Сергей Анисимов: При «надведомственном» управлении ведомственной автоматизацией расходы на ИТ могут быть в разы меньше, а эффективность эксплуатации в разы больше
Свой взгляд на ход информатизации в органах государственной власти в России в интервью CNews.ru высказал Сергей Анисимов, генеральный директор компании «Стинс Коман».
CNews.ru: По официальным данным подавляющая часть затрат государства на ИТ приходится на закупку аппаратных средств. Когда, по вашим оценкам, следует ожидать заметного роста доли ПО и услуг в ИТ-проектах, реализуемых по заказу государственных органов? Когда закончится первичный этап информатизации?
Сергей Анисимов: Общей статистикой в части соотношения программных и аппаратных средств в затратах государства на ИТ не владею, однако могу сказать, что в ряде ведомств, с деятельностью которых мне пришлось познакомиться, закупка аппаратных средств в ценовом выражении, действительно, преобладает. Эта оценка, по моему мнению, отражает следующие тенденции: во-первых, большинство государственных структур начинает автоматизацию с закупки техники и лишь позднее приходит к выводу, что для эффективного управления отраслью необходима система; во-вторых, даже в тех случаях, когда процесс построен правильно, консалтинговые и проектные работы явно недооценены. Таким образом, тем раньше будет расти доля программного обеспечения, чем раньше возникнет понимание необходимости системного управления, которое подразумевает использование таких инструментов как статистика, анализ, прогнозирование, обоснованные решения и пр.
Из сказанного следует, что первичный этап автоматизации заканчивается тогда, когда начинается реальная интеграция ведомственных систем. Другими словами, когда всерьез будет поставлена задача создания межведомственной координационной ИТ-структуры.
CNews.ru: Если рассматривать ИКТ-инфраструктуру органов государственного управления в России как единое целое, то насколько оптимально, на ваш взгляд, решены вопросы архитектуры, интеграции и единых стандартов в этой системе? Насколько велики минусы проектов «независимой» информатизации разных ведомств, проходящих без учета подходов остальных государственных структур?
Сергей Анисимов: На мой взгляд, при «надведомственном» скоординированном управлении ведомственной автоматизацией расходы (в целом) могут быть в разы меньше, а эффективность эксплуатации в разы больше. Хочу отметить, что рассуждать на эту тему несколько неудобно в силу того, что всего 1520 лет назад эти вопросы просто и очевидно решались в государстве. И об этом красноречиво говорят до сих пор реально работающие системы федерального уровня.
CNews.ru: Сегодня все больше идет разговоров о целесообразности использования в качестве фундамента ИТ-системы государства ПО со свободными исходными текстами (open source). Насколько велика опасность попасть в зависимость от иностранных поставщиков ПО, на ваш взгляд? Готовы ли компании интеграторы к работе с open source? Какова стратегия Stins Coman в этом вопросе?
Сергей Анисимов: На мой взгляд, здесь происходит «подмена понятий». Если ключевой контекст вопроса в «зависимости от иностранных поставщиков», то этот ресурс не только не является исчерпывающим, но и, как мне кажется, не входит в число важнейших вопросов, требующих решения. По сути, зависимость уже возникла повсюду и надолго (в аппаратном, программном обеспечении, в заимствованных технологиях, в структуре существующих коммуникаций, в системе подготовки кадров и пр.) И уж коли налицо такая ситуация, то, на мой взгляд, самой эффективной стратегией может быть только дальнейшее углубление и расширение международной кооперации. Отмечу, что под словом «кооперация» подразумеваю не только импорт, но и экспорт. Существует ли необходимый экспортный потенциал в области высоких технологий и как его реализовать тема отдельного и достаточно сложного разговора. Стратегия «Стинс Коман» в этом вопросе сводится к следующему: в отношении наших заказчиков мы реализуем необходимую в рамках проектов автоматизации кооперацию, обеспечивающую надежное и удобное для пользователя решение проблемы защиты его интересов и информационной безопасности. В части собственной коммерческой стратегии, как было отмечено выше, «Стинс Коман» стремится к формированию и реализации собственного экспортного потенциала.
CNews.ru: Кстати, об оборудовании. Известно, что большая часть сетевых проектов сегодня реализуется на оборудовании иностранных поставщиков, которое чаще всего имеет т.н. «не декларированные возможности». Как вы оцениваете угрозы для государственной безопасности России в данном случае?
Сергей Анисимов: В контексте предыдущих ответов не следует сводить угрозу государственной безопасности к освещению столь частного вопроса, несмотря на всю его бесспорную серьезность. Как показывает опыт нашей Академии Информационных Систем, полученный при рассмотрении вопросов защиты информации на государственном уровне в ходе регулярно проводимых конференций, посвященных этой тематике, здесь налицо вышеприведенные варианты развития событий. А именно: или должна вестись скоординированная систематическая работа ведомств, частных фирм, разработчиков, институтов, лабораторий, а также предприниматься необходимые организационные шаги, и тогда не будет принципиальных препятствий решению этой задачи; или же мы будем годами рассуждать об «электронной подписи», «не декларированных возможностях», «защите информации», о вопросах сертификации, аттестации, вместо того, чтобы иметь реальные перспективы системного решения этой проблемы.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы использования интернет-технологий в госсекторе России? В каких направлениях эффект от их использования мог бы быть наиболее значимым, на ваш взгляд?
Сергей Анисимов: Что касается получения реального эффекта от использования интернет-технологий в госсекторе, о нем можно говорить только тогда, когда ведомства будут в состоянии сосредоточить реальные ресурсы на решении следующих вопросов: 1. создание и поддержание необходимых и актуальных информационных ресурсов; 2. наличие эксплуатационного потенциала; 3. стимулирование реальной потребности чиновников использовать предоставляемые информационной системой возможности. Другими словами, эффект будет заметен тогда, когда информатизация из моды превратится в насущную потребность использовать возможности, предоставляемые информационной системой.
CNews.ru: Расскажите о проекте, который довелось реализовывать вашей компании по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям? Каковы были цели и результаты?
Сергей Анисимов: Замечу лишь, что МЧС, как и некоторые другие федеральные ведомства, относятся к той немногочисленной когорте, где вопросами автоматизации занимаются серьезно. Что касается результатов, я думаю, было бы этичнее предоставить возможность их оценки заказчику.
CNews.ru: Какие тенденции в развитии ИТ-инфраструктуры госсектора станут определяющими в ближайшие годы в России?
Сергей Анисимов: Я бы отметил две тенденции в развитии ИТ-инфрастуктуры. Во-первых, если логика развития не будет нарушена, то основная тенденция состоит в интеграции возможностей ведомственных систем и информационных массивов. Во-вторых, очевидна тенденция к появлению большого объема аутсорсинговых работ, что, исходя из опыта развития ведущих держав, станет правильным и неизбежным этапом.
Резюмируя сказанное, я бы отметил, что наиболее общая для всего исследуемого в обзоре направления проблема сводится к тому, что самые квалифицированные и организованные специалисты в области ИТ сегодня все более сосредотачиваются не в органах государственной власти. И признание государством этой данности, которое может заключаться в адекватном реагировании на него и специальных программах взаимодействия и стимулирования, может позволить не только эффективно решать вопросы автоматизации органов государственной власти, но и способствовать созданию реального несырьевого потенциала России.