Михаил Мишустин: У нас существуют ресурсы, ценность которых сомнительна и, в конечном счете, это снижает эффективность работы МНС
На вопросы CNews.ru ответил Михаил Мишустин, заместитель министра по налогам и сборам РФ. В ходе интервью обсуждается ход информатизации ведомства и планы развития ИТ на ближайшие годы.
CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в деятельности МНС? Можно ли говорить, что влияние ИТ на основную деятельность министерства увеличивается?
Михаил Мишустин: Для того чтобы обеспечить эффективность работы, наша система должна работать как хорошо отлаженный, механизм, а значит быть управляемой. Степень управляемости в значительной мере определяется тем, насколько хорошо поставлены сбор, обработка и анализ информации для принятия решения. Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня важнейшим фактором обеспечения эффективной результативности нашей работы. В наиболее развитых странах идет процесс перехода к качественно новым организационно-технологическим моделям организации труда, в основе которых роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания, не знающие материальных границ и легко перемещаемые посредством информационно-коммуникационных технологий.
Для автоматизации деятельности налоговых органов в 1992 году был разработан проект АИС «Налог», призванный увязать информационные процессы и операции, производимые в налоговых органах в единую систему, синхронизировать их по времени и определить оптимальные алгоритмы обработки информации. Сегодня АИС «Налог» трехуровневая автоматизированная информационная система (ИМНС УМНС МНС), связанная единой транспортной средой, состоящей из 1276 телекоммуникационных узлов «Дионис», работающих круглосуточно.
Влияние ИКТ на основную деятельность МНС России увеличивается с каждом годом, так как растет поток обрабатываемой информации и в ручную его обработать просто невозможно.
CNews.ru: Каким образом вырабатывается ИТ-стратегия в вашей организации, насколько она коррелирует с общей стратегией развития министерства? Привлекаются ли к этой работе внешние консультанты и интеграторы или только ИТ-подразделение МНС?
Михаил Мишустин: Для выработки ИТ-стратегии в МНС России создан Совет конструкторов АИС «Налог». И хотя совет конструкторов это рекомендательный орган, который подчинен непосредственно министру РФ по налогам и сборам, все стратегические решения обсуждаются на нем. Привлекаем мы к этой работе и внешние организации, но, в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», на конкурсной основе.
CNews.ru: Какая часть потребностей министерства в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?
Михаил Мишустин: Всего формализовано 157 процедур с использованием технологии ConOps (Concepts of operation Training). Завершена работа над выпуском документации, включающей описания диаграмм процесса, поэтапного выполнения и взаимосвязи с другими процессами, форм входных и выходных документов, носителей данных, перечня используемых нормативных документов, оценки трудоемкости каждой операции процесса, предложений по оптимизации организации работы.
На сегодняшний момент времени наша ИТ-система построена по модели «владелец ресурса пользователь». Недостатком этой модели является, то, что владелец ресурса не заинтересован в пользователе. Поэтому у нас существуют ресурсы, ценность которых сомнительна с точки зрения основной деятельности МНС и, в конечном счете, это снижает эффективность и качество контроля соблюдения налогового законодательства. Нам нужно изменить модель взаимодействия перейти к модели услуг. Если нет потребителя нет и услуги, а значит и не нужен поставщик.
CNews.ru: Какое место в ИТ-технологии вашей организации занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-технологий в вашей организации?
Михаил Мишустин: Возможность доступа к интернету и проникновение в повседневную жизнь людей информационных технологий изменили требования к информационному взаимодействию. Теперь потребители хотят получать информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки. Как это реализовать? Ответ через портал. Не пытаясь формально определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотреться к общим характеристикам для всех порталов.
Прежде всего порталы схожи своим предназначением собирать для предоставления ИТ-услуг потребителям информацию из различных источников, ее хранение и трансформация. Важной особенностью современного портала является персонализация возможность настроить представление информации ИТ-услуги по своему желанию. Портал это современный инструмент взаимодействия потребителей ИТ-услуг. В интернете широко распространены неформальные дискуссии посетителей сайтов с целью обсуждения последних новостей и получение ответов на заданные вопросы.
Также следует отметить что портал, это единый доступ к ведомственным ресурсам, решающий несколько проблем. Во-первых, придание одного интерфейса разрозненным информационным системам. Во-вторых, развертывание электронной библиотеки документов с продуманной внутренней структурой, эффективной системой поиска и надежной схемой разграничения прав пользователя. В-третьих, создание отправной точки поиска информации внутри организации. Кроме того, портал решает задачу предоставления разработчикам приложений строгой архитектуры, интегрирующей создаваемые компоненты.
В настоящее время у нас ведутся работы по созданию АИС «Портал». Портал МНС России состоит из двух уровней внутренний (для УМНС и ИМНС) и внешний (для налогоплательщиков), каждый со своим уровнем услуг.
CNews.ru: Какие задачи по информатизации кроме создания портала стоят на повестке дня сегодня? Что уже решено и является предметом вашей гордости?
Михаил Мишустин: Наиболее важным документом, определяющим стратегию развития налоговых органов РФ в 20022004 годах, была утвержденная постановлением правительства от 21 декабря 2001 г. № 888 федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (20022004 годы)». Развитие налоговых органов России в рамках Программы было направлено на выполнение ряда функций и процедур налогового администрирования, в числе которых: создание и развитие системы государственной регистрации юридических и физических лиц и совершенствование системы учета налогоплательщиков; контроль за стабильным поступлением налогов и сборов; сегментация налогоплательщиков и создание эффективной системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков; внедрение электронного документооборота; внедрение прогрессивных форм организации налоговых органов; централизация обработки данных; внедрение современных ИТ-технологий.
Что нам нужно еще сделать в ближайшее время? Основой нашей работы должна стать централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций МНС России по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования информации налоговых органов всех уровней. Централизация процесса ввода налоговой отчетности позволяет повысить производительность ввода данных в 67 раз. Это освободит персонал инспекций от исполнения рутинных операций, предоставит налоговому инспектору информацию, необходимую для работы с налогоплательщиками.
Необходимо выполнить другие не менее важные задачи, связанные с осуществлением налоговыми органами с 1 января 2004 года государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и реализацией в государственной регистрации принципа «одного окна». Должна быть продолжена работа по информационному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком, внедрению внутриведомственного электронного документооборота, по передаче налогоплательщиками налоговой отчетности по каналам связи. Все это позволит улучшить обслуживание налогоплательщиков.
Надлежит организовать оснащение и функционирование центров электронной обработки данных. Предстоит построить такую систему администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налогоплательщике, его операциях и динамике начислений налогов, сведет к минимуму возможности уклонения от налогообложения.
Для закрепления достигнутых положительных результатов МНС России вышло в правительство с предложением о принятии соответствующей федеральной целевой программы на период 20052008 годов и предложило c 1 июля следующего года ввести систему НДС счетов; c 1 января 2005 года решить проблему возмещения НДС по экспортным операциям, капитальным вложениям, авансовым платежам; с 1 июля 2005 года ввести систему электронных счетов-фактур.