитектуры. Архитектура электронного государства является аналогом единой федеральной архитектуры (ЕФА), выстраиваемой в настоящее время в США. Это станет основой и прообразом построения электронного правительства, и на сегодняшний момент для этого есть все предпосылки проанализирована ситуация по уровню информатизации в России, подготовлены идеологические документы, реализована серия пилотных проектов. Основные положения данной идеологии мы также записываем в Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, которую мы сейчас дорабатываем совместно с Минсвязи России.
CNews.ru: По каким направлениям удалось начать пилотные проекты? Расскажите о них подробнее.
Церен Церенов: Многие пилотные проекты были запущены в этом году для того, чтобы подкрепить те наработки, которые сделаны или только готовятся в сфере построения электронного правительства. Это, в первую очередь, межведомственные проекты, где принимает участие несколько ведомств и на стыке которых лежат интересы граждан и бизнеса: на федеральном уровне ГТК России МНС России, на региональном уровне проект ЗАГС-ПВС-ЖКХ.
Взаимодействие Министерства по налогам и сборам и Таможенного комитета налаживается в очень важной сфере, сопряженной с экономической безопасностью России, это возврат НДС. На примере этого проекта будет наглядно показано, что совмещение работы двух ведомств позволяет оказать неоценимую услугу нашим экспортерам (в несколько раз сократится время возврата НДС) и существенно сэкономить средства федерального бюджета на возврате НДС.
В десятках регионов заканчиваются проекты по объединению государственных информационных ресурсов ЗАГСов, паспортно-визовых служб и ЖКХ. Имеющиеся у ЗАГСов базы данных и базы данных паспортно-визовых служб интегрируются между собой с тем, чтобы об одном и том же человеке в этих уважаемых учреждениях была идентичная информация и можно было бы всегда однозначно идентифицировать этого человека. В некоторых субъектах Федерации пошли дальше и начали интегрировать эти базы данных с базами данных жилищно-коммунального хозяйства. Это лишь некоторые примеры проектов, идущих в Министерстве экономического развития и торговли.
Кроме того, стартовала реализация проектов по созданию электронных административных регламентов и выстраиванию соответствующей структурной архитектуры органов власти. Это, например, проекты по созданию электронных административных регламентов в министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и Счетной палате России.
CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, об изменениях, произошедших в динамике реализации программы.
Церен Церенов: Серьезную положительную динамику мы наблюдаем в региональном развитии регионы по-настоящему включились в эту работу, и ведут ее. Примечательно, что они хотят не просто реализовывать отдельные подсистемы, а решать проблемы комплексно, представляя все информационные подсистемы и взаимосвязи между ними. Они хотят делать это на единых стандартах, на единой идеологии, и, соответственно, предъявляют очень много требований к федеральному руководству, чтобы такие стандарты были сформулированы. Мы как раз этим занимаемся, и к концу года, кроме общих руководящих документов, будут разработаны стандарты в виде типовых решений по ряду автоматизированных систем это полнофункциональные типовые системы государственных электронных закупок для региональных и муниципальных органов власти и органов государственной власти.
В настоящее время по электронным государственным закупкам ведутся опытные торги в ряде субъектов Федерации Челябинской области, республиках Чувашия и Якутия. Применительно к данному направлению можно говорить, что на региональном уровне в упомянутых субъектах, где проходят пилотные торги, уже готовы проводить их полностью в электронной форме на постоянной основе. У них для этого все есть, и дело остается за законодательством.
Вскоре Минэкономразвития России будет готово тиражировать подобные типовые проекты для других субъектов Федерации. Конечно, каждому региону придется тратить средства на доводку решения применительно к своей специфике, но главный вклад в разработку ноу-хау уже сделан, есть решения по большинству организационных вопросов, появилась типовая система, которую можно использовать.
Аналогично организована работа на федеральном уровне вырабатываются стандарты с тем, чтобы информационные системы федеральных органов власти были совместимы между собой. Работы ведутся, но пока нельзя говорить, что они будут охватывать все сферы государственного управления. Одно из направлений это услуги гражданам и бизнесу. Сейчас идет работа над общим каталогом таких услуг. В общей инфраструктуре услуг, осуществляемых правительством в электронной форме, они будут расположены «в едином окне» и предоставляться на базе единых стандартов. Макет системы должен быть представлен до конца текущего года.
Особо хотел бы отметить, что все перечисленные работы неразрывно связаны с проводимой административной реформой. Ни один из проектов невозможно было осуществить без изменения функций, без изменения бизнес-процессов, которые существовали до внедрения информационных технологий. А это задача административной реформы, потому что автоматизировать хаос невозможно. И первые два года реализации программы подтвердили, что «Электронная Россия» имеет самую тесную связь с административной реформой.
Основной задачей на будущее является необходимость дальнейшей интеграции процессов в рамках программы с процессами административной реформы, и, самое главное, учет при проведении административной реформы того, что без информационных технологий административную реформу осуществить невозможно. Например, сейчас мы сделали паспорт функций, который реализуется в административной реформе с использованием электронных технологий. Если раньше функции анализировались на бумаге, то сейчас анализ идет в электронном виде и, тем самым, намного упрощается.
CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, о законодательных инициативах министерства в рамках программы «Электронная Россия»?
Церен Церенов: Эти два года мы уделяли серьезное внимание анализу законодательства. Наши пилотные проекты еще больше обнажили проблему несовершенства сферы законодательного регулирования применения ИКТ. В настоящее время создана рабочая группа, возглавляемая Андреем Шароновым (первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ), где заместителем у него Дмитрий Милованцев (заместитель министра по связи и информатизации). Группа ведет работу над Концепцией законодательства в области применения информационных технологий. Прорабатываются изменения, направленные на открытие возможностей для использования информационных технологий в общественной жизни и государственном управлении.
Работа над Концепцией идет с начала года, на сегодня документ претерпел существенную правку и серьезно доработан, вскоре мы будем готовы к тому, чтобы начинать согласование с соответствующими заинтересованными ведомствами. Пока это плод работы Минэкономразвития России и Минсвязи России.
Параллельно мы начинаем проработку ряда законопроектов, которые должны быть приняты в наступающем 2004 году. Разрабатываемые нормы относятся к использованию межведомственных ресурсов и их формированию. Сейчас имеется большая проблема, на которую жалуются многие регионы: государственным органам региональной и муниципальной власти невозможно получить информацию из баз данных федерального уровня. И даже на федеральном уровне невозможно получить информацию от другого федерального ведомства. Также должен быть разработан закон персональных данных, должны быть внесены изменения в законодательство об электронной цифровой подписи (ЭЦП). Надо признать тот факт, что закон об ЭЦП недостаточно хорошо работает, так как у нас нет ЭЦП, несмотря на то, что этот закон принят уже два года назад. При этом мы уже договорились с Минсвязи, что мы будем отменять лицензирование деятельности удостоверяющих центров.
Более того, ведется разработка законов, стимулирующих электронную торговлю. Я уже говорил о готовности ряда регионов к электронным торгам, но законодательство не позволяет должным образом использовать эти наработки. Также ведутся работы по ряду других законопроектов, в том числе связанных с доступом граждан и бизнес-сообщества к информации органов власти и управления различных уровней и ее открытостью для общества.
CNews.ru: ФЦП «Электронная Россия» в 2003 г., как и в 2002 г., испытывает острое недофинансирование. При разработке программы еще в начале 2002 г. предполагалось, что в 2003 г. на нее из федерального бюджета будет выделено 7,515 млрд. рублей, но реально в федеральном бюджете было заложено 1,430 млрд. рублей. Что вы можете сказать о реальных объемах финансирования программы из средств федерального бюджета в текущем году и на 2004 г?
Церен Церенов: Да, действительно, на реализацию программы в 2003 году было выделено 1430 млн. рублей, в прошлом, 2002 г. 600 млн. рублей, на 2004 г. выделено 1880 миллионов. Эти цифры, как я уже говорил, по сути дела, в 56 раз меньше сумм, запланированных программой.
В первые два года реализации программы это было еще вполне возможно. Мы каким-то образом пытались перегруппировать направления работ, и речь о запуске пилотных проектов просто не шла.
Однако в следующем, 2004 году, когда планируется запустить серию крупных пилотных проектов, недофинансирование будет критическим образом отражаться на ходе реализации программы.
Например, для пилотной реализации проекта по созданию с Государственным таможенным комитетом России (ГТК России) и Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ, на несколько таможен и в МНС необходимо было закупить оборудования на 200 млн. рублей. Но этих денег сейчас нет, и мы не сможем в полноценном виде провести этот пилотный проект, то есть он снова пройдет в усеченном формате. Хотя внедрение такой системы позволило бы государству сэкономить около 90 млрд. рублей на возврате НДС.
Но многие наши пилотные проекты мы вообще не сможем запустить в промышленную эксплуатацию, не сможем ранее полученные результаты реализовать в масштабе всей страны, как изначально планировалось. Это те же проекты по электронным государственным закупкам, порталам государственных органов власти, объединенным государственным информационным ресурсам (ОГИР) ЗАГС-ПВС-ЖКХ, и это несмотря на то, что в пилотных регионах все они работают. Например, ежегодная экономия Пенсионного фонда от внедрения ОГИР ЗАГС ПВС-ЖКХ может составить более 10 млн. долларов за счет своевременного получения информации о гражданах; внедрение такой системы в Москве позволяет получать ежегодный экономический эффект в объеме 30 млн. рублей за счет минимизации переплат пенсий и пособий гражданам, утратившим на них право.
Конечно, мы хотели бы до 2004 г. запустить проработанные проекты на все регионы, помочь им в решении сопутствующих задач, чтобы они могли пользоваться этими разработками. Но сейчас это невозможно будет сделать. Также мы не сможем запустить ряд очень важных и интересных межведомственных проектов, придется довольствоваться отработкой тех проектов, которые у нас уже начались.
CNews.ru: Действительно, 2004 год первый в реализации основной фазы программы ФЦП «Электронная Россия». Какими характеристиками можно обозначить намеченные работы? Что вы можете сказать о работе с регионами и муниципальными образованиями? Какие основные проблемы следует отметить?
Церен Церенов: Будущий, 2004 год связан с решением комплексных проблем управления. Фокус работ уже смещен с решения отдельных прикладных задач на выстраивание общей концепции управления. Необходимо увидеть все подсистемы в их взаимосвязи между собой это позволит подходить к процессу информатизации комплексно.
Перспективу, пожалуй, кратко можно обозначить так: «Электронная Россия» пошла в регионы. Два года проводится творческий конкурс среди регионов: в 2002 году отбирались отдельные прикладные системы (например, создание порталов или систем электронных госзакупок для органов власти субъектов Федерации), в 2003 году региональные проекты по системе управления регионом (комплексный подход и взаимоувязка всех отдельных прикладных систем между собой).
Сейчас мы объявили очередной творческий конкурс совместно с Министерством связи. Он направлен на отбор региональных и муниципальных комплексных проектов, где все подсистемы управления в регионе связаны между собой, начиная с управления финансами, государственными закупками, мониторингом предприятий, мониторингом и анализом прогнозирования, и заканчивая мониторингом чрезвычайных ситуаций, экологической обстановки и т.п. Все подсистемы необходимо будет свести в единую систему управления регионом или муниципалитетом. Такие заявки уже поступили от регионов и муниципалитетов, и мы начинаем комплексную системную реализацию на региональном и муниципальном уровне.
Однако, к сожалению, опять самый больной вопрос из-за недофинансирования программы мы не сможем поддержать достаточно большое количество региональных комплексных проектов, придется ограничиться несколькими регионами и муниципалитетами.
CNews.ru: Какие программы, в рамках ФЦП «Электронная Россия», реализуются непосредственно внутри министерства экономического развития и торговли Российской Федерации?
Церен Церенов: Что касается нашего министерства, то мы достаточно приблизились к комплексному решению проблем управления и хотим к 2006 году стать ведомством, где максимально используются информационные технологии там, где это наиболее эффективно. У нас несколько таких направлений.
В частности, мы внедряем у себя электронные административные регламенты. Самые простейшие из них связаны с подготовкой приказов на командирование. Сотрудники смогут выполнять эти операции, не сходя с рабочего места. Также разработаны существенно более сложные электронные регламенты, например, управления проектами. Это может быть и конкретная разработка в рамках «Электронной России», как проекта в целом, где задействовано множество заинтересованных лиц и подразделений, как внутри министерства, так и вне его. Есть подрядчики, субподрядчики, региональные органы государственной власти, эксперты, и здесь требуется соответствующий регламент управления в электронном режиме.
В нашем министерстве к концу 2003 года будет введена первая очередь электронного документооборота. Система уже применяется частью департаментов министерства. Думаю, что к концу следующего года нам удастся его распространить на все министерство в целом, нам это настоятельно необходимо, так как несколько структурных подразделений Минэкономразвития России расположено в разных концах Москвы.
Также в МЭРТе создается серьезный информационно-коммуникационный центр. На нем мы планируем «обкатывать» различные прикладные решения по электронному правительству прежде, чем будем рекомендовать их внедрение. Это, в том числе, и портальные решения. На упомянутом информационно-телекоммуникационном центре будет располагаться портал федеральных электронных государственных закупок. Такой проект уже создан, и портал начнет функционировать в тестовом режиме к концу текущего года. Конечно, еще рано вести речь о заключении сделок, поскольку портал будет проходить апробацию и нет соответствующего законодательства.
Кроме того, готовится система мониторинга и анализа государственных информационных ресурсов, то есть решения по учету информационных ресурсов, имеющихся в органах государственной власти. Наверное, будет реализован и ряд других проектов, касающихся непосредственно функций министерства.
CNews.ru: На заседании правительства 11 сентября 2003 года сообщалось, что готовится новая редакция ФЦП «Электронная Россия». О каких изменениях в программе идет речь и с чем связана необходимость в подготовке новой редакции?
Церен Церенов: Для всех участников проекта очевидно, что новая редакция программы назрела. Это связано с тем, что «Электронная Россия» была написана в 2001 году, и, соответственно, время внесло свои коррективы, тем более что информационные технологии развиваются очень быстро. Очевидно, что такая программа не может оставаться в неизменном виде, она требует изменений и дополнений в онлайн-режиме. Кроме того, в 2001 г. еще не получила такого широкого развития административная реформа. Сейчас же она идет полным ходом и требуется коррекция программы, исходя из целей и задач административной реформы.
На данном этапе в программу необходимо ввести задачи по анализу бизнес-процессов, реинжинирингу этих процессов в органах власти и после этого их автоматизации. Также необходимо сделать акцент на этих вновь введенных направлениях, и основное внимание уделить межведомственным проектам, тем более, что таких проектов пока не очень много.
По названным направлениям и будут внесены серьезные изменения в программу. В этих работах Минэкономразвития России принимает самое активное участие. При этом поправки в программу будут, по всей видимости, внесены к новому бюджетному году, так как проект бюджета на 2004 г. сверстан.
CNews.ru: Часть денег для ФЦП «Электронная Россия» дает федеральный бюджет, часть регионы. Как заключаются и чем гарантируются такие соглашения?
Церен Церенов: Это достаточно просто. У нас выработана следующая схема заключаются договоры с регионами о сотрудничестве. Региональные проекты отбираются на творческом конкурсе.
С теми регионами, которые нами выбраны, заключаем договор на проведение совместного конкурса по отбору победителя. В соглашении зафиксировано, сколько средств дает регион, сколько победитель, а потом заключается трехстороннее соглашение министерство, победитель и субъект Федерации.
CNews.ru: На мероприятия, связанные с безопасностью, на 2003 год выделено менее 1% средств из поступивших на «Электронную Россию» от федерального бюджета. Планируете как-то изменить это положение?
Церен Церенов: Отмечу, что этот вопрос не входит в ведение нашего министерства, мы не отвечаем за системные вопросы, связанные с разработкой политики безопасности. Но в каждом нашем проекте фигурирует обязательный элемент, связанный с защитой информации, и он финансируется в пропорции, намного большей, чем 10% бюджета по каждому из проектов.