Алексей Леонтьев: Максимальную экономическую и политическую выгоду могут принести проекты информатизации регионов в целом
На вопросы CNews.ru отвечает Алексей Леонтьев, управляющий партнер компании «Verysell Проекты». По мнению эксперта, уже скоро возможен отказ государственных организаций России от программных продуктов собственной разработки в пользу решений известных западных вендоров и последующие за этим мероприятия по переходу на них.
CNews.ru: Как вы оцениваете темпы и эффективность информатизации органов государственной власти и управления в нашей стране? Насколько приоритетной задачей в политике правительства, по вашим ощущениям, является информатизация?
Алексей Леонтьев: В течение последних нескольких лет темп информатизации составляет около 20% в год. Налицо желание заказчиков совершенствовать процессы в качественном отношении. Это предопределяет выбор такого системного интегратора, который достиг высокого уровня экспертизы. Таким образом, ощущается постоянный интерес к новейшим разработкам в области высоких технологий и применения их в сферах государственного управления, но побеждают в тендерах те компании, которые постоянно работают как над своим уровнем экспертизы, так и над репутацией.
CNews.ru: Проекты в каких направлениях могли бы дать наиболее значительный результат по повышению эффективности работы, на ваш взгляд?
Алексей Леонтьев: Максимальную экономическую и политическую выгоду, по нашему мнению, могут принести проекты информатизации регионов в целом, систем налоговых органов и дальнейшее повсеместное развитие интернет-технологий. Кроме того, немаловажным является и обновление инфраструктуры существующих систем телефонной связи, оборудование которых исчерпало свои возможности как минимум десятилетие назад.
CNews.ru: В декабре Минсвязи планирует обнародовать концепцию внедрения инфокоммуникационных технологий в органах власти. Предполагается, что на основе этого документа будут утверждаться все ведомственные программы информатизации, а также все проекты ФЦП «Электронная Россия», касающиеся внедрения ИКТ в деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти. На ваш взгляд, насколько дееспособен и эффективен подобный механизм утверждения государственных программ информатизации?
Алексей Леонтьев: Мы считаем, что выработка, а впоследствии и системное применение единой политики в области информатизации будет плодотворным, и положительно скажется как в целом на телекоммуникационной и ИТ отрасли, так и в реализации конкретных проектов.
CNews.ru: Насколько велика угроза попадания в зависимость от иностранных ИТ-поставщиков при развитии информационной инфраструктуры государства? На каких принципах должны выбираться решения помимо их эффективности? Должен ли быть приоритет у отечественных разработчиков?
Алексей Леонтьев: К настоящему моменту шанс попасть в зависимость от западных поставщиков существует, однако, не стоит рассматривать этот фактор исключительно в «черных тонах». Выбор поставщика должен соответствовать уровню важности проекта для национальных интересов государства, и если конкретная западная компания производит оборудование и решения, целиком и полностью отвечающее всем требованиям, то это и будет оптимальным выбором. Тем не менее, при наличии аналогичных отечественных разработок, приоритет должен быть у них. Другое дело, что для целого ряда решений, к сожалению, не существует отечественных аналогов оборудования. Это неоднократно ранее обсуждалось на круглых столах, посвященных национальной концепции регулирования рынка ИТ, которые проводились под эгидой АП КИТ, РБК и журнала «Эксперт» и здесь государству еще предстоит концептуально определиться.
CNews.ru: Сейчас много говорят о необходимости использования ПО с открытыми исходными кодами при информатизации госсектора. За этот путь информатизации своих стран ратуют и многие чиновники в Европе. Каково ваше отношение к этому предложению?
Алексей Леонтьев: Применение программного обеспечения с открытым исходным кодом, на первый взгляд, сулит хорошие экономические выгоды, но в проектном бизнесе, помимо ценовой привлекательности существуют и дополнительные факторы, существенно влияющие на выбор поставщика, например техническая поддержка. Сейчас не существует профессиональной технической поддержки у ПО с открытым исходным кодом. Кроме того, применение такого ПО несет и дополнительную нагрузку на ИТ-команду заказчика. Кроме того, такие продукты более уязвимы, чем их коммерческие аналоги. Да и реакция производителя на внесение изменений и исправление ошибок в коммерческих продуктах на порядок выше. Резюмируя, можно сказать, что в ближайшее время программное обеспечение с открытым кодом не найдет широкого применения в государственных органах власти.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития решений по интернет-взаимодействию граждан и государства посредством ведомственных информационных систем? Похоже, что чиновники не особенно приветствуют развитие этого сервиса.
Алексей Леонтьев: Применение таких схем взаимодействия, в целом, скажется положительно как на уровне демократизации в стране, так и в целом на системе государственного управления.
CNews.ru: Одним из недавних проектов «Verysell Проекты» стало создание информационной системы по заказу Росземкадастра. Какие задачи вам довелось решать в данном проекте?
Алексей Леонтьев: Наша компания детально проработала техническую часть проекта с целью оптимального выбора поставщиков оборудования, программного обеспечения и субподрядных организаций для выполнения работ. При этом предпочтение отдавалось организациям имеющим опыт выполнения необходимых работ и требуемую квалификацию. При выборе технических решений решающее значение имело наличие сервисных центров у производителя оборудования в местах эксплуатации систем (городах Иркутске и Саратове).
Далее мы осуществляли управление поставками. Учитывая, что поставляемая номенклатура имела несколько десятков единиц техники и программного обеспечения, большое значение имело планирование поставок. Необходимо было полностью скомплектовать все компоненты систем в местах построения систем в требуемые сроки.
Мы также осуществили планирование и контроль выполнения работ. Учитывая, что создание каждой системы имеет четко определенную последовательность, необходимо было запланировать и проконтролировать выполнение каждого этапа работ. Также согласовывались контрольные этапы и процедуры передачи этапов между различными бригадами и организациями, выполнявшими работы.
CNews.ru: Каких изменений следует ожидать на рынке информатизации госсектора в России в ближайшие годы?
Алексей Леонтьев: Я полагаю, что больших изменений не произойдет. Продолжится серия конкурсов в различных министерствах и ведомствах в рамках федеральной программы «Электронная Россия». Возможно, ряд министерств наметит техническое перевооружение как в центральных аппаратах, так и в региональных структурах. Уверен, что наиболее интенсивно будет развиваться построение корпоративных систем передачи данных федеральных структур. Более активно будет развиваться проект «Электронная Москва». Также возможен отказ от программных продуктов собственной разработки в пользу программных продуктов известных западных вендоров и последующие за этим мероприятия по переходу на них.