Одно из ключевых мест в программе информатизации органов государственной власти в России занимает, к сожалению, пока малозаметный проект по созданию Единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). Похоже, что именно здесь при должном подходе можно было бы добиться весьма ощутимого эффекта. Между тем, разные исполнители проекта в разных регионах действуют несогласованно, что может в дальнейшем обернуться для страны колоссальными дополнительными расходами.
История проекта
Программное мероприятие 14 «Разработка и реализация концепции Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД)» является ключевым пунктом ФЦП «Электронная Россия». На нужды ЕГСУПД из общего объема средств федерального бюджета запланировано 10 млрд. рублей, т.е. четверть федерального бюджета «Электронной России».
В соответствии с концепцией ЕГСУПД на территории каждого субъекта России на условиях долевого софинансирования должен быть построен региональный сегмент ЕГСУПД сложный территориально-распределенныйпрограммно-технический комплекс, создающийся в интересах всех органов государственной власти (ОГВ) федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, бюджетных и внебюджетных фондов и организаций. ЕГСУПД базовый элемент «электронного правительства» России, основа для реализации антитеррористических и мобилизационных мероприятий, финансового мониторинга, информатизации работы контрольно-счетных органов и правоохранительной системы государства.
В 20022003 годах по заданиям федерального государственного учреждения Федеральный научно-технический центр «Единая государственная система управления и передачи данных» при Минэкономразвития России, ряда региональных и муниципальных администраций Российской Федерации была разработана и продолжает разрабатываться проектно-сметная документация по строительству региональных и городских сегментов ЕГСУПД. Документация используется для формирования бюджетных заявок на финансирование проектов ЕГСУПД из средств федерального бюджета.
Цели и задачи проекта
Программное направление включает совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования инфокоммуникационных технологий. Цель проекта: эволюционное совершенствование и развитие государственного управления и местного самоуправления за счет широкого и интенсивного внедрения новейших достижений информационных и коммуникационных технологий в государственном секторе. Среди задач проекта можно выделить четыре основных.
Задача 1: повысить эффективность коммуникаций и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправлении, создать единую информационную среду, объединяющую все органы государственной власти федерального, окружного и регионального уровней, местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации на базе широкого внедрения современных информационных технологий и оптоволоконных линий связи. Преодолеть ограничения, свойственные внутриведомственным сетям.
Задача 2: обеспечить строго регламентированное информационное взаимодействие ОГВ, администраций, организаций и фондов с целью оперативного отслеживания хода финансовых, социально-экономических, демографических и других процессов в государстве, учета и управления государственными ресурсами страны, удовлетворения потребностей ведомств в услугах информационного обмена.
Задача 3: обеспечить доступ к ОГВ широким слоям населения и общественности.
Задача 4: создать централизованные системы и подсистемы сбора, хранения и обработки данных, с целью их использования ОГВ всех уровней. Организовать электронные библиотеки, архивы и базы данных публичного и межведомственного назначения, доступные как государственным органам, так и общественности.
Скрытая угроза: новая «лоскутная волна»
Несмотря на очевидные преимущества создания ЕГСУПД, проект содержит внутреннюю угрозу. Это связано в первую очередь с отсутствием эффективного механизма согласования работ в рамках всей страны в целом, где действует 89 региональных администраций с существенно различающимся уровнем квалификации персонала и пониманием задач интеграции модулей от разных производителей. Так, согласно исследованию Высшей школы экономики, проведенному в 2003 году по заказу МЭРТ, только 5% федеральных баз данных находится в общефедеральном доступе, остальные 95% доступны только внутри самих ведомств, их создавших. Подобная внутриведомственная закрытость нашла свое отражение при реализации «Электронной России» и нечто аналогичное теперь происходит в региональных администрациях.
Как в силу хронического недофинансирования, так и по причине широкой свободы в реализации своих программ информатизации, в регионах отчетливо намечается тенденция к лоскутной информатизации. Нечто подобное уже происходило в крупных территориально распределенных торговых и промышленных компаниях. Этот опыт наглядно показал, что последующие затраты на интеграцию и достижение эффективного взаимодействия приложений разных производителей значительно превысят предшествовавшие затраты на их закупку и установку.
Даже географически близкие регионы, руководство государственных ИТ-программ которых видится довольно часто, заказывают системы для выполнения одних и тех же функций у разных производителей, не заботясь о необходимости их последующей согласованной работы, которая потребуется, если не завтра, то послезавтра. Об этой «скрытой угрозе» для «Электронной России» и региональных программ информатизации говорили специалисты ФАПСИ при подведении итогов реализации программы в конце 2002 года. По их мнению существует опасность создания в различных субъектах Федерации разнородных систем, которые в дальнейшем невозможно будет объединить. Этому еще в 2002 году в немалой степени способствовали самостоятельные инициативы региональных властей по созданию своих электронных правительств. Аналогичные тенденции не только нашли свое продолжение в 2003 году, но и существенно усилились.
Ближайшее будущее
В промежутке от 2002 до 2010 года предполагается создать единую государственную систему управления и передачи данных, обслуживающую органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации. Предполагается создание необходимых узлов подключения к компьютерным сетям.
Единая транспортная магистраль предполагает создание коллективно используемых ресурсов: транспортная сеть, сеть хранения и вычислительные мощности. ЕГСУПД -выступит межведомственной системой сбора, хранения, анализа и распространения социально значимой информации.
В конце 2003 года была сформулирована задача оценки стоимости региональных проектов ЕГСУПД, в основу которой был положен корреляционный анализ. С подробным рассмотрением оценок, проведенных специалистами, можно ознакомиться далее
Аналитический отдел компании PLUS Communications
Николай Щелкунов: Определяющим направлением станет создание интегрированной инфокоммуникационной среды
На вопросы CNews.ru ответил Николай Щелкунов, заместитель генерального директора компании Plus Communications. По мнению эксперта, преодолеть ведомственный феодализм в автоматизации удастся благодаря развитию ЕГСУПД.
CNews.ru: Если рассматривать телекоммуникационную инфраструктуру органов государственного управления в России как единое целое, то насколько оптимально, на ваш взгляд, решены вопросы архитектуры, интеграции и единых стандартов в этой системе?
Николай Щелкунов: Картина инфокоммуникационной инфраструктуры органов государственного управления нашей страны полна противоречий. К сожалению, в ходе масштабных трансформаций 90-х годов практически все имевшиеся наработки были утеряны и автоматизация госорганов «капиталистического» периода началась, по сути, с нуля.
В настоящий момент инфокоммуникационная инфраструктура развита неоднородно и, в целом, достаточно слабо. В частности, оснащенность даже центральных ведомств аппаратными и программно-техническими средствами оставляет желать лучшего. Существуют проблемы даже с использованием электронной почты и доступом в интернет. Государственные информационные ресурсы фрагментарны, нет единой стандартизации учетного и бэк-офисного ПО. Квалификация государственных служащих не обеспечивает возможности эффективного использования имеющего программного обеспечения.