Александр Обарчук: С 2004 года предусматривается финансирование программы информатизации судов по 500 млн. рублей ежегодно
На вопросы CNews.ru ответил Александр Обарчук, заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ. В 2003 году Верховный суд удостоен премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.
CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в деятельности Верховного суда? Можно ли говорить о том, что их влияние на основную деятельность судебной системы в России заметно увеличивается уже сегодня?
Александр Обарчук: Можно однозначно сказать, что информационные технологии начинают занимать одну из основных позиций в деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и это подтверждается объемами финансирования по федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 -2006 годы. С 1 января 2004 года предусматривается выделение финансирования на программу информатизации судов по 500 миллионов рублей ежегодно.
В связи с изменениями социально-экономической обстановки в России, увеличением количества и качественного содержания судебных дел, расширением возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц информационная нагрузка на суды возрастает с каждым годом. В этих условиях одним из основных путей повышения эффективности работы судов является внедрение новых информационных технологий.
CNews.ru: Каким образом вырабатывается ИТ-стратегия в Верховном суде, насколько она коррелирует с общей стратегией реформирования судебной системы? Привлекаются ли к этой работе внешние консультанты и интеграторы или этой работой занят только ваш внутренний ИТ-департамент?
Александр Обарчук: Реализация полномочий системы Судебного департамента сопряжена со сбором и обработкой больших объемов информации, а также решением широкого круга информационно-аналитических задач административного управления и ресурсного обеспечения деятельности судов. В настоящее время Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации разработана и утверждена Советом судей Российской Федерации концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»), которая призвана обеспечить единство подходов к разработке методов и средств информатизации по трем основным направлениям информатизации системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества, информатизация системы Судебного департамента и создании интегрированной сети средств информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития ГАС «Правосудие».
Итогом мероприятий по реализации требований Федеральной целевой
программы должно стать создание единой автоматизированной системы на базе
имущественного комплекса ГАС «Правосудие» и соответствующей
инфраструктуры, обеспечивающей предоставление информационно-
телекоммуникационных услуг работникам судов и органов Судебного
департамента, взаимодействующим организациям и гражданам, поддержание в
работоспособном состоянии компьютерных средств, а также обучение кадров
новым информационным технологиям.
Работы первого направления должны быть нацелены на создание унифицированных компьютерных технологий автоматизации процессов судопроизводства, подготовку достоверных данных судебной статистики с осуществлением многоаспектной их обработки и наглядного отображения, а также обеспечения информационно-аналитической деятельности судов.
Второе направление призвано сформировать автоматизированные технологии деятельности системы Судебного департамента, осуществляющей административное, организационное, правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов, сбор и обработку данных судебной статистики, получение аналитических материалов с целью повышения эффективности деятельности судов.
Мероприятия третьего направления являются неотъемлемой составляющей комплекса целевых задач по созданию ГАС «Правосудие» в части формирования инфраструктуры телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы. Эти мероприятия обеспечивают планирование и организацию использования средств связи и передачи данных в системе, создание организационно-штатной структуры системы, организуют финансовое и ресурсное обеспечение её функционирования и развития, поддержание программно-технических средств системы в работоспособном состоянии. Это направление включает также мероприятия по созданию центров внедрения новых технологий и обучения судей и работников аппаратов, использованию средств информатизации в судах и органах Судебного департамента.
Взаимосвязанные работы по этим направлениям, предусматривающие постоянный обмен документальной информацией между ними, формируют целостную систему судебных информационных ресурсов и единую технологическую среду для судов и органов Судебного департамента на базе компьютерных и телекоммуникационных средств, т.е. создание единого информационного пространства.
В конечном счете, достигается повышение качества и оперативности деятельности судов и системы Судебного департамента. Удовлетворяются информационные потребности граждан в судебной сфере, создаются условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню обмена информацией с взаимодействующими организациями, подготовки и переподготовки кадров и научно-методического обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента.
Единственным действенным способом, позволяющим справиться с обработкой растущих объемов данных представляется объединение не связанных друг с другом компьютерных комплексов в глобальную информационную систему (ИС), охватывающую всю судебную систему. Как показывает опыт, ни одно современное предприятие не может успешно функционировать без эффективной информационной системы. Однако, разработка, внедрение и эксплуатация такого решения непростая задача, подчас требующая больших вложений и привлечения квалифицированных специалистов компетентных организаций, предприятий и фирм, а также дополнительного обучения собственных работников. По этой причине вопрос экономической эффективности корпоративной ИС должен рассматриваться с не меньшей тщательностью, чем технические аспекты ее реализации.
Соответственно планирование создания, а также реорганизации инфраструктуры информационной системы (IT-инфраструктуры) должно проводиться с максимальной тщательностью, иначе допущенные на этом этапе ошибки, реализованные в конечном проекте, приведут к снижению эффективности и значительным убыткам. Но как правильно провести анализ проблем и потребностей, сформулировать техническое задание, а затем и претворить его в жизнь? Ведь далеко не всегда и не по всем вопросам сотрудники IT-подразделений обладают достаточными теоретическими знаниями и опытом внедрения новых систем.
В таком случае разумным подходом будет использование при проектировании опыта, накопленного специализированными на данных направлениях компаниями, а также следование методическим инструкциям, составленным специалистами в области разработки и обслуживания IT-инфраструктур корпоративного уровня. Еще лучше, если в роли составителей подобных рекомендаций выступают люди, имеющие непосредственное отношение к созданию платформ, на основе которых строятся информационные системы.
CNews.ru: Какая часть потребностей судов в автоматизации деятельности уже сегодня удовлетворена?
Александр Обарчук: Проводимые в настоящее время разрозненные работы по информатизации российских судов без формирования целостной системной идеологии и согласованных направлений использования информационных технологий характеризуются большими издержками и поэтому говорить сегодня об удовлетворении потребностей в автоматизации довольно сложно. Можно только отметить, что среднестатистическая оснащенность вычислительной техникой судов общей юрисдикции областного уровня и региональных управлений (отделов) Судебного департамента в настоящее время составляет 7080 %, районных судов 4050%. Вместе с тем, ряд судов областного уровня и включенные в международные проекты районные (городские) пилотные суды имеют развитую IT-инфраструктуру и практически готовы для включения в общую информационную структуру судебной системы (ГАС «Правосудие»).
CNews.ru: Какое место в стратегии информатизации судебной системы занимают интернет-технологии?
Александр Обарчук: В условиях отсутствия единой ведомственной системы связи и передачи данных, объединяющей территориально распределенные комплексы средств автоматизации судов и региональных органов Судебного департамента, в настоящее время единственным общедоступным телекоммуникационным ресурсом, обеспечивающим электронную передачу информации, является сеть интернет.
В настоящее время все суды (республиканские, краевые и областные), а также региональные управления (отделы) Судебного департамента имеют выход в сеть интернет. Ведутся работы по обеспечению районных судов средствами телекоммуникаций.
CNews.ru: Какие задачи по информатизации стоят на повестке дня сегодня? Что уже решено и является предметом гордости?
Александр Обарчук: Основной задачей, стоящей на повестке дня сегодня, является реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 2006 годы по созданию ГАС «Правосудие».
Мы хотим создать автоматизированные рабочие места для всех судей и работников судов, оснастить суды технологиями видеоконференцсвязи, внедрить электронные архивы и многие другие передовые информационные технологии, прошедшие апробацию в судах. Мы также открыты для изучения и внедрения новых технологических решений, которые появляются на IT рынке.