Алексей Кузовкин: Налаживание внешнего электронного документооборота между несколькими государственными организациями новая актуальная тенденция
Интервью CNews.ru дал Алексей Кузовкин, генеральный директор компании РБК СОФТ. По мнению эксперта, процесс информатизации органов государственной власти в России идет хорошими темпами, а на повестке дня ближайшего будущего такие новшества как планирование коллективной работы над документами, проведение телеконференций рабочих групп, контроль исполнения и сетевое планирование делового процесса.
CNews.ru: Как вы оцениваете уровень проработки ИТ-стратегий государственных ведомств, в информатизации которых вам доводилось участвовать?
Алексей Кузовкин: Не буду говорить о всей стране и всех ведомствах, но в отношении ведомств, с которыми мы давно уже работаем (а это ГТК РФ, СКЦ Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерство Экономического Развития РФ), могу сказать с полной уверенностью: уровень проработки ИТ-стратегий в них достаточно высокий и полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.
В этих организациях есть не только общая информационная стратегия развития, там есть и детальные календарные планы по внедрению конкретных информационных проектов с описанием ожидаемых результатов. Отмечу, что в этих хорошо «информатизированных» ведомствах, как правило, работают несколько организаций-подрядчиков, поэтому имеется и общий план координации деятельности внешних организаций, есть и внутреннее профессиональное подразделение, которое отвечает именно за внедрение ИТ-проектов. Отмечу, что ИТ-направление практически везде признано высокоприоритетным направлением развития самого ведомства и отрасли в целом.
CNews.ru: Насколько часто и полно используется в России опыт информатизации органов государственных ведомств других стран? Можете ли вы привести примеры использования подобного опыта в конкретных проектах?Алексей Кузовкин: Если для внедрения мы используем пакет западного производителя (например, хорошо известный пакет Documentum, производитель которого является нашим хорошим и давним деловым партнером), то, безусловно, мы используем опыт внедрения подобных же информационных проектов и за рубежом. Например, наиболее репрезентативными проектами в этой области являются официальный Web-сайт Евросоюза EUROPA 2nd Generation (E2G), информационный портал для граждан (G2C, G2G) Федерального правительства Бельгии и сайт Министерства юстиции ЮАР. Все они реализованы средствами Documentum.
CNews.ru: Насколько эффективны инвестиции государства в развитие своих собственных ИТ-систем? Речь идет как о государственном аппарате в целом, так и о программах отдельных ведомств?
Алексей Кузовкин: Оценивать прямой экономический эффект от внедрения новых технологий достаточно сложно в любом случае, а для государственных организаций сложно вдвойне. Тем не менее, некоторые оценки эффективности внедрений ИТ в госсекторе существуют. Так, по имеющейся у меня информации, электронная торгово-закупочная площадка, внедренная в Новосибирской области, окупилась сразу после проведения двух конкурсов за счет экономии средств на госзаказ.
Другим характерным примером является внедрение в г. Сургуте нашей разработки системы управления лечебно-профилактическими учреждениями и корпоративными медицинскими службами. Система установлена в нескольких медицинских учреждениях: Центре диагностики и сердечно-сосудистой хирургии, Центре родовспоможения и репродукции населения и еще более чем на десяти подобных объектах. В результате внедрения системы увеличилась пропускная способность лечебных учреждений, повысилась эффективность работы врачей и регистратуры за счет перекладывания рутинных операций учета на информационную систему. Повысилось качество обслуживания больных, уменьшилось и время, которые теряли пациенты клиники в очередях в ожидании приема. Уменьшилась общая нервозность обстановки, а, значит, сократилось и время, необходимое для выздоровления.
CNews.ru: Как вы оцениваете темпы «электронизации» документооборота в органах государственного управления? Когда, по вашему мнению, электронно-цифровая подпись может стать повседневным инструментом российского чиновника?
Алексей Кузовкин: Что касается ЭЦП, то ее распространению мешает ряд организационных проблем: до сих пор нет Федерального удостоверяющего центра, есть проблемы с лицензированием деятельности по выдаче сертификатов и другие. Тем не менее, сегодня многие частные компании, и, в первую очередь, банки, уже успешно используют собственные корпоративные системы электронной подписи. Государственные органы по этому простому пути пойти, к сожалению, не могут, и потому пока находятся в ожидании. Сами же системы электронного документооборота в том или ином виде имеются уже в подавляющем числе министерств и ведомств.
CNews.ru: Как вы оцениваете средний уровень качества интернет-сайтов органов государственной власти в России?
Алексей Кузовкин: В среднем уровень реализации интернет-представительств остается невысоким. Порой создание сайта поручается малоизвестным, приближенным к «власть придержащим» фирмам и студиям, которые, к сожалению, производят кустарные сайты, существенно уступающие лучшим образцам. Тем не менее, эта ситуация постепенно меняется: иметь хороший, грамотно спроектированный сайт, становится престижным. Среди удачных работ в этом направлении отмечу наши работы для Министерства Путей Сообщения РФ, сайт СКЦ Министерства Российской Федерации по атомной энергии и сайт Торгово-промышленной палаты РФ.
CNews.ru: Какие задачи должен решать современный сайт государственного ведомства?
Алексей Кузовкин: В первую очередь и, прежде всего, это достижение информационной открытости органов власти перед народом: публикация нормативных документов, законов, приказов и т.п. С другой стороны сайт это место и обратной связи граждан с организациями. В перспективе сайты государственных ведомств должны давать возможность гражданам и организациям вести необходимый в ряде случаев двусторонний документооборот (получение справок, сдача налоговых деклараций и т.п.) в электронно-цифровой форме.
Еще одна важная задача сайта (уже относящаяся к области B2B) это обеспечение проведения конкурсов на получение государственных подрядов, автоматизация оформления сделок. Это направление является и приоритетным в федеральной целевой программе «Электронная Россия». Отмечу, что ряд регионов и ведомств уже внедрили или внедряют электронные торгово-закупочные тендерные площадки.
CNews.ru: Расскажите о самом интересном, ярком ИТ-проекте вашей компании, реализованном по заказу государственного ведомства.
Алексей Кузовкин: Как известно, с 1 января сего года вступил в силу наш новый Таможенный кодекс. Так вот, для того, чтобы привлечь внимание широкой общественности граждан к коренным изменения в таможенном законодательстве, привлечь внимание к его новой идеологии, ГТК Российской Федерации осенью прошлого года объявил конкурс на знание таможенного законодательства «Зеленый коридор». Конкурс проходил в сентябре, а награждение победителей состоялось 26 октября в День Таможенника. Для проведения конкурса мы разработали специальный промо-сайт, на котором можно было оперативно получить информацию как участникам, так и журналистам, освещающим ход конкурса. На сайте регулярно публиковались фрагменты из наиболее ярких работ, приводились статистические данные, работала электронная справочная библиотека и т.п. Зарегистрировавшись, участники конкурса направляли свои ответы средствами интернет, а члены жюри, работая с бэк-офисом программы, выставляли свои оценки. Победители определялись автоматически по максимальной сумме набранных баллов. Особенно большой популярностью пользовался конкурс афоризмов о таможне, в котором приняло участие более 40 журналистов. Конкурс в целом получился живой, яркий, привлек большое внимание прессы, в том, числе, коллег из-за рубежа: сайт работал на нескольких языках.
CNews.ru: Какие тенденции в информатизации госсектора станут определяющими в ближайшие годы?
Алексей Кузовкин: Многие государственные ведомства уже наладили электронный документооборот у себя внутри и внедрили те или иные системы автоматизированного учета документов. Новой актуальной тенденцией развития в ближайшем будущем, очевидно, станет задача налаживания внешнего электронного документооборота между несколькими государственными организациями, с использованием необходимых систем шифрования, единых форматов передачи данных и организации сквозных деловых процессов. На повестке дня ближайшего будущего планирование коллективной работы над документами, проведение телеконференций рабочих групп, контроль исполнения и сетевое планирование делового процесса. Если говорить о рядовых гражданах, обращающихся в государственную организацию, думаю, что в самое ближайшее время появятся решения, позволяющие обрабатывать обращения физических лиц в режиме реального времени через интернет. В общем, уверен: нас ждет впереди еще немало интересного в области информатизации государственных структур, работы здесь непочатый край.