Михаил Солнцев: Система процентного финансирования преграда на пути полноценной автоматизации ведомств
На вопросы CNews.ru ответил Михаил Солнцев, коммерческий директор, заместитель генерального директора компании «Оптима». По мнению эксперта, несмотря на то, что формализация процедур в органах государственной власти подчас выше, чем в корпоративном секторе, ИТ-проекты здесь идут не так гладко. Основная проблема неэффективность системы процентного финансирования.
CNews.ru: По оценкам экспертов, непосредственно участвующих в государственных ИТ-проектах, эффективность ведомственной информатизации можно было бы повысить в разы, в случае должной надведомственной координации этих проектов. Подтверждает ли ваш опыт подобные наблюдения?
Михаил Солнцев: Эффективность ведомственной информатизации, в большей степени, зависит от двух факторов: от должного финансирования проектов и от степени унификации и стандартизации бизнес-процессов того или иного ведомства. Сегодня финансирование государственных проектов в России построено таким образом, что ни одно ведомство не может получить необходимых средств для комплексной информатизации, которая в свою очередь решила бы свою основную задачу повышение эффективности деятельности ведомства в целом. Бюджет на подобные проекты выделяется из общего «кошелька» и зачастую этих средств недостаточно для завершения проекта.
Немаловажную роль играет и степень унификации бизнес-процессов госструктур. Например, невозможно одно и то же ИТ-решение использовать в Министерстве федерации по налогам и сборам и МВД. Эти организации отличаются не только своими схемами управления, но и внутренними форматами документов, что, в свою очередь мешает тесному взаимодействию этих структур.
Несомненно, координация любого проекта, будь то внедрение информационной системы в госсекторе или тяжелой промышленности важна, но эффективность внедрения от координации проекта напрямую не зависит, и уж тем более, не повышает эффективность внедрения в разы.
CNews.ru: Недавно Минсвязи обнародовало «Концепцию внедрения инфокоммуникационных технологий в органах власти». Предполагается, что на основе этого документа будут утверждаться все ведомственные программы информатизации, а также все проекты ФЦП «Электронная Россия», касающиеся внедрения ИКТ в деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти. На ваш взгляд, насколько дееспособен и эффективен подобный механизм утверждения государственных программ информатизации? Удастся ли правительству преодолеть «ведомственный феодализм» в контроле за информацией?
Михаил Солнцев: Принятие четких схем реализации проектов по внедрению информационных технологий в органах госвласти поможет всем ведомствам стандартизировать свою деятельность. Это даст возможность не только повысить эффективность работы каждой госструктуры в отдельности, но и интегрировать их информационные системы для решения определенных задач той или иной отрасли.
При автоматизации деятельности госорганизации необходимо учитывать и потребности конечного сотрудника, не только руководствуясь положениями, отраженными в вышеупомянутой Концепции. Ведь именно сотрудник, а не орган, принимающий решение об утверждении Концепции внедрения инфокоммуникационных технологий, может ответить на вопрос, что же именно необходимо автоматизировать и как этого добиться.
Таким образом, можно говорить о том, что принятая Концепция является положительным фактором, способствующим продвижению госпрограмм информатизации, но «ведомственный феодализм» в органах государственной власти все же сохранится.
CNews.ru: В большинстве субъектов федерации по большому счету только приступают к масштабному использованию ИТ в государственном управлении. С чего следует начинать, каковы основные ошибки, которые допускают чиновники?
Михаил Солнцев: Перед началом реализации проекта необходимо, прежде всего, четкое понимание того, что же все-таки необходимо автоматизировать.
Иногда процесс автоматизация госоргана носит прерывистый характер, т.е., сначала автоматизируется то, на что хватает денег, а уже спустя некоторое время, иногда достаточно продолжительное, внедрение информационной системы завершается. За это время цели, которые ставились перед началом внедрения, меняются, следовательно работающее ИТ-решение не в полной мере решает текущие задачи.
Можно повториться еще раз: перед началом внедрения ИТ-системы необходимо учитывать множество факторов, наиболее важными из которых для госорганов являются создание четкой схемы финансирования, способной охватить все аспекты автоматизации предприятия, и следование общепринятым стандартам, дающим возможность интеграции ведомств между собой.
CNews.ru: «Оптима» давно работает на рынке ведомственной информатизации. Существуют ли существенные отличия в подходах к ведению ИТ-проектов в бизнесе и в госсекторе? В чем они проявляются?
Михаил Солнцев: Конечно же, отличия присутствуют. Госсектор более формализован, и в процессе внедрения проекта, начиная непосредственно от проводимого тендера и заканчивая приемом заказчиком работ учитывается множество ограничений, например, наличие у компании, реализующей проект, определенной лицензии или формы допуска к документам, опыта подобных работ в органах госвласти и т.д. Однако из этого вовсе не следует, что качество проведенных работ на коммерческих объектах значительно уступает качеству работ в государственных организациях.
Опять же возвращаясь к проблеме финансирования проекта в госсекторе, стоит отметить, что со временем сложилась так называемая система процентного финансирования, т.е., когда на определенную отрасль выделяется некоторый процент от общего бюджета. Этот процент впоследствии делится между всеми ведомствами в равных частях, что, по сути, не дает ни одному из них провести полноценную автоматизацию своей деятельности. Бизнес этого недостатка лишен, поэтому сегодня наблюдается наличие в корпоративных негосударственных организациях самых новейших технических решений, чего не увидишь в государственной организации.
Вообще, в бизнесе все гораздо проще все схемы работ и финансирования направлены на достижение конечного результата от внедрения информационной системы, т.е, можно говорить о том, что бизнес более гибок, нежели госсектор.
CNews.ru: Нужно ли государству настаивать на приоритетном использовании отечественного ПО в своем аппарате? Стоит ли обучать школьников использованию исключительно американского софта? Насколько протекционистской должна быть политика государства в этом вопросе?
Михаил Солнцев: Любое программное решение, которое используется в организации, не важно госорган это или коммерческая структура должно, в первую очередь, решать свои задачи. Поэтому вопрос о «национальности» ПО здесь должен играть не основную роль. С другой стороны, программное обеспечение, которое установлено и функционирует в госорганах, должно отвечать самым серьезным требованиям, например, по защите информации, удовлетворять всевозможным стандартам, принятым в нашей стране и т.д. Поэтому уже готовое ПО, созданное за рубежом, не может в полной мере решать свои задачи на российских госпредприятиях.
Идеальным сочетанием ПО, функционирующем в государственной организации, мог бы стать комплекс, содержащий отечественное и зарубежное ПО.
Именно этот факт и должен определять программу обучения школьников детям необходимо как можно шире описать возможности программных решений, сделать упор на область применения этого ПО, описать функциональность решений.
Каких то особых законов, ограничивающих распространение зарубежного ПО на территории России принимать не стоит каждая организация в праве выбирать тот или иной набор программного обеспечения, лишь бы оно удовлетворяло общепринятым стандартам отрасли и способствовало повышению эффективности деятельности организации.
CNews.ru: Расскажите о проектах, которые были реализованы компанией «Оптима» в госсекторе в последнее время?
Михаил Солнцев: Компания «Оптима» работает с государственными органами с 1994 года. За это время специалисты нашей компании разработали ряд специализированных решений, предназначенных для внедрения в государственных организациях. Это решения по построению сетей и систем связи, защите информации, созданию систем электронного документооборота и разработке заказного ПО.
В конце прошлого года компания «Оптима» выступала генеральным подрядчиком работ по созданию защищенной системы обмена информацией между подразделениями Государственного Таможенного Комитета (ГТК). Эта система состоит из ряда специальных компонент, объединенных в составе подсистемы обеспечения безопасности информации и, в частности, включает в себя "Удостоверяющий Центр ". Комплекс средств предназначен для обеспечения безопасности информации существующих и проектируемых информационных систем ГТК. Среди них ведомственная электронная почта ГТК РФ, базы данных органов ГТК, система контроля таможенных платежей и валютно-банковского контроля.
При работе над созданием компонент системы защиты информации специалисты компании «Оптима» разработали программные образцы элементов системы криптографической защиты SQL-соединений, средств организации защищенного удаленного доступа к базам данных через Web-соединение, средств автоматизации криптографической защиты процессов файлового обмена в прикладных подсистемах ГТК, а также средств организации криптографической защиты подсистемы ведомственной электронной почты.
«Удостоверяющий Центр» предназначен для организации защищенного электронного документооборота таможенных органов с применением электронной цифровой подписи как средства обеспечения целостности, подлинности и юридической значимости электронных документов, а также для обеспечения криптографическими сервисами разнообразных смежных подсистем.
После ввода в эксплуатацию «Удостоверяющий центр» предполагается использовать в составе комплекса средств автоматизации центрального вычислительного комплекса Единой автоматизированной информационной системы ГТК России. Согласно договору, заключенному между ГТК и компанией «Оптима», в 20032005 планируется ряд работ по развитию установленных систем.
Помимо этого наша компания работает на постоянной основе с Министерством Внутренних Дел РФ. В этой организации у нас постоянно идут проекты по построению общей информационной распределенной системы для автоматизированного сбора, обработки, анализа и накопления оперативной ведомственной информации. Эта система охватывает все федеральные и региональные подразделения МВД. В рамках проектов по построению системы «Оптима» выполнила модернизацию существующей информационно-вычислительной сети Министерства, а также разработала ряд заказного ПО, которое уже внедрено и активно функционирует в этом ведомстве.
В 2003 году в рамках проекта по информатизации Пенсионного Фонда «Оптима» выполнила работы по созданию структурированных кабельных систем в некоторых отделениях Пенсионного Фонда РФ. Также в течение года мы поставляли в Пенсионный Фонд компьютерное оборудование и оргтехнику.
Среди проектов, которые были реализованы нашей компанией в госсекторе в последнее время, стоит отметить ряд внедрений системы управления потоками работ OPTiMA-WorkFlow. Среди заказчиков, которые уже используют эту систему Мэрия города Ярославля, Администрация города Мытищи, Администрация Балашихинского района.
Помимо этого система OPTiMA-WorkFlow активно внедряется и в госорганах за рубежом, в частности были выполнены работы по построению автоматизированных систем сбора, обработки и хранения информации на базе OPTiMA-WorkFlow в Кабинете Министров Украины, Фонде Государственного Имущества Украины, Верховном Суде и Верховном Совете Украины.
Основной задачей, которую решает система OPTiMA-WorkFlow в этих организациях, является управление документами, которые создаются в ходе выполнения определенных работ. Процессы создания и утверждения документов прописаны в системе и выполняются по строго определенным схемам, разработанным специально для этой организации. Так для Мерии г. Ярославля с помощью OPTiMA-WorkFlow были автоматизированы процессы подготовки и согласования проектов постановлений Мэра, регистрации и публикации утвержденных постановлений Мэра; регистрация, обработка и контроль исполнения входящих документов, подготовка и регистрация исходящих документов. Аналогичные по сути процессы были автоматизированы в Администрации г. Мытищи и в Администрации Балашихинского района.
Одним из наиболее масштабных проектов, над которым работала компания «Оптима» до недавнего времени, является построение сети передачи данных для Федеральной Службы Налоговой Полиции (ФСНП). В рамках работ над проектом специалисты компании «Оптима» выполнили построение корпоративной сети передачи данных между всеми уровнями Налоговой Полиции от федерального до местных, и обеспечили функционирование системы защиты информации в этой сети. Одним из достоинств построенной сети стало сочетание как традиционных проводных, так и беспроводных технологий передачи данных между узлами сети.
Вот уже на протяжении нескольких лет мы работаем с Министерством Юстиции РФ, Федеральной Службой Безопасности и другими ведомствами.
CNews.ru: На ваш взгляд, какие тенденции в информатизации органов государственной власти и управления будут определяющими в России в ближайшие годы?
Михаил Солнцев: На мой взгляд, одной из основных тенденций, которую мы сможем наблюдать на протяжении ближайших нескольких лет, станет межведомственная интеграция. Госорганы начнут активно сотрудничать между собой для решения поставленных перед ними задач, повысится оперативность принятия решений.
Как следствие из вышесказанного, стоит предположить, что ведомства будут больше ориентироваться на свою внешнюю деятельность, т.е., на решения вопросов юридических и физических граждан, а не «вариться в своей кухне», как это делается сейчас.
По-прежнему будут активно внедряться информационные технологии в органах государственной власти. Часть основных ведомственных бизнес-процессов перейдут исключительно на электронный безбумажный документооборот, а для наиболее эффективного и тесного взаимодействия с гражданами будут применяться, например, такие технологии, как «виртуальные приемные». Большинство этих тенденций можно наблюдать уже сейчас, и в дальнейшем они будут развиваться.