Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

ИМЦ: Государство закладывает основы электронной коммерции

ИМЦ: Государство закладывает основы электронной коммерцииОсновной задачей ФЦП «Электронная Россия» является комплексная информатизация госстуктур с целью совершенствования системы государственного управления. Неожиданно большое внимание в программе уделяется развитию электронной торговли, которая, собственно говоря, относится к сфере бизнеса. И не случайно. Чтобы строить развитую экономику, необходимо обеспечить высокую оборачиваемость средств. Чем меньше временной цикл от закупки сырья до продажи готового продукта — тем интенсивней и эффективней развивается промышленность. Значительное место в этом цикле занимает процесс сбыта и закупки, который можно ускорить посредством использования современных информационных технологий. Формируя инфраструктуру электронной торговли, государство создает основу для устойчивого экономического роста.

Создать систему информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) в России возможно только при наличии существенного потенциала и опыта работы с государственными и коммерческими структурами. Нужно понимать, что решение этой проблемы сводится не только к разработке информационно-коммуникационной системы в обычном понимании. Необходим комплексный подход. Он означает формирование всех необходимых ресурсов, обеспечивающих функционирование системы в целом, всей инфраструктуры электронной торговли. Это нормативное, правовое, нормативно-техническое, организационное, кадровое, техническое, материальное и многие другие виды обеспечения. При этом на первый план выходит вопрос не только получения прибыли от реализации проекта, но и обеспечение эффективной работы всей системы как института, как группы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов.

Кроме того, сфера электронной торговли для России представляет собой новую область деятельности, в которой отсутствуют какие-либо существенные структурные образования и слабо описаны бизнес-процессы. Кроме того, несовершенство существующей правовой базы не позволяет построить простую и легитимную схему отношений Покупатель — ИМЦ — Продавец. Говоря языком математики, данная задача является нечеткой и для ее решения пришлось использовать аппарат нечетких множеств Заде и экспертных систем.

Не менее сложный комплекс задач пришлось решать при разработке механизмов взаимодействия электронных торговых площадок. Вопрос интеграции различных и разнородных систем потребовал разработки концептуального проекта и проведения анализа бизнес-процессов деятельности ИМЦ. Были решены оптимизационные задачи анализа и декомпозиции функций, что позволило получить оптимальную структуру подсистем ИМЦ. Для обеспечения взаимодействия ИМЦ с внешними системами был использован специальный механизм сопряжения разнородных систем. Результатом такого концептуального проектирования явилось создание совокупности стандартов и спецификаций — так называемого функционального стандарта (ФС) — интегрируемой информационной инфраструктуры электронной торговли на базе системы ИМЦ. ФС необходим для того, чтобы зафиксировать нормативно-технические требования к прикладным программам (приложениям) ИМЦ и к компонентам среды, в которой эти приложения создаются и выполняются. С точки зрения науки — это не одна докторская диссертация! Это целое направление, которое под эгидой государства приобретает новый масштаб по отношению к существующим до сих пор попыткам отдельных организаций. С точки зрения практики — наличие ФС позволяет с определенными доработками использовать существующие системы электронной торговли, что значительно экономит государственные средства.

Таким образом, впервые в России создается система информационно-маркетинговых центров, являющихся основой формирования интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли. Она включает в себя региональные ИМЦ, объединенные в единую инфраструктуру, работа которой управляется Межрегиональным ИМЦ. В задачи ИМЦ входит подготовка и проведение конкурсов по закупкам товаров для госструктур, контроль за выполнением заключенных государственных контрактов, мониторинг рынка товаров и услуг с целью оптимизации бюджетных расходов.

Электронная торговая площадка ИМЦ поддерживает все типы государственных конкурсов. Идеология ее разработки базировалась на принципах открытых систем. Это означает, что при соблюдении функциональных стандартов и определенных регламентов в ИМЦ могут интегрироваться системы электронной торговли других разработчиков. Таким образом, в дальнейшем к нему могут присоединяться и коммерческие системы электронной торговли. Фактически ИМЦ — это основа для формирования национальной инфраструктуры электронной торговли. Важной особенностью настоящего проекта является то, что принципы открытости закладываются на начальной стадии проектирования. По мнению специалистов института системного анализа РАН такой подход открывает широкие перспективы. Его реализация позволяет значительно упростить как взаимодействие подсистем, входящих в ИМЦ, так и взаимодействие с внешними системами.

ИМЦ обеспечивает формирование и управление государственными закупками — сбор заявок государственных организаций на закупку товаров, их систематизацию, классификацию по товарным группам и составление тендеров. Это позволяет оперативно и эффективно решать задачу централизации госзакупок. Когда от различных организаций поступают заявки на закупку однотипной продукции, гораздо эффективней объединить их в единый тендер, что обеспечит более низкую цену за счет размеров заказа.

Проведение государственных конкурсов нередко сопровождается конфликтами, когда кто-либо считает себя несправедливо обиженным конкурсной комиссией. Чтобы этого избежать, системой ведется протокол отношений между заказчиками, компаниями-поставщиками и ИМЦ. Это необходимо для справедливого разбора конфликтных ситуаций, когда какая-либо из сторон имеет претензии к другой стороне. Например, когда компания поставщик обвиняет покупателя в несправедливом отстранении от участия в тендере, или, наоборот, покупатель обвиняет компанию-поставщика в нарушении тендерных регламентов.

Эффективное ведение хозяйственной деятельности прежде всего основано на знании рынка и поставщиков. В ИМЦ реализован многоуровневый механизм сбора, хранения и анализа информации, который позволяет вести различные тематические базы данных. На их основе можно более рационально выстроить процесс госзакупок. В одной базе данных содержится информация обо всех предприятиях субъекта РФ, в том числе принимавших участие в конкурсах, проводимых в данном регионе. В другой хранится реестр товаров и услуг, предлагаемых данными предприятиями. Для большего удобства подсистема обеспечивает формирование реестра на основе общероссийских и региональных классификаторов.

Также в системе ведется база отношений продавца и покупателя. По сути, она напоминает «кредитную историю», которая ведется в банках по каждому из клиентов. База содержит историю отношений с каждым из поставщиков, которая позволяет оценить его надежность и добросовестность, на основе чего выстроить взаимоотношения с ним, то есть условно определить рейтинг. Такой рейтинг может быть аналогом присваемого в свое время купцам статуса принадлежности к различным Гильдиям или системы индексов надежности банков, давно и успешно используемой в банковской системе. Если поставщик не выполняет свои обязательства — это фиксируется и учитывается в ходе проведения заказчиком следующих тендеров. Если же поставщик честно выполняет все пункты соглашения, то в дальнейшем он может получить определенные льготы — например, возможность пройти по упрощенной схеме подачи заявки на тендер.

Со временем в ИМЦ будет накоплена ценнейшая информационная база, которая позволит более эффективно проводить тендеры и выстраивать взаимоотношения с поставщиками. Эта информация поможет органам государственной власти при прогнозировании и планировании развития Субъекта РФ. Стоимость этой информации может во много раз превышать стоимость всего ИМЦ, и потому нельзя допустить, чтобы в результате случайных технических сбоев эта информация была утеряна. Выбранная архитектура построения системы ИМЦ, позволяет полностью восстанавливать информацию, даже если база данных какого-либо из ИМЦ будет полностью уничтожена. Это произойдет за счет репликации данных из Межрегионального ИМЦ.

Идеология работы информационно-маркетингового центра предполагает удаленный вариант взаимодействия покупателя и продавца. В информационной системе ИМЦ автоматически генерируется весь необходимый комплект документов, сопровождающий организацию и проведение тендера, выполнение соглашения о поставке товара — заявка, протокол, договор, платежное поручение. Посредством применения ЭЦП все отношения между покупателем и продавцом могут осуществляться через интернет, что позволяет значительно сократить время выполнения государственных контрактов.

Часть информации, хранящейся в ИМЦ, является закрытой (конфиденциальной). Даже частичная ее утечка может нарушить «чистоту» проведения государственных тендеров и привести к ощутимым финансовым потерям как со стороны компаний поставщиков, так и со стороны заказчиков. Поэтому необходимо было обеспечить строгий режим конфиденциальности и исключить возможность несанкционированного доступа к данным. Для этого была разработана политика безопасности и построена подсистема безопасности, включающая многочисленные рубежи защиты на уровне различных программных и аппаратных средств — операционной системы, системы управления базами данных, firewall и др. Такая структура обеспечивает более надежную защиту, практически не допуская возможности компьютерного взлома или проникновение вируса в ходе спланированной кибер-атаки.

Успехом любого государственного проекта, реализуемого в масштабах страны, является условие тесного и конструктивного взаимодействия с непосредственным пользователем на уровне единых рабочих групп. В нашем случае примером такого взаимодействия является пилотный проект, реализуемый во Владимирской области на базе Фонда Госимущества. Все основные алгоритмы, методики и технологии прошли и проходят апробацию в реальных условиях в этом регионе.

Построение системы информационно-маркетинговых центров несет важное значение для экономического развития регионов. Исследования показывают, что работа ИМЦ позволит сократить расходы областных бюджетов на 15–25%, что создаст существенные положительные тенденции к достижению профицита бюджета даже в промышленно отсталых регионах. Помимо этого, с помощью Центров возможно будет активизировать деятельность региональных производителей, расширить их деловые связи на межрегиональном и международном уровнях и увеличить сбыт. Результатом станет повышение прибыльности предприятий и, соответственно, увеличение налоговых отчислений в бюджет. Все это в комплексе приведет к улучшению экономической, социальной и политической обстановки в регионе.

Виктор Цыганков / Cognitive Technologies



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS